Стресс, является механизмом, изначально заложенным в наши реакции, поэтому его нельзя избежать. Его определенная доза необходима индивиду для нормальной жизнедеятельности. Примером является активизация сил, при ограниченных сроках работы. К тому же без стресса невозможно представить развитие человека, т.к. находясь всегда в зоне комфорта, нет нужды развиваться. Не надо также забывать, что человеку нельзя прибывать в состоянии постоянного стресса, а то произойдет обратный эффект, приводящий к негативным последствиям от стресса.
Профессиональный стресс - это нервно-психическое напряжение сотрудника, вследствие действия негативных условий, связанных с производственной деятельностью.
Опираясь на данное определение, выделили определенные виды профессионального стресса:
1) Блокирующий (деструктивный) стресс — возникает в результате длительного пребывания в состоянии напряжения. Он оказывает негативное действие на личность, в связи с тем, что может привести к нарушению деятельности человека. Долгое протекание данного вида стресса может привести к появлению апатии и эмоциональному выгоранию.
2) Стимулирующий (развивающий, конструктивный) стресс, выступает противоположным блокирующему стрессу — кратковременный стресс, выступающий реакцией на сложные условия, вызывающий активную деятельность личности. Это проявляется на физиологическом уровне в виде работы гормонов стресса, усиливающих сердцебиение, скорость кровотока, нервных импульсов, что приводит к повышению умственной деятельности, чувствительности сенсорных систем, улучшению восприятия информации и более быстрому поиску решений.
Временный энергетический всплеск как ответ на экстремальные условия, стимулирующий активную деятельность человека.
3) Информационный стресс провоцируется дефицитом информации, слишком быстрой ее сменой, нехваткой времени для принятия решений или переработки данных.
4) Эмоциональный стресс развивается при наличии ощущения возникновения опасности или при точном ее поступлении (проблемы с начальством, получение штрафа и прочее).
5) Коммуникативный стресс возникает при проблемах общения во время рабочего процесса.
Существует две основные группы причин развития профессионального стресса:
1) Организационные – сроки, поставленные для выполнения рабочего задания, условия работы, отношения в коллективе, материальная удовлетворенность, график работы, профессия и прочее.
2) Внеорганизационные – внутриличностные установки (неуверенность в себе, стеснительность, повышенная тревожность и др.), физическое здоровье (наличие или отсутствие проблем с ним), социальное положение и статус и др.
Сам стресс на рабочем месте может проявляться на разных уровнях:
1) социокультурном;
2) организационном;
3) рабочем;
4) межличностном;
5) психологическом;
6) биологическом;
7) физическом;
8) уровне окружающей среды.
Реакция на стресс зависит от личностных особенностей человека. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни адаптируются к стрессу, другие избегают его, а кто-то наоборот начинает интенсивней и продуктивней работать. Эти три позиции имеют названия:
1)«Стресс вола»- данные личности адаптируются к стрессу.
2)«Стресс кролика»- им характерно избегание.
3) «Стресс льва»- стрессовые ситуации их мобилизуют.
У каждого человека есть порог чувствительности к стрессу – это индивидуальный уровень напряженности, достигнув который конструктивный стресс, переходит в деструктивный.
Кроме индивидуальной чувствительности к стрессу у каждой личности есть индивидуальный сценарий стрессового поведения, т.е. модель поведения человека при стрессе. Как правило, эта модель приобретается еще в детстве от самых близких людей. Этот сценарий обладает индивидуальной формой и частотой воспроизведения, а также направленностью, внутрь(на себя) или наружу(окружение). Независимо на высокий порог чувствительности к стрессу и грамотно выбранный индивидуальный сценарий, слишком долгий стресс в любом случае может привести к синдрому эмоционального выгорания.
Также есть понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Это промежуток времени, в течении которого человек может испытывать стресс без негативных последствий.
Главная причина возникновения профессионального стресса - это не соответствие личностных качеств сотрудника осуществляемой им деятельности.
Существует несколько видов этого не соответствия:
1)Требования, предъявляемые к сотруднику, несоответствуют его возможностям.
2)Разница между грубой нерациональной тактикой администрации предприятия в организации трудовой деятельности и контроля за ней и несовпадением взглядов работника на возможность определения самостоятельно способы и методы достижения поставленного уровня результатов, за которые придется отвечать.
3)Несоответствие полученного вознаграждения за проведенную работу с ожидаемым, воспринимается сотрудником, как недооценка его труда.
4)Разница в этических ценностях личности и условиях, которые ставит предприятие.
Дж.Гринберг отмечает, что неотъемлемым фактором в развитие профессионального стресса является понимание своей роли сотрудником в организации. Если у сотрудника не хватает этих ощущений, могут возникнуть множество ролевых проблем
1)Ролевая перегрузка, возникает при чрезмерных нагрузках на сотрудника, когда он не в состоянии их выполнить.
2) Ролевая недостаточность, когда работникам не хватает знаний, умений, опыта и других качеств для осуществления порученной работы.
3) Двусмысленность роли - ситуация, которая возникает, когда не обговорены детали работы.
4) Ролевой конфликт, возникает в случае, когда сотрудник попадает в ситуацию, получения двух заданий от разных руководителей, ведущих к противоположным результатам.
Есть профессии наиболее подверженные профессиональному стрессу:
- Сотрудники социальных и коммуникативных профессий: менеджеры, журналисты, медики, педагоги, руководители, психологи, социальные работники.
- Сотрудники имеющие дело с негативом: конфликт-менеджеры, работники телефона доверия, полиции, МЧС, скорой помощи.
- Личности, у которых присутствует постоянный внутриличностный конфликт, связанный с работой.
- Представительницы женского пола, испытывающие условия жесткой конкуренции с мужчинами, а также переживающие за постоянный выбор «работа или семья».
- Сотрудники предприятий, чья деятельность связана с нестабильностью рабочего места и хроническим страхом его потери.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Питер, 2009.Бабанов С.А.Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы Русский медицинский журнал. 2014. Т. 22.№ 4.Карвасарский Б.Д.Психотерапия. СПб: Питер, 2007. Карташова Л. В. Никонова Т.В, Соломанидина Т.О.. Организационное поведение: Учебник /- 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.Косарев В. В.,. Бабанов С. А Профессиональные болезни «Инфра-М», «Вузовский учебник»Манухина С.Ю.,Глушач Н.Н., Манухина Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014.№ 4.Березенцева Е.А.Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания. Управление образованием: теория и практика. 2014.№ 4.Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.