|
Стратегии продуктивного и непродуктивного копинга в авторских стихах: диагностика по дискурсуАвтор статьи: Майсак Надежда Васильевна
С момента рождения человек постоянно переживает индивидуальные жизненные события, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Ответ личности на внешние стрессовые события многими психологами определяется как совладание. Стиль совладания даже у одного человека может изменяться в зависимости от возраста, личностных особенностей и сферы жизни, в которой он проявляется: в работе или карьере, домашнем хозяйстве, заботе о собственном здоровье, в семейных отношениях. Проблема психологического совладания личности со стрессом (копинга) возникла и стала активно развиваться в США и Западной Европе во второй половине ХХ века как проблема стрессоустойчивости личности (Лазарус Р., Фолькман С. и др.). Термин «копинг-поведение» (от англ. to соре - справиться, совладать) введен Абрахамом Маслоу (1987) как противопоставление экспрессивному поведению, индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией; это разновидность социального поведения, смысл которого – разрешить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований, предъявляемых трудной ситуацией, а также предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость и/или опасность. Под копингом подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые превышают возможности справиться с ними и оцениваются как напряжение. Баланс между совладанием (копингом)или защитным поведением выражается в «иерархии типичных реакций, или техник жизни», предложенной немецкими учеными Урсулой Леер и Гансом Томэ (1993). Это [цит. по: 1]:
В ситуации кризиса копинг-механизмы более продуктивны, чем психологические защиты, к использованию которых личность, как правило, прибегает неосознанно. Лазарус (1966) и Финеманн (1987) выделяют три основных критерия, по которым строятся классификации копинг-поведения. Это: 1) эмоциональный и/или проблемный копинг; 2) когнитивный и/или поведенческий; 3) успешный и/или неуспешный. И. Г. Малкина-Пых [2] описывает три самых распространенных стратегии совладающего поведения: разрешение проблем (проблемно-ориентированный копинг), поиск социальной поддержки и избегание. Успешный копинг приводит к преодолению трудной, стрессовой, экстремальной ситуации, а неуспешный копинг препятствует совладанию. Стиль совладания даже у одного человека может изменяться в зависимости от возраста, личностных особенностей и сферы жизни, в которой он проявляется: в работе или карьере, домашнем хозяйстве, заботе о собственном здоровье, в семейных отношениях Считается, что каждая личность применяет те способы взаимодействия с социумом, которые были «выучены» в раннем возрасте и «отшлифованы» в последующем. Но жизнь предъявляет к личности неожиданные требования, и она вынуждена адаптироваться, расширять поведенческий арсенал, осваивать новые тактики поведения и стратегии копинга. Диагностировать копинг-стратегии можно, используя специальные тесты. Однако определить психоэмоциональное состояние человека и выявить преобладающие копинг-стратегии можно и по уникальному дискурсу. Для примера проанализируем стихи одного и того же автора, созданные им на протяжении полугода. Так, в первых четверостишиях можно констатировать депрессивное состояние, однако далее наблюдается движение от непродуктивного копинга к продуктивному. *** Приходят перемены незаметно, Весенняя капель сменяет зиму, Находим непременно мы ответы, Штрихами завершая всю картину.
Приходят перемены незаметно: Печаль и радость, участь-равнодушье… Две стороны одной монеты, И мир, где солнце спряталось за тучи...
*** То ли в себе замкнуться? Захлопнуть створки раковины, В мысли свои окунуться, Которые были спрятаны.... Но лучик тонкий и яркий, Сквозь щелочку проникает Хохочет, щекочет пятки, Печали совсем не знает...
В нижеследующих стихотворениях уже «светится» стратегия оптимизма ‑ продуктивный эмоциональный копинг: В бане Между прочим, трудно в бане Грудью полною дышать: Ноздри воздух обжигает, Так и хочется сбежать! Жаром сушит уши, руки, Мозг тихонечко кипит И, по всем статьям науки, Веник в тазике лежит. Разогрелся я конкретно, До оранжевых кругов, Словно птица в тесной клетке, Сердце бьется ‑ гонит кровь, И, не выдержав характер, Об косяк ударив лоб, Я сказал: «Идите в баню!». И… упал спиной в сугроб!
*** Брызнул дождик развеселый, Не холодный, проливной. Вижу солнце, вижу небо, Плывут тучи стороной. Капли падают, мелькают, Исчезают, словно пар, И почти не охлаждают, Но приятен этот дар! Может даже гром далекий, Грозно рокотом пройтись, Пес зальется лаем звонким, Голос слышится: "Уймись!" Ветер нежно гладит щеки, Теплый, ласковый такой, Шумит тополь одинокий Серебристою листвой… Даже зонтика не нужно От такого вот дождя. Хоть бы маленькая лужа!.. Только пыль прибил, шутя…
Направленность на сотрудничество (продуктивный поведенческий копинг) мы встречаем в таких строках автора: *** Друг юности моей, привет! Не виделись с тобою много лет. Воды с тех пор немало утекло, И на висках струится серебро.
Друг юности моей, скажи, Как эти годы прожил ты? Кого любил, и с кем дружил? Ты обо мне, уверен, не забыл!
Друг детства ‑ это как сестра иль брат! Благодарю судьбу я! Очень рад, Что Бог такую милость мне послал. Ведь дружба и любовь - великий дар.
Продуктивный когнитивный копинг, ориентированный на конструктивное решение проблемы, можно пронаблюдать в этих строках автора: *** За окном льет дождь унылый, Барабанит по карнизу. Под навесом сушит крылья Птица мира ‑ голубь сизый. Тучи серые цепляют Гор далекие вершины, Все туманом заполняя: И ущелья, и долины…
Осень! Осень, ты вернулась, Вновь стирая краски лета, Все по-новому рисуя, Добавляя больше цвета! Красный, желтый и багряный! Бирюзой раскрасив небо. И закат ‑ такой румяный! – Я увижу! Где бы ни был!
Итак, неадаптивные копинг-стратегии способствуют возникновению у человека эмоциональных трудностей и расстройств адаптации. При этом конструктивные стратегии совладания ведут к устранению депрессивных симптомов и сохранению психического здоровья. Это позволяет личности успешно справляться со стрессом и его негативными последствиями. Отметим, что процессу совладания прекрасно помогает стихотерапия! А диагностика дискурса поэта позволяет специалисту-психологу глубже понять его психоэмоциональные состояния, чтобы, подстроившись и присоединившись, выстроить адекватное общение и, в случае необходимости, оказать психологическую помощь и поддержку.
Литература: 1. Майсак Н.В. Стресс-менеджмент как способ профилактики отклонений в поведении личности. Методические рекомендации. ‑ Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. ‑ 18 с. 2. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 990 с. Другие публикации автора вы сможете прочитать также на моем сайте: Психолог-консультант в Астрахани Я в скайпе: n-maysak Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|