В статье рассматриваются результаты полуструктурированного интервью, проведённого с психологами. Проанализированы три блока ответов: совладающее поведение, представления о профессиональной устойчивости, компоненты жизнеспособности. Профессионалы, характеризуются тенденцией к успешному совладанию со стрессом, профессиональной устойчивостью и жизнеспособностью.
Ключевые слова: полуструктурированное интервью, совладающее поведение, жизнеспособность, психологи.
Профессия психолога и психотерапевта является востребованной для современного общества,поскольку наблюдается рост числа заболеваемости психическими расстройствами. По статистике ВОЗ в Европейском регионе на сегодняшний день около 15% населения страдает психическими
расстройствами разного характера. Исследования проводились во всех странах в разных возрастных категориях и социальных слоях. Эта цифра по данным аналитиков постоянно растёт и к 2020 году может вырасти вдвое, если не предпринимать меры по профилактике и решению данной проблемы
(Статистика психических расстройств в 21 веке, 2016), что указывает на актуальность подготовки профессионалов в сфере оказания психологической помощи.
Проблема сохранение профессионализма связана с совладающим поведением и жизнеспособностью в профессии психолога. Современные отечественные исследования (Махнач, Лактионова, 2010, Рыльская, 2014, Селезнёва, Рубленко, 2015) в области жизнеспособности человека подтверждают актуальность изучения данной темы. Исследование различных аспектов личности специалистов позволяет улучшить качество подготовки, проработать трудности, возникающие в работе, что
так же является фактором сохранения устойчивости в профессии.
Информативным инструментом в исследованиях является, по нашему мнению, полуструктурированное интервью.
Исследований жизнеспособности, профессиональной устойчивости и совладающего поведения психологов с помощью полуструктурированного интервью ранее не проводилось. В ряде исследований с помощью полуструктурированного интервью изучали надежность персонала (Крук,
Царенко, 2012), ресурсы и дефицитарность замещающих родителей (Махнач, Прихожан, Толстых, 2009), осмысленность деятельности учителя (Азбель, Илюшин, 2015), деятельность пенитенциарного психолога (Баламут, Черкасова, 2016), профессиональную адаптацию врачей-психиатров (Башмакова, 2010).
Нами было разработано полуструктурированное интервью, в рамках которого выделены блоки, позволяющие оценить отношение к профессии у специалистов-психологов, их представления о профессиональной устойчивости, особенностях совладающего поведения, компонентах жизнеспособности.
Экспериментальная выборка и методы исследования
Было проведено полуструктурированное интервью с психологами (n = 61) из России, Казахстана и Белоруссии. Средний возраст 40,8 ± 9,03 лет. Опыт работы 9,7 ± 7,87 лет. В исследовании приняли участие 53 женщины и 8 мужчин.
Обработка данных осуществлялась с помощью программного продукта STATISTICA 10.
В полуструктурированном интервью с целью получения информации использовались незаконченные предложения, которые необходимо было завершить словосочетаниями, относящимися к теме предложения. Структура интервью включает 3 блока, в каждом блоке - 2 незаконченных пред-
ложения:
– блок «Представление о профессиональной устойчивости»;
– блок «Совладание со стрессом, трудностями в профессиональной деятельности»;
– блок «Компоненты жизнеспособности психологов».
В конце полуструктурированного интервью специалистам было предложено выбрать направ-
ление психотерапии, в русле которого они осуществляют свою профессиональную деятельность.
Результаты
При анализе данных, полученных по блоку «Совладающее поведение», у профессионалов
нами было выделено 23 способа совладания со стрессом. Из них наиболее популярными являются: релаксация, обращение к коллегам, общение, социальная активность. Также они выделяют некоторые личностные особенности, способствующие совладанию со стрессом: интуиция, умение
принимать стресс как таковой, способность к самоанализу, саморегуляции и мобилизации, умение переключаться. В целом выделенные способы совладания составляют 54,1% ответов. Специалисты отметили у себя такую характеристику как обращение за помощью к коллегам, супервизию и личную терапию, являющуюся способом совладания со стрессом. В ситуациях стресса важным
фактором для профессионалов является общение: с близкими, коллегами, друзьями.
Менее популярными способами совладания среди профессионалов являются активный отдых (прогулки на природе, спорт, бассейн), чтение литературы, творчество (живопись, музыка, танцы), отдых (сон) – к ним прибегает чуть более 20% опрошенных.
Профессиональная устойчивость у специалистов достигается за счёт личностных качеств:
спокойствие, доверие к себе, вовлеченность, гибкость, уважение к себе, поддержка, любопытство,
сочувствие (18,3%); способностей, проявляющихся в работе с клиентом: быть в любой ситуации
в контакте с собой и миром, способность решать ситуации с непростыми переживаниями коллег
и клиентов, умение держать во всем баланс (12,8%); сохранения терапевтической позиции: соблюдение границ в работе с клиентом (8,9%). Также часть психологов используют способы профилактики эмоционального выгорания (4,4%), отмечают, что им помогают условия работы, уверенность в себе, профессиональная подготовка, личная терапия (по 3,3%). Саму профессиональную
устойчивость специалисты выделяют, как важное качество, которым должен обладать психолог.
Среди других характеристик, влияющих на профессиональную устойчивость, выделены следующие: отношение к коллегам, отношение к деятельности, методы работы, интерес к профессии,
баланс между работой и жизнью, результативность, новизна в работе, вера в себя и клиента, спрос на услуги, здоровье, постоянная практика, ценности, соблюдение профессиональной этики, наставничество.
Анализируя ответы специалистов в блоке «Компоненты жизнеспособности», выявлено, что, основой их жизнеспособности являются личностные качества: конгруэнтность, любовь к людям, самореализация, чуткость, спокойствие, эмпатичность, живучесть, осознанность и др. (21,63 %);
способность справляться с психологической нагрузкой, умение не впадать в панику (5,8%), саморазвитие (4,8%), поддержка и социальные связи (4,3%).
Анализ представленных данных позволил выявить, что в тройку наиболее популярных направлений психотерапии, в рамках которых осуществляется профессиональная деятельность, входит: гештальт-терапия (31,2% от всех опрошенных), когнитивно-поведенческая психотерапия (21,3%), клиентоцентрированная терапия (13,2%), самыми непопулярными направлениями являются: позитивная психотерапия (1,6%), психодрама (1,6%), нарративная психотерапия (3,3%).
В целом, у обследуемой выборки специалистов ими выделяются характеристики, способствующие успешному совладанию со стрессом, жизнеспособности и профессиональной устойчивости и для этого психологи осознанно используют в своей деятельности личную терапию, супервизию, социальную поддержку, а так же обращаются к тем личностным качествам, которые
помогают решать профессиональные задачи.
Литература
1. Здравоохранение в России // Статистический сборник. М., 2015. С. 45.
2. Крук В.М., Царенко М.А. Полуструктурированное интервью в программе надежности персонала
США // European Social Science Journal. 2012. № 3(9). С. 349–356.
3. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при
отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 95–115.
4. Илюшин Л.С., Азбель А.А. Проблема изучения экзистенциальных смыслов профессиональной дея-
тельности современного учителя // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 192–197.
5. Баламут А.Н., Черкасова М.А. Актуальные вопросы совершенствования психотерапевтического на-
правления деятельности пенитенциарного психолога // Вестник института: Вологодский институт права и эко-
номики. 2016. № 1 (33). С. 69–72.
6. Башмакова О.В. Особенности профессиональной адаптации врачей-психиатров // Психическое здо-
ровье. 2010. № 4 (47). С. 52–56.
7. Статистика психических расстройств в 21 веке. URL: http://www.vigivanie.com/health/2743-
psihicheskie-rass.html (дата обращения 12.05.2016)