Полуструктурированное интервью для проведения первичной психологической консультации

 

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться планом полуструктурированного интервью, которое я использую, если клиент приходит ко мне на прием  впервые, либо у нас есть возможность провести только 1-2 консультации.

Полуструктурированное интервью для проведения первичной психологической консультации.

 1 этап: знакомство, установление контакта

Цель: построить союз с клиентом, добиться, чтобы ему было комфортно

-Представиться

-Спросить имя

-Уточнить, имел ли клиент ранее опыт психологической помощи

-Уточнить, сколько времени клиент планирует уделить консультации

- Разьяснить клиенту общую схему консультационной беседы

2 этап: описание проблемы

Цель: получить общее представление о проблеме, выявить запрос

-Попросить клиента рассказать о своей проблеме, на данном этапе сильно не углубляться

-Отражение чувств клиента ( я чувствую вы расстроены.., я понимаю вас, любой на вашем месте расстроился бы..и др.)

-Уточнить запрос клиента,  что он ожидает  от консультации

3 этап: управляемое исследование проблемы

Цель: прояснение проблемы,  помощь клиенту в том, чтобы более ясно выразить его затруднения

-Как долго действует  проблема? Когда возникла? Что в тот период происходило в вашей жизни?

 -Почему за психологической помощью обратились именно сейчас?

-Проясняем, соответствует ли реальная проблема декларируемой

А) При анализе межличностных взаимоотношений проясняем:

1.  Ход событий

  • Участники событий
  • Конкретные действия участников событий
  • Результат этого взаимодействия

5.   Какое значение клиент придает этим событиям

  • Чем именно не устраивает клиента результат этого взаимодействия

 

Б) Если множество проблем:

 

1. Отделить одну проблему от другой

2. Выделить наиболее важную проблему и предложить клиенту начать работать с ней

3. Остальные проблемы обозначить, чтобы работать в дальнейшем

 

В) При работе с негативными состояниями (тревожность, скованность, страх, вредные привычки и др.):

 

  1. Когда появилась проблема? Есть ли периоды, когда проблема всегда появляется? Есть ли периоды, когда проблема не возникает никогда?
  2. Где возникает проблема? Существует ли такое место, где проблема возникает всегда или особенно часто? Есть ли такие места, где она никогда не возникает?
  3. Как внешне выглядит проблема? Что мы могли бы увидеть, если вели бы видеозапись? Какие мы могли бы увидеть жесты, позиции тела, поведение? Что мы могли бы услышать?
  4. В чьем присутствии проявляется проблема? Кто чаще находится рядом при возникновении проблемы? Что другие люди думают и говорят о человеке, имеющем эту проблему и о ней самой?
  5. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе? Каким образом проблема нарушает обычную активность клиента или мешает в том, что он хотел бы сделать? Как выглядела бы жизнь и деятельность клиента без его проблемы?
  6. Какие типы проблемного поведения проявляются во время сессии (если необходимо - обсуждаем с клиентом)?

 

4  этап: исследование возможностей клиента

 

Цель: выявить ресурсы клиента

 

-Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет?

-Были ли в прошлом клиента аналогичные ситуации или эмоционально очень похожие ситуации? Что помогало в решении?

-Какие личностные качества могут способствовать решению проблемы?

 

5 этап: целеполагание

 

Цель: переместить внимание клиента с проблемы на решение, изменить позицию с пассивной на активную, при необходимости, конкретизировать понятия, которые использует клиент

 

- Что клиент хочет вместо, не устраивающего его положения? Каким он хочет стать, чего добиться?

-Что произойдет, если желаемый результат будет достигнут?

-Убедиться в правильности цели:

*Чего вы хотите?

*Для чего вам это надо?

* Как, по каким признакам вы узнаете, что достигли желаемого?

*Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете цели?

*Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете цели?

*Негативная сторона есть у всего в жизни, каковы негативные последствия достижения цели?

* Каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели?

*Готовы ли вы принять негативные стороны цели и двигаться к ней?

*Устраивает ли вас то, что вы видите в процессе анализа?

*Что будет через 1 год после достижения цели? Через 3, 5?

 

6 этап: выработка плана и конкретных шагов

 

Цель: выбрать наилучший вариант решения проблемы и наметить план действий

 

-Суммировать проблемы клиента, как я их поняла

-Повторить формулировку желаемого результата

-Противопоставить реально существующую ситуацию и предполагаемое  решение

-Предложить клиенту выбрать варианты решения проблемы: Как вы считаете, исходя из данной ситуации, какие самые худшие решения вы можете принять? Какие самые лучшие решения для данной ситуации вы можете принять? (можно подсказать, если клиент затрудняется). Что будете делать?

 

7 этап: проверка решения

 

Цель: проверить правильность выбора

 

-Логический анализ: (если это сделаю, получу желаемое?)

-Анализ реакций тела: стало ли клиенту легче?

-Эмоциональный анализ: что вы чувствуете сейчас, когда решение принято?

 

Если реакция негативная:

1.Выяснить, что является причиной

* реальная опасность

*решение не удовлетворяет какую-то потребность, движение к цели вызывает внутреннее сопротивление (возможно, не учтены глубинные цели, в этом случае нужно проверить, чем выгодно клиенту данное положение)

2.Проанализировать причину, подумать, нужно ли ее учитывать при принятии решения

  • Видоизменить решение и вновь проверить.

 

8 этап: обобщение

 

Цель: активизировать практическую реализацию решения

 

-Разработать план действий клиента для достижения цели (Как будете действовать?)

-После того, как план намечен:

*Что вы собираетесь делать уже сегодня для реализации цели? Каков ваш первый шаг?

*Какие шаги предпримете завтра?

*Что конкретно сделаете в течение ближайшей  недели?

-Можно договориться с клиентом о закрепляющей сессии.

 

9 этап: окончание консультации

 

 Цель: рефлексия

 

 -Итак, подведем итоги, к какому решению вы пришли? Как будете его реализовывать?

-Проверить, что осталось не высказанным (у нас осталось 5 минут, что вы еще хотели бы сказать?)

- Выразить надежду на успех клиента, поблагодарить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Есть проблема! Что с ней делать? Модель SCORE , как метод разрешения проблемных ситуаций.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Магия песочной терапии. Этап 1. Проблемы и решения
  • Что делать клиенту после консультации?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что будет, если проблема решится?
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Что делать, если проблема кажется неразрешимой?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что делать если слабая эрекция? Как устранить проблемы с потенцией? Сексуальная семейная терапия
  • НЛП по вторникам Что делать, если ваши цели разрушают. Часть 2
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь