|
Полуструктурированное интервью для проведения первичной психологической консультацииАвтор статьи: Елена Витальевна Башаркевич
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться планом полуструктурированного интервью, которое я использую, если клиент приходит ко мне на прием впервые, либо у нас есть возможность провести только 1-2 консультации. Полуструктурированное интервью для проведения первичной психологической консультации. 1 этап: знакомство, установление контакта Цель: построить союз с клиентом, добиться, чтобы ему было комфортно -Представиться -Спросить имя -Уточнить, имел ли клиент ранее опыт психологической помощи -Уточнить, сколько времени клиент планирует уделить консультации - Разьяснить клиенту общую схему консультационной беседы 2 этап: описание проблемы Цель: получить общее представление о проблеме, выявить запрос -Попросить клиента рассказать о своей проблеме, на данном этапе сильно не углубляться -Отражение чувств клиента ( я чувствую вы расстроены.., я понимаю вас, любой на вашем месте расстроился бы..и др.) -Уточнить запрос клиента, что он ожидает от консультации 3 этап: управляемое исследование проблемы Цель: прояснение проблемы, помощь клиенту в том, чтобы более ясно выразить его затруднения -Как долго действует проблема? Когда возникла? Что в тот период происходило в вашей жизни? -Почему за психологической помощью обратились именно сейчас? -Проясняем, соответствует ли реальная проблема декларируемой А) При анализе межличностных взаимоотношений проясняем: 1. Ход событий
5. Какое значение клиент придает этим событиям
Б) Если множество проблем:
1. Отделить одну проблему от другой 2. Выделить наиболее важную проблему и предложить клиенту начать работать с ней 3. Остальные проблемы обозначить, чтобы работать в дальнейшем
В) При работе с негативными состояниями (тревожность, скованность, страх, вредные привычки и др.):
4 этап: исследование возможностей клиента
Цель: выявить ресурсы клиента
-Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет? -Были ли в прошлом клиента аналогичные ситуации или эмоционально очень похожие ситуации? Что помогало в решении? -Какие личностные качества могут способствовать решению проблемы?
5 этап: целеполагание
Цель: переместить внимание клиента с проблемы на решение, изменить позицию с пассивной на активную, при необходимости, конкретизировать понятия, которые использует клиент
- Что клиент хочет вместо, не устраивающего его положения? Каким он хочет стать, чего добиться? -Что произойдет, если желаемый результат будет достигнут? -Убедиться в правильности цели: *Чего вы хотите? *Для чего вам это надо? * Как, по каким признакам вы узнаете, что достигли желаемого? *Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете цели? *Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете цели? *Негативная сторона есть у всего в жизни, каковы негативные последствия достижения цели? * Каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели? *Готовы ли вы принять негативные стороны цели и двигаться к ней? *Устраивает ли вас то, что вы видите в процессе анализа? *Что будет через 1 год после достижения цели? Через 3, 5?
6 этап: выработка плана и конкретных шагов
Цель: выбрать наилучший вариант решения проблемы и наметить план действий
-Суммировать проблемы клиента, как я их поняла -Повторить формулировку желаемого результата -Противопоставить реально существующую ситуацию и предполагаемое решение -Предложить клиенту выбрать варианты решения проблемы: Как вы считаете, исходя из данной ситуации, какие самые худшие решения вы можете принять? Какие самые лучшие решения для данной ситуации вы можете принять? (можно подсказать, если клиент затрудняется). Что будете делать?
7 этап: проверка решения
Цель: проверить правильность выбора
-Логический анализ: (если это сделаю, получу желаемое?) -Анализ реакций тела: стало ли клиенту легче? -Эмоциональный анализ: что вы чувствуете сейчас, когда решение принято?
Если реакция негативная: 1.Выяснить, что является причиной * реальная опасность *решение не удовлетворяет какую-то потребность, движение к цели вызывает внутреннее сопротивление (возможно, не учтены глубинные цели, в этом случае нужно проверить, чем выгодно клиенту данное положение) 2.Проанализировать причину, подумать, нужно ли ее учитывать при принятии решения
8 этап: обобщение
Цель: активизировать практическую реализацию решения
-Разработать план действий клиента для достижения цели (Как будете действовать?) -После того, как план намечен: *Что вы собираетесь делать уже сегодня для реализации цели? Каков ваш первый шаг? *Какие шаги предпримете завтра? *Что конкретно сделаете в течение ближайшей недели? -Можно договориться с клиентом о закрепляющей сессии.
9 этап: окончание консультации
Цель: рефлексия
-Итак, подведем итоги, к какому решению вы пришли? Как будете его реализовывать? -Проверить, что осталось не высказанным (у нас осталось 5 минут, что вы еще хотели бы сказать?) - Выразить надежду на успех клиента, поблагодарить.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|