Эклектический подход в работе с травмой
Психическая травма- это реакция на значимые для человека события, вызывающие длительные эмоциональные переживания, имеющие длительное психологическое воздействие и последствия. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь, экстремальные ситуации, такие как природные катастрофы, техногенные катастрофы и войны. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек интегрировал их в свое мировоззрение.
Травматические события вносят изменения на четыре уровня: внутреннее ощущение себя в мире (Я - Духовное); субъективная характеристика течения времени (в травматической ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая его нехватка) (Я - реальное); чувство безопасности (Я - Социальное); физическое состояние (Я - телесное).
Исходя из биопсихосоционоэтическая модели разработанной Г.В. Залевским выделяется четыре уровня работы с последствиями деятельности (службы) в экстремальных условиях.
Уровни травмы Духовный (Я духовное)
Психический (Я реальное)
Социальный (Я социальное)
Биологический (Я телесное)
Терапевтические
модели Телесно - ориентированная терапия
Групповая терапия
(разные психотерапевтические подходы)
Психотерапевтические подходы:
бихевиорально-когнитивный; психодинамический; гуманистический и др.
Экзистенциальная терапия
Разнообразные подходы и психологические техники позволяют корректировать психотравму как многофакторное целостное образование.
Психотерапевтическая помощь основывается на следующих требованиях: комплексность, дифференцированность и этапность.
На предварительном этапе работы формулируются и используются базовые принципы:
- Признание всех реакций, воевавших профессионалов (далее клиентов), нормальными, обеспечивающими адаптацию к экстремальным воздействиям внешней среды.
- Использование модели психотерапевтического альянса при работе с клиентами, предполагающей отношения эмпатии, терапевтической поддержки и партнерства с акцентом на формирование у клиента чувства ответственности за успех проводимой психологической помощи.
- Обеспечение индивидуальной переоценки травматического опыта и его интеграция в общую систему ценностей клиента. Нахождение нового смысла травмы: на уровне поведения и возможностей; на уровне ценностей дружбы; на уровне ценностей долга и чести.
- Нормализация психозащитного поведения клиентов, активизация адекватных эго-защитных механизмов высшего уровня.
- Ориентация на выявление реальных и потенциальных ресурсов клиентов.
1-й уровень психологической помощи -
Телесно-ориентированная терапия.
Согласно подходу Питера Левина, психотерапевтическая работа с травмой должна быть направлена, прежде всего, на восстановление естественной способности к саморегуляции, которая в свою очередь, понимается как психологическая и биологическая способность к целенаправленной самоорганизации. Саморегуляция им рассматривается как естественная природная способность человека к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах организма, активизация и телесное осознание которых помогает преодолеть психотравмирующую ситуацию.
Работая с психической травмой в теле, необходимо соблюдать ряд принципов для эффективной психологической помощи:
- Создание ощущения безопасности. Установление ясных терапевтических отношений: доверие, надежность, безопасное пространство, сотрудничество и альянс.
- Создание у клиента ресурсов для работы с травматическими переживаниями. Ресурсы – это различные виды позитивных самоощущений на уровне тела, то, что помогает человеку сохранять и поддерживать ощущения себя и собственной внутренней целостности при угрозе возможного разрушения травмы. Ресурс порождает способность к саморегуляции.
- Создание границ переживания - «контейнирование». «Контейнирование» - осознание, позволяющее происходящему внутри клиента быть воспринятым на телесном уровне в виде различных соматических проявлений.
2-й уровень психологической помощи -
Групповая работа. Групповая психотерапия позволяет решать более широкий круг общих для клиентов задач, в число которых входят следующие:
- Создание безопасного социального пространства.
- Снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и поддержки.
- Восстановление отношения к другому как к самоценности, что сопровождается формированием чувства доверия к себе.
- Формирование чувства универсальности собственного опыта.
- Прояснение общих проблем, обучение методам совладания с последствиями травмы.
- Возможность принять на себя роль «помогающего».
- Развитие «чувства локтя»: общие проблемы разделяются участниками группы.
- Возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.
- Укрепление уверенности в возможности успешного прохождения терапии.
3-й уровень психологической помощи –
Разные психотерапевтические подходы.
При эклектическом подходе вопрос о выборе терапевтических приемов несколько усложняется, т.к. приходится экспериментировать с большим разнообразием методов и самому выбирать наиболее адекватные. Даже самая, на первый взгляд, всемогущая и верная теория не может диктовать единственно правильный метод психологической помощи.
4-й уровень психологической помощи –
Экзистенциальная терапия
Осмысление произошедшего, «придание смысла» травме - необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления.
Наиболее подробно данные вопросы освещаются в логотерапии, как особом подходе к трактовке жизненного опыта (включая все несчастья, которые происходят с человеком.
Главная задача для психолога - помочь найти человеку смысл произошедшего.
Для нахождения смысла необходимо чтобы клиент:
- Принял факт произошедшего с ним.
- Почувствовал контакт со своими ценностями.
- Принял ответственность за свое поведение (в экстремальной ситуации и сейчас).
- Принял травмирующий опыт как «ресурс» в своей дальнейшей жизни.
(материал составлен по результатам работы Кадырова Р.В. Психотерапия в комбинированной работе с психической травмой)