Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи

Ссылка на источник: Новикова К.В., Бабушкина В. Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2017. – 524 с. – С.103-109.

 

Жизненные цели, ценности и представления о будущем играют важную роль в жизни человека, в развитии его личности.  В психологии такие категории, как жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), жизненный опыт, часто объединяют в понятие «жизненный путь личности».

Значительное количество работ, направленных на изучение жизненных планов личности, раскрывает их содержание несколько обобщенно, предполагая проектирование личностью своей жизни в целом, однако в реальной жизни люди осуществляют планирование собственной жизни отношении себя, других, своей деятельности. Жизненный план  – это осознанное, сложное многокомпонентное образование с индивидуальным своеобразием, которое формируется на основе соотношения, иерархизации, укрупнения, конкретизации личностью мотивов, целей и средств их достижения. Проективная диагностика жизненных планов личности возможна путем применения арт-терапевтических техник.

 С появлением арт-терапии как самостоятельной области теоретического и практического знания в психологии  возникли  возможности использования  различных методик этого направления с целью диагностики личностных проблем человека, жизненных планов, стремлений, развития его личностных ресурсов. Арт-терапия – это метод психологической коррекции и психотерапии, использующий искусство с целью оптимизации эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сфер личности, личностного роста человека. 

Различные виды (методы) арт-терапии, позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития, предоставляют возможности самопознания и самовыражения. Методы арт-терапии помогают устанавливать отношения между людьми, посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия как полифункциональный метод, как индивидуальной, так и групповой работы, способствует изменению и развитию индивидуально-психологических характеристик и особенностей межличностных отношений. Методы арт-терапии подходят не только для работы с детьми, но и успешно применяются с различным возрастными категориями людей. Разнообразные виды арт-терапевтической деятельности имеют широкий спектр показаний для применения: развивают фантазию и воображение, формируют способность действовать творчески в своей деятельности, снимают стрессовые, тревожные состояния, оптимизируют деструктивные проявления, повышают самооценку, развивают личностный потенциал. Арт-терапевтическая работа способствует снятию мышечных зажимов, развитию спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательному и эмоциональному раскрепощению.

Одним из наиболее предпочтительных методов, при работе с молодежью (в частности при работе со студентами),  является арт-техника коллажирования. Впервые  данную технику в искусстве применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Коллаж (от фр. coller – приклеивание) – это приём, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре [5].

Коллаж – это инструмент, который помогает понять себя, войти в контакт со своим «Я», понять истинные цели и желания, и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и обнаружить свои внутренние затруднения. Создавая коллаж человек, размышляет о жизни, целях которые желает достичь, понимая, что важно для него. Во время работы с коллажем происходит упорядочивание мыслей, релаксация, человек настраивается на лучшее в своей  жизни, актуализируются внутренние ресурсы личности.

Методом коллажа изо-продукт создается посредством различных элементов, которые наклеиваются на основу, накладываются друг на друга или включаются в состав живописной композиции [3]. Материалы, используемые при составлении коллажа разнообразны: бумага для основы (иногда предпочтительнее использовать ватман), ножницы, клей, мелки, карандаши, фломастеры,  журналы различного содержания (глянцевые журналы, семейные журналы, журналы о природе, профессиях, спортивные журналы, газеты; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственные  фотографии и т.д.). 

Использоваться техника коллажа может как  с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые личностью картинки способны обнаружить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с клиентом. Эффективна  данная техника при  работе с детьми со сниженной самооценкой, с детьми группы риска. Данная техника может успешно быть применена как в общеобразовательной школе, так и в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Работа в технике коллажа может быть индивидуальной или групповой, (группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определенную тему). Коллаж как арт-терапевтическая техника чаще используется в групповой работе, однако достоинств применения индивидуальной формы работы не меньше. В зависимости от цели работы темы коллажей  могут быть различными, касаться различных сфер жизни человека.

Время на составление коллажа может варьироваться от сорока минут до двух часов при групповой работе. Время, выделенное на составление коллажей, зависит от темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы. В нашей практике мы придерживаемся следующей структуры работы с коллажем: подготовка (обозначение темы коллажа, настрой на работу) – 5/10 минут, подбор картинок участниками группы – 40 минут, расположение на листе (ватмане) – 20 минут, приклеивание подобранных картинок – 20 минут, завершение коллажа – 10 минут (здесь обычно клиенты либо закрашивают пустые пространства, либо делают какие-то надписи, в любом случае этот этап дает возможность увидеть всё ли получилось, так как задумывалось изначально, и возможно что-то доделать). Обязательным элементом является название коллажа. Само по себе название коллажа является очень ценным в плане диагностике внутреннего состояния личности. Так, например название «Свалка мечты» или «Апокалипсис» будет свидетельствовать о внутреннем неблагополучии личности и т.д.

Арт-техника коллажа позволяет:

- повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арт-терапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; 

- способствовать формированию положительной установки на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале арт-терапевтической работы); 

- выражать отношение к теме, мысли, взгляды, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями, мечтами, отношением к себе и т.д.); 

- проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний; 

- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом разрядить напряжение (для усиления этой цели можно предложить придавать картинкам нужную форму руками); 

- осознание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок (в  групповом коллаже).

Авторский коллаж отражает психологические потребности личности, его актуальное психологическое состояние.  При анализе клиентских коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические индикаторы [6]:

Эмоциональное отношение к своему изо-продукту (коллажу) – положительное/отрицательное. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы?

Насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется? Время, затраченное на работу с изо-продуктом, аккуратность и тщательность выполнения работы.

Название коллажа. Как правило, отражает внутреннее состояние автора, проблемные темы, потребности личности.

Образы. Какие картинки выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже (обычно это самый большой по размеру образ), является наиболее значимой для участника темой. 

Однобокость коллажа. Наличие или отсутствие в коллаже разных сторон, отражающих тему. Например, коллаж на тему «какой я» может полностью отражать профессиональную сторону участника, а остальные сферы жизни могут отсутствовать. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.

Форма вырезки (например, все вырезанные картинки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.

Пустые пространства или, наоборот, ощущение переполненности, хаоса от коллажа с отсутствием свободного места между образами. В данном случае можно проводить параллели с жизнью личности (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек чрезмерно заполняет свою жизнь, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем. При этом, как правило, чрезмерная переполненность коллажа картинками (когда картинка наклеивается на картинку и так далее) может свидетельствовать о внутреннем напряжении, внутренних конфликтах личности. Пустые пространства на листе (между образами) свидетельствуют о наличии внутренних ресурсов личности. Однако совсем малое количество образов, может свидетельствовать об экономии энергии, импульсивности, замкнутости (не желании раскрывать своё внутреннее) и возможно депрессии.

После завершения или в процессе работы может возникнуть желание уничтожить свою работу, это может отражать либо травматичный опыт человека, который не может быть интегрированным, либо внутренний конфликт. Крайне нежелательно препятствовать уничтожению работы клиентом, однако при этом важно выяснить, с чем связано такое желание и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.

Существует множество тем для создания коллажей, среди часто используемых для диагностики жизненных планов личности является «Коллаж мечты», это арт-техника по работе с целями (работа на ресурс). Техника позволяет чётче сформировать образы желаемого. Используемые материалы: лист бумаги формата А4, фломастеры; газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы,  музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура проведения. Человеку предлагается подумать, о чем мечтается в разных сферах жизни (отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье). Далее выполняется анализ того, в какой из сфер у человека максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Далее из разных картинок, создается коллаж, который это отражает. Если не находится подходящая иллюстрация – участнику предлагается дорисовать, чего не хватает. После завершения работы автором придумывается название коллажу.

Вопросы для обсуждения коллажа мечты:

  • Нравится ли то, что получилось?
  • Ты понимаешь куда движешься?
  • Как то, что ты делаешь в эту минуту, приближает тебя к мечте?
  • Если что-то смущает, как можно это изменить?

В нашей практической работе при диагностике жизненных планов, мы используем также коллаж на тему «Моя реальность, планы и мечты». Эта арт-техника хороша тем, что не ограничивается только сферой будущего клиента, но и учитывает настоящий контекст, отражает сферу реальных действий автора и позволяет увидеть в какой ипостаси чаще всего пребывает человек (живет ли в иллюзиях или тяготеет к реальности).

Используемые материалы стандартны, время проведения 1-1,5 часа. Клиенту предлагается найти образы, отражающие его реальность, планы и мечты. После того как работа над коллажем завершена, автор дает ему название и рассказывает о нем.

При интерпретации подсчитывается количество образов относимых автором к сфере реальности, к планам и мечтаниям. Важное значение имеет баланс трех составляющих коллажа (реальность, планы, мечты), однако возможен и «перекос» в какую-либо сторону (например, большое количество образов сферы мечтаний, тогда важно обратить внимание клиента на настоящее, как живет человек, от чего такого происходящего в реальности хочется уйти в фантазиях). Важное значение имеет то, что говорит автор о каждом из образов коллажа, это дает возможность смотреть более объективно на работу, избежав собственных интерпретаций.

Важно обращать внимание на самый крупный образ в коллаже, что про него сказал автор? Обычно нижняя часть коллажа – это сфера реальных действий, то, что человек имеет, делает, хочет сделать. Верхняя часть коллажа – сфера мыслительных процессов, в эту зону обычно размещаются образы-темы, о которых человек размышляет. Важное значение имеет центральная часть коллажа, в центре размещается сама суть, то, что наиболее важно и значимо для человека (что об этом образе сказал автор работы?).

В коллаже, как и в рисунке, применим анализ по расположению: левая часть – прошлое, правая часть – будущее. Также необходимо обратить внимание на коллажи, в которых имеются надписи (приклеенные надписи-заголовки). То, что написано, часто расценивается автором как собственный призыв к действию («делай лучше», «эпатируй», «надо успеть» и т.д.). Надписи в коллажах сигнализируют о проблемных сферах автора («вместе веселее», «укрепить позиции», «остаться в живых» и т.д.). Наличие комментариев (приклеенных слов) часто может свидетельствовать о потребности контролировать ситуацию (что является следствием личностной незащищенности). В научной литературе отмечается наличие проблем в коммуникации у людей, использующих надписи-заголовки в собственных коллажах.

На рис.1 представлен коллаж на тему «Моя реальность, планы и мечты», выполненный одной из участниц (возраст 22 года) тренинговой группы.

В данном коллаже каждый образ имеет конкретное значение, что может свидетельствовать о том, что автор четко знает чего хочет в своей жизни, в отличии, например от образов, относимых к абстракции, которые часто можно встретить в коллажах (в этом случае автору трудно понять собственную жизнь, нет четких желаний и стремлений, это в свою очередь может стать темой для дальнейшей работы с клиентом).

Таким образом, арт-техника коллажа может применяться в психологической работе с личностью или группой, с различным уровнем подготовки и предполагает неограниченное количество тем и возможностей. Следует особенно подчеркнуть, что арт-техника коллажирования сама по себе не обладает 100% достоверностью, поэтому только на ее основе сделать заключение о каких-либо сторонах личности – невозможно, необходимо также применять стандартизированные опросники. Однако выполнение коллажа «Моя реальность, планы и мечты» актуализирует у человека перспективы и задачи личностного и профессионального развития в будущем. Поэтому данная арт-техника не является сугубо диагностической.

Список литературы 

  1. Зинкевич–Евстигнеева, Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии» / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2005.
  2. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2002. – С. 366.
  3. Киселева, М.В. Арт–терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2008.
  4. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб: Речь, 2005. – С. 256.
  5. Мардер, Л. Цветной мир. Групповая арт–терапевтическая работа с ребятами дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер; – М.: Генезис – 2007.
  6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
  7. Практикум по арт-терапии / Под.ред. А.И. Копытина. –  СПб: Питер, 2001. – 388 с.
  8. Жулдыбина, Т.Ю. Арт-терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога-психолога с подростками группы риска / Т.Ю. Жулдыбина // Материалы региональной научно-практ. конференции «Мир человека и его измерение». – Березники: ПГУ, 2007. – С. 89-95.
  9. Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л. Кокоренко. – СПб: Речь, 2005. – 101 с.


Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коллаж вашей жизни — упражнение для самостоятельной арт-терапии.
  • Арт-терапевтическая техника для работы с детьми «Улица моей мечты»
  • Коллаж желаний! Руководство по самостоятельному изготовлению коллажа.
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • Техника работы с темой утраты (расставания) в арт-терапии.
  • Методы арт-терапии при работе с детьми, переживающими последствия развода.
  • Диагностические и арт-терапевтические возможности техники «коллаж».
  • РАТ.( Ресурсная Арт- Терапия) Коллаж как средство само регуляции и гармонизации
  • Арт-терапевтическая техника «Дерево» в групповой работе
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Логинова О.И. Материалы для Арт-терапии (Изотерапия - работа с рисунком)
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Что может арт-терапия
  • Тайный мир души в пространстве коллажа. Часть 1.
  • Тайный мир души в пространстве коллажа. Часть 2
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Арт-коучинг как инновационная техника в работе психолога
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Арт-терапия для работы с алекситимией
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Арт-терапевтическая техника по работе с детскими страхами
  • Арт-техника для гармонизации отношений "Как если бы..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь