|
Арт-терапевтическая техника для работы с детьми «Улица моей мечты»Автор статьи: Трухан (Сафронова) Анна Валерьевна
Данная техника является модификацией нескольких направлений ( изотерапии и телесной терапии), и используется уже более 7 лет с разными группами детей ( дети с ограниченными возможностями здоровья, с высоким уровнем тревожности, имеющие сложности в адаптации, перенёсшие травму войны и др). В 2019 году «Улица моей мечты» была включена в сборник "77 чудес в сундучке: арт-терапевтические техники в работе с особым ребёнком", изданном в Днепре. Фото для демонстрации взяты из архива нашего обучающего курса " Приёмы и техники арт-терапии в кризисном консультировании", т.е. выполнены специалистами, проходящими обучение. Применение методики рекомендуется для коррекции нарушений, присутствующих у детей с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями, задержкой психического развития различной этиологии. Технику можно проводить на занятиях с детьми, имеющими высокий уровень тревожности, внутреннее психоэмоциональное напряжение, страх самовыражения, негативное отношение к себе и своим действиям, заниженную самооценку, испытывают сложности в общении, а также для улучшения адаптационного периода. Цель: активизация резервных возможностей здорового ребенка, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности, улучшение социализации. Задачи:
Бумага: лист бумаги А-4 (по количеству участников, лист ватман (или несколько, зависит от количества участников); пальчиковые краски, акварель или гуашь, кисточки, баночки для воды, клей, ножницы, скотч или малярная лента (для крепления ватмана на стену). Выполнение 45 мин Возраст: с 6 лет (дети младшего возраста могут выполнять работу вместе с родителями в формате детско-родительских групп, возрастной период не ограничиваем) Техника может быть использована в двух вариант:
Алгоритм работы: 1 этап Рассказ: говорим, о том, что у каждого человека есть дом, в котором он живёт. Что дома находятся на улице. Даём краткую информацию о том, что такое улица. Учитываем возможности детей, с которыми мы работаем, их способность принимать и усваивать информацию. Беседа: просим детей, рассказать о доме, в каком они живут. Как выглядит их дом, улица. Как известно, дети ищут убежища в «изначально безопасном месте» — матке. Именно поэтому, с ребенком полезно делать домики с помощью одеял, подручного материала, играть в прятки. Дети очень часто, любят перекрываться одеялом или простынкой. Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но, необходимо быть очень аккуратными — если известно, что дом ребенка был разрушен) 2 этап Предлагаем детям, на одно занятие стать волшебниками, объединится и создать на бумаге свою улицу мечты. Чтобы на этой улице было хорошо каждому дому. Для этого каждому волшебнику необходимо создать ( нарисовать дом своей мечты). После того, как дети нарисуют дома, они демонстрируют их на общий круг. Психолог обязательно говорит о том, что все дома разные, потому что все люди разные и у каждого есть своя собственная, только его мечта. 3 этап Предлагаем детям (волшебникам) разместить свои дома на большом листе ватмана (или нескольких скреплённых листах), так, что бы поместились все дома. Для этого необходимо вырезать свой дом и приклеить на общий большой лист, так, чтобы возле каждого дома осталось место (для «высадки деревьев»). Вовремя работы, необходимо сопровождать каждого ребёнка вопросами: Подходит ли ему это место его дому или хотелось бы найти другое? Отпечаток ладони — это одна из первых идентификаций малыша. Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. Все процедуры, связанные с ладонью (вырезание, её разрисовывание, отпечатки и работа с ними) — это ощущение и заполнение внутренней территории. 4 этап На этом этапе дети рисуют (на вертикально прикреплённых листах), возле своих домов и вдоль улицы деревья. Говорим о том, что на улице, возле домов, становится красиво, когда растут деревья, цветы ( в зависимости от возраста детей). Демонстрируем детям варианты нарисованных деревьев или фото. Обозначаем где у дерева ствол, где крона (ветки, листья). Предлагаем нарисовать деревья самым необычным способом, ведь они же - волшебники. Крона дерева – отпечаток ладони ребёнка, ствол рисуем кистью. 5 этап После завершения работы над созданием улицы и высадки деревьев, предлагаем детям посмотреть на свою работу с расстояния 1 метра. Сначала смотрим на всю работу. Затем, каждый находит взглядом свой дом, потом - своё дерево. Затем, предлагаем детям показать телом свои деревья в кругу. Инструкция: «Поставьте ноги на ширину плеч, вдохните глубоко и сделайте выдох, представьте, что каждый из вас то дерево, которое он только что нарисовал. Ваши ноги – это ствол дерева, руки - крона, ветви, пальчики – листья. Потопайте немного по полу и упритесь ступнями в пол, сделайте ствол дерева крепким. Поднимите руки вверх на уровне плеч – это наши веточки. Сделаем большую крону нашему дереву. Подвигайте руками, ставьте их на ширину плеч и поднимайте вверх над головой, хлопая в ладоши. Повторяем 3 раза. Сейчас опять становимся мальчиками и девочками (называем детей по именам)».
Говорим детям о том, что они много сегодня сделали, спрашиваем, понравилось ли им работать вместе и предлагаем поаплодировать себе. При выполнении упражнения в детско-родительских группах родители выполняют все упражнения вместе с детьми. Примечания: Психологам технику рекомендуется проводить в паре. Случается, что дети, нарушая инструкцию, идут за своими потребностями. Рисуют свои рисунки на общем полотне. Психологам необходимо мягко регулировать процесс, сохраняя безопасность всех участников группы. Техника носит также диагностический характер. Интерпретируем как при проективных рисуночных методах диагностики личности. Выводы. Данная техника помогает ребёнку создать положительное эмоциональное состояние, справится с переживаниями, развивает творческие способности, стимулирует работу мелкой моторики. Процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, некоторые, попробовав этот способ, возвращаются обратно к кисти. В ходе работы мы поддерживаем инициативу ребёнка. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети имеют высокий уровень тревожности, подавленности. Именно для этих детей рисование пальчиковыми красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, снятию блоков, внутренних зажимов, способствует преодолению негативизма. "Мы уже говорили о том, что ладошка — олицетворение всего тела ребенка. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта., мы работаем с ней" Групповая работа развивает коммуникативные способности, учит принятию себя и других, расширяет зону эмпатии. Упражнения заключительного этапа стимулируют развитие концентрации внимания, активизируют и дают возможность выхода накопившейся энергии, одновременно, развивая чувство внутреннего контроля Финальное взаимодействие с детьми позволяет закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе и возвращает каждому ребёнку ощущение собственных границ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|