|
Метанавыки работы психолога в процессуально-ориентированном подходе: практика созерцаня и осознанность.Автор статьи: Николаева Елена Владимировна
Осознанность может быть определена как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность – это способ самонаблюдения - внимательное исследование с позиции наблюдения своего внутреннего опыта, проявляющегося здесь и сейчас, в настоящем моменте времени. Позиция внимательного осознанного наблюдения предполагает полное присутствие в происходящем опыте, невмешательство и отсутствие оценки происходящих процессов. В процессуальном подходе, используя осознанность, мы изучаем опыт до того, как он будет назван и оценен исходя из системы убеждений клиента, прежде, чем за ним последует привычная реакция. Мы изучаем происходящий опыт, прикасаясь к самой его сути. В связи с этим в практике осознанности является абсолютно необходимым наличие созерцательной позиции («метапозиции», «наблюдающего эго») – той части нас, которая способна сочувственно и беспристрастно наблюдать происходящее, не будучи им захваченной, не вовлекаясь в него интеллектуально, эмоционально и физически. «Созерцание - это особые отношения между осознанием и опытом. Это значит, по настоящему присутствовать с опытом, оставляя пространство между наблюдателем и опытом» [7]. В этом смысле осознанность предполагает также наблюдение за тем, кто в нас исследует происходящие в нас процессы, кто в нас наблюдает - способность наблюдать также и за своим собственным умом. Необходимо отметить, что навык осознанности предполагает внимание к процессам, происходящим на всех уровнях сознания и во всех каналах, а также к их взаимосвязи, что позволяет получить представление о целостном опыте. «Суть осознанности: полностью присутствовать в своих переживаниях, что бы это ни было: наши мысли, образы, воспоминания, дыхание, ощущения в теле, звуки и запахи и вкусы, настроения и чувства, а также качества опыта переживания в целом, так же, как и его различных частей» [7]. При этом внимание, обращенное внутрь, с необходимостью «включает в себя то, что японский философ Yuasa обобщил, как основополагающие фокус и отправную точку всех восточных традиций мудрости: тело и телесный опыт» [11]. А. Маслоу в работе «Дальнейшие рубежи развития человека» писал о том, что двигаться в сторону упорядочивания, согласования, интеграции системы Тело-Разум и целостности системы Тело-Разум-Дух возможно, будучи в состоянии спокойствия и при обращении внутрь ума. Только в процессе сопереживающего наблюдения и внутреннего слушания наступает понимание того, что отделяет нас от единства и целостности Тела-Разума-Духа [10]. Эми Минделл в книге «Психотерапия как духовная практика» говорит о необходимости «относиться с равной заботой, любовью и вниманием как к тем частям нас самих, которые нам нравятся и с которыми мы отождествляемся, так и к тем частям, которые нам не нравятся, которые мы не признаем, и которые далеки от нашей самотождественности» [30]. Глубокая осознанность происходящих процессов и медленное внимательное следование за ними даёт возможность произойти значимым изменениям. Изменения происходят благодаря осознанию существующего комплекса. «Когда вы обладаете осознаваемостью, - пишет Минделл, - скрытые события всплывают на поверхность. Конечно, их нельзя считать действительно скрытыми; скорее, они находятся в глубине, в зачаточном состоянии, ожидая своего развертывания». Мы организуем свою жизнь, своё восприятие и поведение на основе бессознательных глубинных установок (краевых убеждений), сформировавшихся в результате нашего жизненного опыта. Наши реакции порой столь привычны и происходят так быстро, что мы не успеваем увидеть новые возможности реагирования, новые способы поведения. Практика осознанности, благодаря замедлению и безоценочному, сочувственному и внимательному наблюдению за происходящим, позволяет нам увидеть заложенные в нас процессы самоисцеления, и дать этим процессам произойти. Многие пихотерапевтические подходы основываются на понимании того, что реальные изменения происходят только путем осознания, а не через усилия. Основатель психоанализа Зигмунд «Фрейд советовал врачам и клиентам «слушать с «постоянно ожидающим вниманием», во время которого критическая способность приостановлена, что позволяет достичь «беспристрастного внимания ко всему, что можно наблюдать» (Вебер, 2003)» [11]. Карл Густав Юнг пишет об этом же так: «Умение давать совершаться событиям, деяние в недеянии, "самоотпускание" Майстера Экхарта - все это стало для меня ключом, отворяющим двери, за которыми начинается путь: надо уметь давать совершаться психическим событиям. Для нас это настоящее искусство, в котором огромное количество людей ничего не смыслит, потому что сознание постоянно вмешивается со своей помощью, поправками и отрицанием и в любом случае никак не может оставить в покое простое развертывание психического процесса» [47]. Рон Курц, разрабатывая телесно-центрированный метод Хакоми®, «ввел использование осознанности, как форму внутреннего слушания. С помощью этой формы осознания, наблюдение направляется внутрь на «чувство дверей восприятия», где опыт окрашивается и, время от времени, искажается. Это позволяет человеку получить более прямой вид на внутреннюю организацию его или её опыта» [11]. Он говорил о том, что мы сможем открыть в себе то, что не знали раньше путем наблюдения за собственным опытом, не вмешиваясь и не контролируя свои чувства, а позволяя себе наблюдать за происходящими вещами [7]. «Созерцание в Хакоми используется, как величественная дорога к бессознательному, … где ядро организующие убеждения управляют переживанием и выражением, прежде чем они попадут в сознание» [11]. «Когда вы впервые осознаете что-то, это есть мимолетное мгновение чистого сознания, непосредственно перед осмыслением вещи, прежде чем вы её идентифицируете, это состояние осознанности… Оно мелькает какую-то долю секунды, ровно пока вы фокусируете свой взгляд, свой разум на какой-то вещи, непосредственно перед тем, как вы ментально закрепляете ее и отделяете от остальной части опыта. Это происходит прямо перед тем, как вы начинаете думать об этом – прежде, чем ваш ум говорит, «О, это собака» [11]. В этом же ключе А. Минделл говорит о важности осознанности как «осознания первичного чувственного (sentient) опыта, который предшествует всему, что вы думаете, видите, слышите, и делаете. Осознанность ведет к новому воззрению на жизнь…. Когда вы обладаете осознанностью, вы ощущаете не только действительность, но и тенденции» [25]. Такая фокусировка сознания позволяет отследить и приостановить привычные реакции, бессознательно запускаемые комплексом, выйти из привычного паттерна, открыть доступ к новому опыту, следуя импульсу самоисцеляющего процесса. Минделл называет осознанность проводником для повседневного ума; многомерным учителем Пути [12], а процессуальную работу – работой осознания [26]. Практика созерцательного наблюдения рассматривалась многими отечественными и западными учёными с точки зрения нейробиологических процессов, проистекающих в это время в организме. Современные исследования научно обосновывают то, каким образом практика созерцания может повлиять на процессы в головном мозге [11]. Созерцание начинается как целенаправленный и осознанный процесс концентрации внимания на сенсорных ощущениях, то есть с активации префронтальных структур мозга – лобных долей, отвечающих за произвольность и целеполагание. Информация об ощущениях, приходящих через сенсорный опыт, располагается преимущественно в корковой зоне задней части головного мозга. В норме (вне специально организованного процесса созерцания) эта информация сохраняется в соответствующих зонах в виде следов памяти, однако не осознаётся. В момент же осознанной вербализации сенсорных ощущений происходит интеграция работы как префронтальных и заднекорковых областей, так и межполушарного взаимодействия. Доминантная в повседневной жизни аналитическая функция левого полушария, с помощью которого мы преимущественно пытаемся назвать, расчленить на дискретные единицы и проанализировать поступающую информацию, уступает место целостной образности правого полушария. Это позволяет объединить обработку информации в системе «тело-разум»: проявиться информации, находящейся в имплицитной памяти, расцепить элементы привычного паттерна реагирования и взаимодействия и осознанно прожить происходящий здесь и сейчас новый опыт. Таким образом, говоря об осознанности в процессуальной работе, мы можем выделить несколько связанных с этим навыков:
«Важны и сознание и осознаваемость. – пишет Минделл, - Осознаваемость – это осознание всего досмыслового духа «Сновидения», который, развертываясь, ведет к смыслу его частей. Сознание ценит части и выискивает смысл и взаимосвязь между ними, но легко игнорирует поразительность «Сновидения»», которое предшествует понятию смысла» [25]. В процессуальной работе мы учим клиентов быть осознанными в отношении происходящих с ними процессов. Но мы также должны быть осознанны как терапевты по отношению к собственным процессам, как в своей жизни, так и непосредственно в процессе работы с клиентом. Без осознания своих мыслей, меняющихся чувств, телесных ощущений терапевт может начать подавлять какие-то процессы клиента или действовать, например, с позиции превосходства. Осознанность необходима в процессуальной работе и с точки зрения работы с переносом и контрпереносом, которые рассматриваются здесь также и с точки зрения системного подхода. Любой процесс, возникающий между терапевтом и клиентом, важен для обоих. Каждый из них «бессознательно влияет на партнера, и это обстоятельство играет в терапевтическом процессе весьма существенную роль. Встреча двух личностей подобна смешению двух химических веществ: если происходит реакция, она приводит к трансформации обоих исходных компонентов» [54]. «Вы работаете с другим человеком, но, в то же время, происходит работа с вами» [25]. С точки зрения нейробилогии и теории зеркальных нейронов явление контрпереноса рассматривается как «резонанс», имеющий большую информативную ценность. «То, что терапевт воспринимает от пациента, может вызвать в нем резонанс, выходящий за пределы «нормального» участия и понимания. Он может вызвать у терапевта дополнительные мысли и эмоции, которые, так сказать, дорисовывают вероятную картину истории пациента в тех моментах, о которых он умолчал…. Как в рамках психотерапевтической ситуации, так и за ее пределами именно зеркальные нейроны вызывают у другого человека дополнительные мысли». «У терапевта может возникнуть дополняющее понимание тех последовательностей действий и ощущений, которые пациент — обычно по причине глубоко коренящегося страха — не может почувствовать, представить себе и выразить словами (это можно было бы назвать «комплементарным отражением» психотерапевта)» [1]. Процессуальная работа, как и юнгианский анализ, делает акцент на осознанном использовании процессов терапевта, в том числе контрпереноса, в практике работы с клиентом, что предполагает следующие навыки терапевта:
Осознанность в процессуальной психологии является одним из основных инструментов терапевта, с этого навыка начинается становление терапевта. Юнгианский аналитик Радмила Моаканин пишет об этом так: «Терапевт должен ежеминутно отслеживать то противостояние, которое возникает у него с пациентом. Ведь наши реакции обусловлены не только сознанием. Мы постоянно должны задаваться вопросом: «А каким образом переживает эту ситуацию мое бессознательное?». «В процессуальной работе есть только одна техника – осознавание, - пишет Минделл, - использует же она всё, что происходит в данный момент и привлекает внимание.» При этом осознанность – это также и та практика, которой постепенно обучается клиент. Именно эта практика, этот инструмент позволяет соприкоснуться с глубинными жизнеорганизующими системами убеждений и паттернами поведения. Одна из отличительных особенностей процессуального подхода состоит в том, что клиент в ходе работы научается самостоятельно работать с собственными процессами, получает в руки практический инструмент для работы с собой, для собственного личностного развития. Для того, чтобы клиент был готов к соприкосновению со своим внутренним опытом, для развития и углубления его осознанности по отношению к этому опыту, необходимо создание безопасного пространства терапевтических отношений. Такое пространство мы можем создать, используя навыки ученичества и следования процессу. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|