|
Детям нужна «живая» мама.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
В отношениях с ребенком женщина бессознательно повторяет поведение матери по отношению к себе в детстве. Особенно заметно повторение материнского сценария по отношению к дочери, с которой женщина автоматически себя ассоциирует. Для осознания собственного поведения в роли матери, можно задать себе вопросы: когда я была маленькой, что именно я получила от своей матери, что моя мать не смогла мне дать? Понимая плюсы и минусы реальных отношений с родителями, можно создать для себя новую схему отношений с собственными детьми. Сохранить то, что было ценным и отказаться от того, что причинило в детстве боль. Эта работа над собой поможет стать любящей матерью. И это самый большой подарок для вашего ребенка. Пример из практики. На консультацию пришла тридцатилетняя женщина, замужем, имеет пятилетнюю дочь. Назовем женщину – Карина. - Я недовольна собой, тем, как я веду себя в роли мамы. - Что «не так» вы делаете? - Формально я выполняю все материнские обязанности, но, эмоционально не кормлю дочь. Карина поймала мой удивленный взгляд: «Да, я читаю много психологической литературы и понимаю, что я не даю дочери эмоций. Я – эмоционально холодная мать». - Вылепите себя из пластилина, - предлагаю я Карине. Она с удовольствием лепит, поясняя, что часто занимается лепкой с дочерью. Получилась такая фигурка. - Сколько ей лет? - Пожалуй, ей лет пять. Возраст персонажа, если он отличается от реального возраста его автора, обозначает, когда произошло травматическое событие. Предположительно, существует травма, которую Карина испытала в возрасте пяти лет. - Что хочет пятилетняя Карина? - Карина хочет мячик. - Что меняется, когда появляется мячик? - Мячик дает возможность играть в разные игры. Перечисляет игры. - Что сейчас хочет девочка? - Кошку. - И собаку. - Я заметила, что у всех персонажей четко очерченные глаза. - Да, глаза выражают эмоции, про глаза говорят: «Это – зеркало души». Тяжело общаться, когда не видишь эмоции окружающих. Сейчас маленькой Карине не хватает людей. - Кого именно? - Мамы. В начале образы могут отражать только поверхностные или промежуточные желания, на смену которым приходят желания истинные. Видно, как повышается значимость для Карины создаваемых ею объектов. Первоначально это был неодушевленный мячик, затем животные – кот и собака. И, наконец, мама. Завершением поиска значимой фигуры является появление человека. Каждый раз, когда на вопрос: «Что ты хочешь?» появляется новый персонаж, мы вместе с клиентом приближаемся к его истинной потребности. В данном случае, основным желанием пятилетней Карины было общение с мамой. - Что изменилось, когда появилась мама? - Карине радостно, мама оказывает ей внимание, можно поиграть в мячик, гулять, она покупает мороженное, читает сказки. - Я замечаю, что у девочки нет ушей. Как пятилетняя Карина слушает сказки, если у нее нет ушей? - Получается, что не слушает. Она ориентируется на зрительное восприятие, ловя в глазах людей эмоции, а порой и придумывает их. В нашей беседе Карина опять возвращается к теме глаз. Это говорит о том, что это значимая тема для молодой женщины. Она пытается «считать» эмоции людей по глазам. Огромные глаза персонажей, скорее всего, означают, что Карина переживает много страха. «У страха глаза велики». - Вы уже второй раз подчеркиваете значение глаз для маленькой девочки, лишая ее ушей. Чего она не хочет слышать? - Звон разбитого стекла, крики, всхлипывания мамы. Например, когда отец бросил в маму стеклянную банку со сметаной, это невозможно забыть. - Поэтому Карина предпочитает «не иметь ушей»? - Да, у меня отзываются ваши слова. Родители всегда так ужасно ругались, а я была вынуждена их слышать. - Получается, что крики, оскорбления, физическая агрессия, то есть проявления злости, были разрешены в родительской семье. - Да, злость – это единственная разрешенная эмоция. - Так как единственно разрешенная эмоция – разрушительная, вы приняли решение не проявлять эмоции вообще? - Да. - И сейчас отказ от эмоции мешает вам в общении с дочерью? Вы называете себя эмоционально холодной матерью. - Да, все так и есть. - В детстве вы приняли решение отказаться от проявления эмоции, потому что, с точки зрения маленькой девочки, проявлять эмоции опасно. На тот момент это решение было правильным, так как соответствовало реальному опыту ребенка. Но, сейчас вы, Карина, взрослая женщина, вы можете изменить принятое в детстве решение. Что вы можете сказать маленькой Карине? - Ты – хорошая девочка. Ты все сделала правильно, отказавшись в детстве от проявления эмоций. Тебе было страшно, очень страшно, когда родители ругались. Ты злилась, когда они не обращали на тебя внимание. Ты испытывала целую гамму чувств. И думала, что именно чувства создают проблемы в отношениях. Сейчас ты знаешь, что это не так. Сейчас ты выросла и можешь говорить о своих чувствах. - Что бы ответила маленькая Карина? - Она ответила бы, что не умеет проговаривать свои чувства. Она не всегда даже может их осознать. - Как можно научиться тому, что не умеешь делать? - Смотреть на то, как это делают другие, читать, спрашивать, слышать себя и других людей. Учиться говорить, ошибаться, и повторять снова и снова. Пока не получится. Мне захотелось сделать и себе и маме уши. (Делает на пластилиновых головах мамы и дочери небольшие углубления – уши). Сейчас стало намного комфортнее, захотелось взять маму за руку. Для меня она – лучшая мама в мире. - Как и вы для своей дочери. - Да, теперь я смогу слышать свою дочь. И проявлять свои эмоции. А все остальное я и так уже умею делать для нее! Для здорового развития ребёнка необходимо внимание матери к нему, ее интерес, способность слушать и слышать, эмоционально реагировать. Злиться можно, можно печалиться и бояться. Можно испытывать и проявлять РАЗНЫЕ эмоции. Именно эмоциональность делает человека живым. А детям нужна «живая» мама.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|