Как проявлять эмоции, чтоб не разрушить себя и окружающих.

 В статье "Алекситимия: как можно жить и не жить одновременно"  я попыталась рассказать о том, почему так важно узнавать свои эмоции и проявлять их. И тут закономерно возникает вопрос: а если эмоций слишком много, или они слишком сильные? Как проявлять, например, гнев, и не нанести морального (и физического) ущерба тому, на кого он направлен? Как гневаться на детей? и т.д.

Давайте сразу проясним, что изначально в тех эмоциях, которые мы испытываем, нет ничего патологического. Абсолютно нормально гневаться, стыдиться, бояться, ревновать, завидовать, смущаться. Я намеренно не называю здесь положительные эмоции, т.к. с их проявлением, как правило,вопросов не возникает. 
Итак, каждая эмоция нам для чего-то дана, у каждой есть свой смысл и своя функция.И сами по себе эмоции не опасны, а очень даже полезны. Проблемы начинаются тогда, когда мы эти эмоции игнорируем. Да, сильными и разрушительными они становятся только тогда, когда мы их накапливаем. Таким образом, важно эмоции НЕ КОПИТЬ.

Если вы поймали себя на какой-либо эмоции, во-первых, признайте ее сначала для самого себя: "сейчас я злюсь". Почувствуйте ее телесно: как вы ее ощущаете, где, погрузитесь в нее, отдайтесь ей, не побоюсь этого слова. Вспомните, как дети проявляют свои эмоции (если их до этого, конечно, не научили их НЕ проявлять): они хлопают в ладоши, громко смеются и прыгают от радости, топают ножками и машут кулачками, когда сердятся. Когда они испытывают какую-либо эмоцию, они практически СТАНОВЯТСЯ ЕЙ. Попробуйте и вы так. Станьте своей эмоцией, поговорите от ее имени, сделайте что-нибудь, что в этот момент хочется сделать. Есть у гештальтистов такая теория, что эмоция - это остановленное действие. Подвигайтесь. Наедине с собой или в кабинете у терапевта проживайте свои эмоции на все сто процентов.
Если вы злитесь не на дождь за окном и не на курс евро, а на конкретного человека, скажите ему о своей злости, не забыв упомянуть в связи с чем она : "знаешь, когда ты опаздываешь, я очень злюсь на тебя". А потом не забудьте прояснить, чего бы вам в связи со всей этой ситуацией хотелось бы: "мне не нравится злиться на тебя, и я хотел бы, чтобы ты не опаздывала". Таким образом, вы признаете свои эмоции, и эмоция находит выход, ваш собеседник в курсе того, что с вами происходит, и что вы от него хотите, и у вас есть шанс изменить что-то к лучшему.
Признавая и проговаривая эмоцию каждый раз,как только ее уловили, вы создаете условия, при которых эмоции не копятся (создавая отличный фон для развития всякой психосоматики) , и при которых адекватный ситуации гнев не превращается в неконтролируемый тайфун, разрушающий всё на своём пути.
 Эмоции мы не выбираем. Но мы можем выбирать способ их отреагирования. Но, повторюсь, это при условии, если эмоции не накапливаются, интенсивность их не столь велика, и тогда мы можем управлять их проявлением.

Например, я гневаюсь на ребенка. Я могу накричать на него или даже ударить, а могу пойти в другую комнату,пнуть там диван (частично отреагировав гнев) или просто посчитать до десяти, подышать и вернуться к варианту "знаешь, я сейчас очень злюсь на тебя, потому что...". Ребенок в данном случае не страдает физически, не пугается, но при этом, всё-таки, встречается с вашим гневом, как последствием какого-то своего поведения. Как мать двоих детей я прекрасно понимаю, что совсем без криков не обойтись, иногда это единственное, что может подействовать, да и встречаться с ТАКИМ гневом ребенку тоже иногда необходимо, чтоб он понимал, что такое тоже есть, и не пугался, когда встретится с "громким" гневом в большом мире. Но ключевое слово тут,вероятно, "иногда". 

Всё то же самое относится и к любой другой эмоции. Например,самая непризнаваемая и "некрасивая" эмоция - зависть. Хотя, если задуматься, в зависти нет ничего плохого. И вообще, это отличная штука. Говоря о своей зависти другому, вы, во-первых, признаете ценность чего-то, что есть у него. А это каждому приятно. А для себя, благодаря зависти, вы получаете осознание какого-то своего дефицита, какой-то своей потребности. С осознанием потребностей у нас обычно 
всё очень сложно, а тут такая помощь: я завидую, значит, чего-то хочу. А хотеть чего-то - это уже само по себе прекрасно. Гораздо хуже - не хотеть. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Итак, не отказывайтесь от своих эмоций, признавайте , называйте , проживайте , говорите о них. Выбирайте тот экологичный способ проявления , который подходит именно вам. И тогда вы будете контролировать свои эмоции, а не они вас.



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как безопасно выразить эмоции, если "адресат" не желает слушать
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • "Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Эмоции. Обида: "Они должны..."
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Работа с МАК. Техники "Эмоции наоборот" и "Эмоции наоборот — 2"
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Вина и обида - "сладкая парочка". Как растворить болезненные эмоции.
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Как не принести "рабочие" эмоции домой.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Эмоции. Часть 1. Для чего нужны эмоции?
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Эмоции, как они есть. Есть и переваривать.
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Сдерживать или не сдерживать свои эмоции?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь