Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма

Прикладной анализ поведения определяется как отрасль научного познания, базирующаяся на принципах обучения Б. Ф. Скиннера. Данный метод относится к бихевиоральному направлению и ориентирован на усовершенствование индивидуума и его адаптацию к условиям окружающей среды.


Прикладной анализ поведения (ПАП) (англ. Applied behavior analysis, ABA) на сегодняшний день является одним из наиболее обоснованных и надежных методов коррекции нарушений детского психического развития, в том числе и расстройства аутистического спектра.


В рамках данного метода поведение ребенка определяется как своего рода язык, посредством наблюдения за которым взрослые могут идентифицировать намерения, желания и переживания ребенка, а также отвечать ребенку, используя язык ПАП.


Для ребенка с расстройством аутистического спектра характерны панические страхи, возникающие вследствие гиперчувствительности. Состояние страха не позволяет ребенку спокойно поддерживать контакт с субъективно воспринимаемой им окружающей действительностью, в результате чего ребенок уходит в свой мир, в котором чувствует себя безопасно. Этим объясняется тенденции к однообразным действиям ребенка – ребенок стремиться чувствовать контроль над ситуацией.

Принципы ПАП предполагают последовательное и понятное для аутичного ребенка поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого. В рамках данного метода ребенок научается предугадывать последствия действий и понимать значение поведения взрослого. Это дает ребенку возможность чувствовать себя спокойно и безопасно, находясь в социальном окружении. Таким образом, метод ПАП является инструментом социальной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра.


Поведенческий метод предполагает процесс обучения необходимым поведенческим навыкам. Цель данного метода – сформировать систему поведенческих социально приемлемых реакций на внешние воздействия. Поскольку поведение является внешне наблюдаемым, с помощью данного метода можно фиксировать определенные поведенческие признаки и изменения этих признаков под влиянием внешних воздействий.


Так как поведенческая терапия детей при расстройстве аутистического спектра на начальных этапах вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, требуется провести беседу с родителями, выяснив будет ли применение такого директивного метода как поведенческая терапия эффективным и не травмирующим для ребенка.


Как правило, во взаимоотношениях аутичного ребенка с его родителями так или иначе присутствуют механизмы ПАП. Ребенок использует принципы ПАП, сформированные врожденными, природными способностями, по отношению к родителю. Как известно, одной из главных особенностей расстройства аутистического спектра является сверхчувствительность по отношению к незначительным, как может показаться, изменениям окружающей среды. Следовательно, ребенок с расстройством аутистического спектра испытывает особую потребность в безопасности и контроле над внешними обстоятельствами.

«ПАП – это понимание того, как предпосылки и последствия могут повлиять на поведение. Так, одев ребенка в «неправильную» пижаму, вы столкнетесь с последствиями этого поступка. Если ребенок кричит и наносит себе удары по голове, это значит, что вам только что ясно дали понять: вы сделали «неправильный» выбор. Если вы игнорируете это сообщение и продолжаете надевать на него «неправильную» пижаму, вы можете получить очередное последствие – ребенок будет биться головой о стену». Таким образом, ребенок создает контроль над ситуацией взаимодействия с родителем, формируя безопасную для себя обстановку посредством провоцирования собственными негативистскими реакциями понятного и предсказуемого поведения родителя.

Проблема в том, что такого рода взаимоотношения не являются естественными в реальной жизненной обстановке, поскольку социум не приспособляется под одного индивида. Скорее наоборот, отдельно взятый индивид испытывает необходимость адаптироваться к тем правилам, которые существуют в обществе. Возникает необходимость формировать у ребенка социально приемлемое поведение.


Следует отметить, что применение директивных методов, предполагающих наказания, не только не приводят к снижению проблемного поведения, но и противоречат этическим принципам. В связи с этим, в современной практике прикладного анализа поведения применяется ряд методик, эффективность и безопасность которых доказана многочисленными исследованиями.



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Расстройство аутистического спектра(РАС) и эмоции
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Психологические особенности лиц с расстройствами аутистического спектра
  • Символдрама в терапии пациентов аутистического спектра.
  • Клиническая характеристика больных с расстройствами аутистического спектра.
  • Детско-родительская группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Взгляд гештальт-терапевта
  • Нозологические проявления у больных с расстройствами аутистического спектра( клинический случай)
  • Применение метода нахождения смысла в психотерапии расстройств пищевого поведения
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Причины негативного поведения ребенка
  • Темперамент – основа поведения ребенка
  • Как избавиться от нежелательного поведения ребенка?
  • 5 причин плохого поведения ребенка.
  • Коррекция нежелательного поведения ребенка.
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • 4 ошибочные цели поведения ребенка (с практикой).
  • Секреты перестройки плохого поведения ребенка.
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Семья, формирующая психосоматические стратегии поведения у ребенка.
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь