Прикладной анализ поведения определяется как отрасль научного познания, базирующаяся на принципах обучения Б. Ф. Скиннера. Данный метод относится к бихевиоральному направлению и ориентирован на усовершенствование индивидуума и его адаптацию к условиям окружающей среды.
Прикладной анализ поведения (ПАП) (англ. Applied behavior analysis, ABA) на сегодняшний день является одним из наиболее обоснованных и надежных методов коррекции нарушений детского психического развития, в том числе и расстройства аутистического спектра.
В рамках данного метода поведение ребенка определяется как своего рода язык, посредством наблюдения за которым взрослые могут идентифицировать намерения, желания и переживания ребенка, а также отвечать ребенку, используя язык ПАП.
Для ребенка с расстройством аутистического спектра характерны панические страхи, возникающие вследствие гиперчувствительности. Состояние страха не позволяет ребенку спокойно поддерживать контакт с субъективно воспринимаемой им окружающей действительностью, в результате чего ребенок уходит в свой мир, в котором чувствует себя безопасно. Этим объясняется тенденции к однообразным действиям ребенка – ребенок стремиться чувствовать контроль над ситуацией.
Принципы ПАП предполагают последовательное и понятное для аутичного ребенка поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого. В рамках данного метода ребенок научается предугадывать последствия действий и понимать значение поведения взрослого. Это дает ребенку возможность чувствовать себя спокойно и безопасно, находясь в социальном окружении. Таким образом, метод ПАП является инструментом социальной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра.
Поведенческий метод предполагает процесс обучения необходимым поведенческим навыкам. Цель данного метода – сформировать систему поведенческих социально приемлемых реакций на внешние воздействия. Поскольку поведение является внешне наблюдаемым, с помощью данного метода можно фиксировать определенные поведенческие признаки и изменения этих признаков под влиянием внешних воздействий.
Так как поведенческая терапия детей при расстройстве аутистического спектра на начальных этапах вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, требуется провести беседу с родителями, выяснив будет ли применение такого директивного метода как поведенческая терапия эффективным и не травмирующим для ребенка.
Как правило, во взаимоотношениях аутичного ребенка с его родителями так или иначе присутствуют механизмы ПАП. Ребенок использует принципы ПАП, сформированные врожденными, природными способностями, по отношению к родителю. Как известно, одной из главных особенностей расстройства аутистического спектра является сверхчувствительность по отношению к незначительным, как может показаться, изменениям окружающей среды. Следовательно, ребенок с расстройством аутистического спектра испытывает особую потребность в безопасности и контроле над внешними обстоятельствами.
«ПАП – это понимание того, как предпосылки и последствия могут повлиять на поведение. Так, одев ребенка в «неправильную» пижаму, вы столкнетесь с последствиями этого поступка. Если ребенок кричит и наносит себе удары по голове, это значит, что вам только что ясно дали понять: вы сделали «неправильный» выбор. Если вы игнорируете это сообщение и продолжаете надевать на него «неправильную» пижаму, вы можете получить очередное последствие – ребенок будет биться головой о стену». Таким образом, ребенок создает контроль над ситуацией взаимодействия с родителем, формируя безопасную для себя обстановку посредством провоцирования собственными негативистскими реакциями понятного и предсказуемого поведения родителя.
Проблема в том, что такого рода взаимоотношения не являются естественными в реальной жизненной обстановке, поскольку социум не приспособляется под одного индивида. Скорее наоборот, отдельно взятый индивид испытывает необходимость адаптироваться к тем правилам, которые существуют в обществе. Возникает необходимость формировать у ребенка социально приемлемое поведение.
Следует отметить, что применение директивных методов, предполагающих наказания, не только не приводят к снижению проблемного поведения, но и противоречат этическим принципам. В связи с этим, в современной практике прикладного анализа поведения применяется ряд методик, эффективность и безопасность которых доказана многочисленными исследованиями.