|
Счастье гештальт-терапииАвтор статьи: Данилин Александр Геннадьевич
Один человек поехал в Египет. Пошел на экскурсию. Там его и всех туристов отвели к древним могилам. Гид начал переводить надписи на надгробиях: вот этот прожил два года, этот три месяца, а вон тот две недели… Туристы удивились. Гид объяснил, что по старой традиции, здесь жизнью считают только те моменты, которые человек прожил счастливо. Человек возвратился на родину, собрал за столом всю семью и сказал: «Когда я умру, напишите на моей могиле —родился мертвым…».
В эпиграфе — старый анекдот, очень старый… Он встречается в древних сборниках историй про Ходжу Насреддина – обучающих притчах суфиев; его можно найти в рассказах китайских даосов, есть текст этой истории и в агадическом мидраше: в преданиях иудеев, — «эхе» Торы — устных, когда-то, ассоциациях и поучениях к тесту Пятикнижия Моисея. Стоит ли удивляться, что размышления над этой притчей стали и скрытой основой целого направления в практической психологии и психотерапии – гештальт-терапии. В мидраше, правда нет слова «счастье», вместо него там посчитан срок «подлинной жизни» или «настоящей жизни». Никто из нас не знает точно, что такое счастье или подлинная жизнь, но все… грустно улыбнуться анекдоту, соотнося его с собственной жизнью. Создатель гештальт-терапии Фредерик Соломон Перлз (1893 – 1970), попросту – Фриц Перлз, ставил перед своими последователями задачу довести своих клиентов до счастья… хотя никогда и не формулировал эту мысль. Счастье – это энергия, оно возбуждает или пробуждает человека от его грустного повседневного сна, а первая (и одна из главных) книг гештальт-терапии, увидевшая свет в 1951 году называется «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности» (написана Перлзом в соавторстве с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлингом). Стремление к счастью – слишком не научно, а в моде, в психологии середины прошлого века, были научные подходы. Перлз собирал в единое, преимущественно практическое, целое фрагменты различных психологических понятий, имеющих, отношение к представлениям о счастье или подлинной жизни, сформулированных на древнем востоке. Для иудеев и суфиев счастьем подлинной жизни было чувство слияния с Богом и со всем его творением: ощущение своего неразрывного единства с потоком творения. «Научная», даже сугубо практическая психология, использовать представления о Боге не могла… Поэтому, учение Фрица Перлза оказалось ближе всего к философии даосизма. Дао – поток или принцип Творения – духовный ветер, движущий жизнью человека, вставшего на правильный путь. Человек не может постичь источник Творения, но может почувствовать «куда дует ветер… куда текут воды…» («Дао Дэ Цзин»). Миг слияния с этим потоком, абсолютное доверие ему, ощущение неразрывной связи души человека и предвечного Дао и есть мгновения счастья или подлинной жизни даоса…. В тридцатых годах прошлого века гештальтпсихолог (не «терапевт», а психолог!) Курт Левин разработал теорию психологического поля. Он считал, что поведение человека определяется целостной конфигурацией его жизненного пространства, а сама конфигурация – «топология» пространства возникает, как результат стремления человека к «балансу жизни» — равновесию между подлинными потребностями организма и объектами внешней среды. Согласитесь — такой «баланс» и есть счастье! «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями», — гласит один из тостов в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Мы живем в непрерывном потоке тоски и тревоги – тоски о безвозвратно утерянном прошлом и тревоги за неведомое будущее. Это «горизонтальный» поток – поток неумолимого времени. Счастье восточных практик — выпадение из этого потока – чувство, что здесь и сейчас у тебя есть все, что тебе действительно нужно. Правда, «счастьем» это называю я, а гештальт-терапевты называют принцип здесь и сейчас – главным принципом своей терапии. Часто выясняется, что утраченная любовь вовсе не входит в число подлинных потребностей личности в настоящем времени… или не выясняется, тогда, прямо во время сеанса можно пойти и позвонить любимому человеку. Но, в любом случае такая работа позволяет понять, как много людей избегают контакта со своим настоящим, оправдывая свою грусть воспоминаниями о прошлых обидах (часто надуманных) и фантазиями о безнадежном будущем (опирающимися на придуманные обиды). Так достигается «завершенный гештальт». Что это значит? Гештальт – это паттерн целостного поля личности, особая, связанная со значимыми объектами организация восприятия человеком деталей собственной жизни. Такой образ или паттерн невозможно изменить не разрушая – вместе с ней может разрушиться и построенное личностью поле собственного существования. Гештальты – это фигуры, существующие на фоне (континууме) личности. Из фона своего существования индивидуальность выбирает значимые – важные или интересные объекты, не всегда осознавая подлинную степень их значимости для себя. В настоящем времени, в реальности или воображении, происходит осознание фигуры гештальта… и удовлетворение неудовлетворенных желаний. Гештальт завершается, теряя свою актуальность. То, что было фигурой жизни вновь становится ее фоном. Человек, пребывающий в потоке настоящего, может быть искренним и с самим собой, и с другими людьми. Мы, например, часто адресуем свои мнения о партнерах по общению не им… а третьему лицу – реальному или воображаемому. Мы боимся непонимания и осуждения, которые переживали в прошлом, но… в настоящем ничего этого нет и гештальт-терапевт старается побудить участников сеанса к непосредственному – искреннему общению, настаивая на обращении конкретных высказываний к конкретным лицам, которым они могут быть адресованы. Технически это происходит во время коротких вербальных и невербальных упражнений в парах и тройках. Принцип «Субъективного высказывания», связан с причастностью пациента ко всему происходящему «здесь и сейчас». В повседневной жизни большинство из нас склонно переносить ответственность на кого-то или что-то другое, например на обстоятельства. Мы говорим о собственном теле, чувствах и мыслях от третьего лица или отстраняясь от происходящего и поведении с определенной дистанции, находясь как бы в стороне. Гештальт-терапевт предложит пациенту заменить форму высказывания на субъективную. «Обстоятельства помешали мне сделать карьеру» — «Я так и не смог смирить собственного самолюбия, чтобы угождать начальству» . Принцип Континуальности сознания — это принцип наблюдения за собственными мыслями и поступками проистекающими «здесь и сейчас» — концентрация на потоке спонтанно протекающих в сознании переживаний. Этот принцип не требует пересказа или интерпретации переживаний. В настоящем времени человек может говорить, только когда чувствует, что действительно хочет высказаться. Особую роль играет наблюдение за своими спонтанными движениями и попытка уловить их значимость для себя: что хочет сказать вам ваше тело? Перлз именовал инсайт «ага-переживанием» — это момент постижения себя здесь и сейчас, когда человек восклицает: «Ага!». Самой известной, пожалуй, игрой гештальт-терапии является «Горячий стул». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|