|
Два слова о гештальт- терапии.Автор статьи: Чебыкина Елена
Гештальт- подход был разработан Фредериком Перлзом. В концепции подхода основная неудовлетворенная потребность клиента, с которой он пришел на терапию называется фигурой (гештальтом), остальные детали истории клиента названы фоном. Для гармоничного существования клиента необходимо, чтобы его потребности удовлетворялись, и на смену удовлетворенной, возникала новая потребность. Гештальт- терапевт помогает клиенту осознать неудовлетворенную потребность, найти способы ее удовлетворения, выбрать подходящий способ, с его помощью получить новый опыт и завершить гештальт (закрыть потребность). Цикл формирования, осознания, удовлетворения, завершения и перехода к новой потребности называется циклом контакта. В цикле контакта контакта Дж. Гудмена выделяют: - преконтакт- этап в начале терапии, когда основная потребность выделяется из фона, - контакт- этап, при котором сформирован гештальт, идет работа по его исследованию и поиски способов удовлетворения, клиент получает новый опыт проживания гештальта; - постконтакт- этап, во время которого клиент присваивает, перерабатывает полученный опыт; - сдроуэл- этап, при котором гештальт закрывается, наступает пауза до появления новой потребности. При наличии незавершенного гештальта цикл контакта прерван с помощью защитных механизмов, которые возникают для поддержания гомеостаза (баланса, целостности) внутри личности клиента, чтобы неудовлетворенная потребность компенсировалась и не вела к разрушению психики. Среди основных защитных механизмов в гештальт- подходе выделяются такие явления, как: - конфлуэнция (слияние)- защитный механизм, при котором клиент не может выделить свою потребность из фона или не может отделить свою потребность от чужой. Примеры из речи клиента: «мы пошли», «мы подумали», «мы считаем». - интроект - защитный механизм, при котором чужие убеждения без осмысления клиент принял за свои. Примеры из речи клиента: «настоящие мужчины не плачут», «мне нельзя огорчать родителей», «я глупый». - ретрофлексия - защитный механизм, при котором клиент пытается удовлетворить потребность через симптом в своем организме, за которым стоит желание совершить действие во вне. Например, клиент хочет накричать на родителей, но сдерживается, после чего у него возникает боль в области горла. - проекция - защитный механизм, при котором клиент приписывает окружающим черты, которые есть в нем, но не признаются. Пример из речи: «Он на меня разозлился»,- на самом деле сам клиент испытал чувство злости к оппоненту. Гештальт- терапевт в процессе консультирования работает над преодолением клиентом защитных механизмов, что позволяет человеку преодолеть задачу, с которой он пришел на терапию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|