|
Что такое невроз (в гештальт-терапии)Автор статьи: Ахметов Данир
У человека есть личные, индивидуальные потребности. И есть потребности группы, членом которой ему важно быть — если он эти групповые потребности игнорирует, то его участие в группе оказывается под вопросом. Такой группой может быть семья, коллектив, государство и т. д. Иногда личные и групповые потребности оказываются в конфликте. В зависимости от ситуации человек может решить, как для него сейчас лучше — задвинуть на время свои личные потребности или потребности группы. Например, когда человек приболел, он может не выйти на работу и таким образом, задвинуть на время интересы рабочего коллектива, позаботиться о своем личном интересе — о своем здоровье. Или другой пример — человек соглашается поработать несколько месяцев за урезанную зарплату, чтобы его организация смогла пережить тяжелый финансовый период. Человек решает, что ему важнее остаться членом этой команды и действовать сейчас в ее интересах, ради этого он отказывается на время от каких-то радостей, которые он обычно покупал за деньги, которых сейчас недополучит. В описанных выше примерах человек смог почувствовать и выбрать, какая потребность для него сейчас важнее — личная или «групповая». Но в данном случае конфликт временный и не очень острый. А если человек оказывается в ситуации хронического или кратковременного, но очень острого конфликта — он может потерять способность чувствовать и выбирать между «личным» и «групповым». Пример хронического конфликта: ребенку в семье запрещают ругаться, проявлять агрессию. И ребенок не может временно сдерживать себя в общении с этими людьми (родителями), как мог бы сделать взрослый, если, бы его начальник, например, запрещал своим подчиненным ругаться. Ребенок, пока он маленький, целиком зависит от родителей, постоянно находится в поле их внимания и вынужден подстраиваться глобально. В данном случае — хронически задвигать свое желание проявить агрессию. Это становится навыком и со временем перестает осознаваться и контролироваться им. Поэтому уже в других ситуациях, вне общения с родителями он все равно продолжает сдерживать свою агрессию. Он уже не может почувствовать и выбрать — лучше ему выразить агрессию или сдержать ее. Пример кратковременного острого конфликта: начинающий поэт первый раз прочитал свои стихи какой-то аудитории и его грубо раскритиковали, высмеяли, он почувствовал сильный стыд. В дальнейшем, возможно, он будет постоянно задвигать свое желание продемонстрировать свои творения, даже когда его будут упрашивать и убеждать, что не станут критиковать. Он не чувствует и не может выбрать, как для него сейчас лучше — прочесть стихи или не читать, он уже не может заставить себя прочесть кому-то стихи. Вот именно эту неспособность чувствовать и выбирать в ситуации конфликта личного и группового, неспособность, возникшую в результате хронического или острого конфликта, Ф.Перлз называет неврозом. Мне кажется, в конфликте личных потребностей и групповых, про который говорит Перлз, групповые потребности можно трактовать шире. Это не только потребности группы, частью которой важно быть человеку. Это еще и любые другие сложные, культурноопосредованные потребности человека, в противоположность потребностям простым, непосредственным. Например, долгосрочная цель, которую человек хочет достичь, может в какие-то моменты приходить в конфликт с его же непосредственной, сиюминутной потребностью. И это может стать такой же невротической ситуацией, как и конфликт личного и группового.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|