|
Человек может все!Автор статьи: Гумерова Римма Васивовна
В 20 веке представители поведенческой психологии пропагандировали эту идею. Они заявляли: дайте нам 100 детей и при помощи "правильного" воспитания мы вырастим 10 математиков, 10 физиков, 10 бизнесменов, 10 музыкантов. Они действительно нашли 100 детей и торжественно начали эксперимент. И больше о них никто не слышал. Не о детях, в смысле, а об этих незадачливых экспериментаторах. Ибо результат получился отрицательный. Не удалось вырастить нужное количество "нужных людей". Но отрицательный результат - тоже результат. Любой результат эксперимента хороший, если суметь сделать выводы. А какие выводы должно сделать по этому эксперименту? Даже самые лучшие воспитатели и учителя не смогут вырастить отсутствующие гены, делающие человека способным к математике, живописи, музыке, спортивным достижениям, ведению бизнеса. Отсутствие природных данных не прикрепить усилиями обучения. Близнецовый метод, где исследовались однояйцевые сиблинги с одинаковым набором генов, показал, что существует потолок, например, в интеллектуальных достижениях, и потолок этот задают гены. Как это определили? Близнецы, выросшие в разных семьях, с разным социальным уровнем показали отличие в тестах IQ не более чем 15 единиц. Это значит, что ребенок, выросший без достаточного уровня образования показывал в тестах почти такой же уровень интеллекта, что и его близнец с высоким уровнем образования. Но все-таки разница небольшая была - и эту разницу дало воспитание. (Я здесь говорю не об уровне достижений и эрудиции, а лишь об IQ - способности решать различные задачи в определенный период времени.) Логика моих словесов ведет к тому, что да, человек может все, но в пределах его природных данных. Как бы ни был хорош учитель музыки, Моцарт не может быть растиражирован. Выдающийся бегун Усейн Болт - это природные данные плюс тренировки. Самые богатые люди мира Билл Гейтс, Марк Цукерберг и др. - это уникальный набор уникальных генов умноженный на воспитание и личные усилия. Кроме того, гены отвечают не только за наши интеллектуальные и творческие способности, но и за склад характера и темперамент. Фундаментальный и усидчивый или активный и жизнерадостный, поверхностный или глубокий, аккуратный или хаотичный - это тоже природная заданность. Родители, у которых детей более одного, и тем более трех, быстрее согласятся со мной, что они, как родители могут не все. Моя приятельница однажды заметила: "Когда у меня было 2 ребенка, я, глядя на мамаш, не справляющихся со своими детьми, думала: "лучше воспитывать нужно!", но когда пошла моя третья доча, я стала помалкивать - даже мой опыт не помогал усмирить этот своенравный и взрывной темперамент". И что же, в конце концов, мы заключаем? Стоит прикладывать усилия, стоит учить и воспитывать детей, и более себя. Стоит верить в себя и в своих любимых детей и партнеров. И все же мы никогда не сможем повлиять на результат на 100%, лишь скромные 33%. И оставить нашим родным свои 33% - как предмет гордости и личной ответственности. Ибо треть заслуги принадлежит личной воле человека. Так все ли может человек? Все! В рамках своих данных! Это знание научит нас скромности и снимет с нас лишнюю ответственность за чужую судьбу, даже если это судьба нашего ребенка и тем более партнера. На личные встречи и по скайпу можно записаться по телефону: +7 913 85 661 86 ватсапу: +7 913 823 4608 мой сайт: психологонлайн.com
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|