Анастази А. » Психологическое тестирование



5 страница


лекта. Хотя сенсорные и перцептивные тесты также были включены, но  

в этой шкале по сравнению с большинством серий тестов того времени  

большую часть занимал вербальный материал. Шкала 1905 г. предлага-  

лась как предварительный инструмент, но никакого точного объективно-  

го метода получения общего показателя не давалось.  

Во второй шкале, 1908 г., общее число тестов было увеличено, неко-  

торые неудачные тесты более ранней шкалы изъяты, и все тесты были  

сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения при-  

мерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. Так,  

к уровню 3 лет были отнесены все тесты, которые выполняли от 80 до  

90Ї" нормальных трехлетних детей; к уровню 4 лет подобным же обра-  

зом отнесли все тесты, которые выполняли нормальные четырехлетние  

дети, и т.д. до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам мог бы в этом  

случае выражать умственный уровень, соответствующий возрасту нор-  

мальных детей, чье выполнение было таким же. В разных переводах  

и переработках шкал Бине термин <умственный уровень> обычно заме-  

нялся на <умственный возраст>, поскольку умственный возраст-понятие  

ппостое и доступное, и его введение несомненно способствовало популя-  

 

24 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОЦАНИЯ  

 

ризации интеллектуального тестирования. Сам А. Бине избегал им  

пользоваться из-за нежелательных ассоциаций с развитием и предпочи-  

тал более нейтральный термин <умственный уровень> (Т.Н. Wolf, 1973).  

Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г., отмечен-  

ном преждевременной смертью А. Бине. Икала эта по сравнению  

с предыдущей содержала незначительные вменения: перестановку от-  

дельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была  

продлена до взрослого уровня.  

Еще до пересмотра 1908 г. тесты Бине-Симона привлекли широкое  

внимание психологов всего мира. Их переводы и адаптации появились  

на многих языках. В Америке было опубликовано множество перерабо-  

танных вариантов, самым удачным из/ которых был вариант, разрабо-  

танный под руководством Л. М. Термина в Станфордском университете  

и известный как шкала Станфорд-Бине (L.M.Tennan, 1916). Именно  

в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуаль-  

ности (IQ), или отношение между умственным возрастом и фактическим  

возрастом. Позднейшая переработка этой шкалы, используемая в наше  

время достаточно широко, будет подробно рассмотрена в гл. 9. Особый  

интерес представляет также вариант Кюльманна-Бине, в котором воз-  

растной диапазон был сдвинут вниз до уровня 3 мес. (F. Kuhlmann, 1912).  

Эта шкала-одна из наиболее ранних попыток разработки тестов интел-  

лекта для младенцев и дошкольников.  

 

ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

Тесты А. Бине, как и их позднейшие переработки, являются индиви-  

дуальными шкалами в том смысле, что они могут быть применены одно-  

временно только к одному человеку. В большинстве этих тестов преду-  

сматривается, что испытуемый или отвечает устно, или осуществляет  

какие-то действия с предметами, причем в некоторых из них требуется  

учитывать индивидуальное время ответа. По этим и другим причинам  

такие тесты не приспособлены для группового использования. Для те-  

стов типа теста Бине характерно и то, что они нуждаются в высококва-  

лифицированном экспериментаторе. Такие тесты по существу являются  

клиническими средствами, приспособленными к интенсивному изучению  

конкретных случаев.  

Групповое тестирование, так же как и первая шкала Бине, было со-  

здано в ответ на настоятельную потребность практики. Когда Соеди-  

ненные Штаты вступили в первую мировую войну в 1917 г., Американ-  

ской психологической ассоциацией был назначен комитет для рассмотре-  

ния тех средств, которыми психология может помочь ведению войны.  

Этот комитет под руководством Р. М. Йеркса столкнулся с необходи-  

мостью быстро определить интеллектуальный уровень полутора мил-  

 

" Ф.Л. Гудинаф (F.L. Goodenough, 1949, р. 50-51) отмечает, что в 1887 г., за 21 год  

до появления шкалы Бине-Симона 1908 г., С.Э. Шайе опубликовал в Ньюорлеанском ме-  

дицинском журнале серии тестов для детей, распределив их в соответствии с возрастом,  

в котором эти тесты обычно приводятся. Частично вследствие малой доступности журна-  

ла, частично же из-за того, что ученый мир еще не был к этому готов, идея возрастной  

шкалы в это время осталась незамеченной. На создание подобной шкалы самим А. Бине  

повлияли работы таких его современников, как А. Блин и Г. Даме, подготовивших серию  

вопросов, на основании которых они получали единый суммарный показатель по каждо-  

му ребенку (Т.Н. Wolf, 1973).  

 

25 ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

лионов новобранцев. Такая информация требовалась для принятия реше-  

ний о признании негодными к военной службе, распределении по разным  

родам войск, приеме в лагеря обучения офицеров и т.п. Военные психо-  

логи привлекли все имеющиеся материалы, в частности неопублико-  

ванный тест для группового тестирования интеллекта Артура С. Отиса.  

Основным достоинством теста Отиса, который он составил, будучи ас-  

пирантом Л. М. Термена, было введение различного типа объективных за-  

даний, в том числе с множественным выбором ответов.  

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали  

называться армейский альфа и армейский бета. Первый предназначался  

для общего обычного тестирования; второй, как шкала невербальная,  

был рассчитан на неграмотных и новобранцев иностранного происхо-  

ждения, которые не могли ответить на задания теста на английском язы-  

ке. Оба теста можно было использовать в больших группах людей.  

Вскоре после окончания первой мировой войны военные тесты стали  

использоваться в гражданской службе. Армейские альфа и бета неодно-  

кратно перерабатывались (последние их варианты употребляются даже  

в наши дни) и стали образцом для большинства групповых тестов интел-  

лекта. Тестирование получило сильнейший стимул для своего развития.  

Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возра-  

стов и уровней образованности-от дошкольников до аспирантов. Еще  

совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования зате-  

вались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создава-  

лись как средства массового тестирования, то их инструкции и процеду-  

ра проведения были достаточно просты, и экспериментатору требовался  

минимум обучения. Школьные учителя начали использовать тесты ин-  

теллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением прохо-  

дили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование  

особых групп взрослого населения, таких, как заключенные. Вскоре IQ  

был признан общественностью.  

Применение групповых тестов интеллекта значительно обогнало их  

методические возможности. В погоне за показателями и практическими  

результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно  

грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных  

ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебному отно-  

шению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 20-х гг.,  

приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал,  

но и способствовал прогрессу психологического тестирования.  

 

ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ  

 

Хотя тесты интеллекта как оценивающие общий интеллектуальный уро-  

вень индивида первоначально рассчитывались на проверку самых раз-  

личных функций, вскоре стало очевидным, что область применения таких  

тестов, поскольку в них были представлены не все существенные функ-  

ции, весьма ограниченна. Фактически, большинство тестов интеллекта  

в основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способ-  

ность оперировать числовыми, абстрактными и другими символически-  

ми отношениями.  

Несомненно, тесты охватывали способности, имеющие в нашей  

 

26  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ряют эти тесты. Например, большинство тестов, названных в 20-х гг. те-  

стами интеллекта, позднее стали называть тестами способностей  

к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того  

факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способно-  

стей, необходимых для учебной деятельности.  

Еще до первой мировой войны психологи пришли к признанию не-  

обходимости дополнить общие тесты интеллекта тестами специальных  

способностей. Тесты специальных способностей разрабатывались частич-  

но для использования в профориентации, а также при отборе и распреде-  

лении промышленного и военного персонала. Самыми распространенны-  

ми среди них были тесты способностей к технике, канцелярской работе,  

музыкальных и художественных способностей.  

Последовавшая вслед за необычным распространением и непрофес-  

сиональным использованием критическая оценка тестов интеллекта выя-  

вила еще один знаменательный факт: индивидуальное выполнение от-  

дельных частей тестов весьма различно. Это особенно очевидно  

в групповых тестах, в которых отдельные задания обычно подразде-  

ляются на субтесты относительно однородного содержания. Так, человек  

может иметь относительно высокие показатели по вербальному и низкие  

по числовому субтесту и наоборот. В какой-то степени такая внутренняя  

неоднозначность наблюдается и в тестах типа Станфорд-Бине, в ко-  

торых для данного индивида могут оказаться трудными, например, зада-  

ния, содержащие слова, а выигрышными задания, использующие картин-  

ки или геометрические фигуры.  

Люди, работающие с тестами, особенно клиницисты, часто, чтобы  

лучше уяснить индивидуальную психологическую структуру, сравнивали  

выполнение отдельных частей теста и при анализе конкретного случая  

рассматривали не только IQ или иной суммарный показатель, но и пока-  

затели субтестов. Но такая практика пригодна не всегда, поскольку  

тесты интеллекта не рассчитаны на дифференциальный анализ способно-  

стей. Часто сравниваемые субтесты содержат слишком мало заданий,  

чтобы дать стабильную и надежную оценку той или иной способности.  

В результате показатели отдельных субтестов при тестировании индиви-  

да различными вариантами одного и того же теста или в разное время  

могут значительно расходиться. Чтобы осуществлять такие внутриинди-  

видуальные сравнения, необходимы тесты, специально предназначенные  

для выявления различий в работе анализируемых функций.  

Параллельно с этими исследованиями шло изучение структуры пси-  

хики, давшее необходимый материал для построения тестов специальных  

способностей. Статистические работы по природе интеллекта, по-  

строенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных у раз-  

личных испытуемых по широкому диапазону тестов, были начаты ан-  

глийским психологом Чарлзом Спирманом (С. Spearman, 1904; 1927)  

в первом десятилетии нашего века. Их методологическая разработка  

в трудах английских и таких американских психологов, как Т. Л. Келли  

(T.L. Kelly, 1928) и Л.Л. Терстоун (L.L. Thurstone, 1935; 1947), стала назы-  

ваться факторным анализом.  

 

27  

 

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Факторный анализ подробно разбирается в гл. 13. Сейчас достаточ-  

но сказать, что данные, собранные с его помощью, показали наличие ря-  

да относительно независимых факторов или черт. Некоторые из этих  

черт, особенностей, например вербальное понимание и оперирование  

числами, были в той или иной мере представлены в традиционных те-  

стах интеллекта.  

Другие, такие, как пространственные, перцептивные и технические  

способности, чаще выявлялись не тестами интеллекта, а тестами спе-  

циальных способностей.  

Одним из главных практических выходов факторного анализа была  

разработка комплексных батарей способностей, предназначенных для из-  

мерения степени выраженности у индивида той или иной особенности из  

некоторой их совокупности. Вместо общего показателя или IQ берутся  

показатели таких свойств, как вербальное понимание, пространственное  

воображение, арифметические способности и скорость восприятия. Такие  

батареи оказались подходящим средством для внутрииндивидуального  

анализа, или дифференциального диагноза, который много лет клини-  

цисты ставили, основываясь на приблизительных и часто ошибочных ре-  

зультатах тестов интеллекта. Кроме того, эти батареи в полной про-  

грамме тестирования несли значительную информацию, получаемую  

ранее через тесты специальных способностей, поскольку комплексные ба-  

тареи способностей охватывают некоторые свойства, обычно не затраги-  

ваемые тестами интеллекта.  

Комплексные батареи способностей представляют в тестировании  

относительно позднее нововведение. В основном они разрабатывались  

уже после 1945 г., но их появление во многом определили работы во-  

енных психологов во время второй мировой войны. Большая часть те-  

стовых исследований, проводившихся в военных организациях, исходила  

из факторного анализа и направлялась на создание комплексных батарей  

способностей. В воздушных войсках, например, такие батареи предназна-  

чались для пилотов, стрелков, радистов, штурманов и множества других  

военных специальностей.  

Во избежание недоразумений следует разъяснить терминологию.  

Термин <тест способностей> традиционно означал тесты, измеряющие  

относительно простые способности; термин <тест интеллекта> обычно  

объединяет достаточно разнородные серии тестов, дающие один сум-  

марный показатель типа IQ. Тесты специальных способностей, ка.к пра-  

вило, измеряют одну способность. Комплексные батареи способностей  

измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями  

каждой способности.  

 

тальных данных, но и как способ, позволяющий разрабатывать содержательные психоло-  

гические концепции, в частности, в психологии индивидуальных различий. Вопрос о том,  

в какой степени пригоден факторный анализ для этой цели, может решить только психо-  

лог. Современный факторный анализ осуществляется относительно статистических рядов  

(результаты тестирования, анкетирования и т.п.), находящихся между собой в линейной  

зависимости. Насколько правомерна гипотеза, что психику человека достаточно адекватно  

описывают линейные связи?  

Известно, что такой гипотезы придерживался Ч. Спирман, но теперь она стала до-  

-.,"-....".. "",." н пя1.пл случае исследователь, намеревающийся применить фак-  

 

28 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ  

 

По мере того как психологи разрабатывали тесты интеллекта и способ-  

ностей, обычные школьные экзамены также технически усовершенствова-  

лись (O.W.CaldweH, S.A.Courtis, 1923; R.L.Ebel, D.E.Damrin, 1960).  

Важный шаг в этом направлении был сделан бостонскими общественны-  

ми школами, заменившими в 1845 г. устные экзамены учащихся пись-  

менными. Обоснование этого нововведения удивительно похоже на рас-  

суждения более позднего времени, объяснявшие необходимость замены  

местоименных вопросов выбором ответа из списка возможных. Пись-  

менные экзамены ставят всех учеников в равное положение, позволяют  

охватить большее содержание, уменьшают элемент случайности в выбо-  

ре задаваемого вопроса и сводят на нет возможную необъективность  

экзаменатора.  

На рубеже этого столетия появились первые стандартизованные  

тесты по измерению результатов школьного обучения. После работы  

Р. Л. Торндайка (R.L. Thorndike, 1933) в этих тестах стали использовать-  

ся принципы измерения, разработанные в психологических лаборато-  

риях. В качестве примера таких тестов можно назвать шкалы оценки ка-  

чества почерка и письменных сочинений, а также тесты на правописание,  

арифметический счет и рассуждения. Несколько позднее, после выхода  

в 1923 г. первого издания станфордского теста достижений, разработан-  

ного ведущими тестологами того времени Труманом Л. Келли, Джайл-  

сом М. Рачом и Льюисом М. Терманом, появились батареи достижений.  

Предвосхищая многие особенности современного тестирования, эти ба-  

тареи позволяли осуществлять сравнимые измерения выполнения зада-  

ний по разным школьным предметам, оцениваемого относительно еди-  

ной системы нормативов.  

К этому времени стали очевидными разногласия среди учителей  

в оценке результатов описательных тестов. К 1930 г. было признано, что  

описательные тесты по сравнению с объективными заданиями <нового




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2158
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 18 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь