Анастази А. » Психологическое тестирование



44 страница


тестового возраста.  

Выборка стандартизации для WISC-R состояла из 100 мальчиков  

и 100 девочек по каждому годовому интервалу в возрастном диапазоне  

от 6,5 до 16,5 лет, общее число испытуемых равнялось 2200. Возрастные  

группы составлялись из детей, чьи дни рождения приходились на интер-  

вал в 12 недель. Так, диапазон 8-летних составлял от 8 лет 4 мес 15 дней  

до 8 лет 7 мес 15 дней. Выборка была стратифицирована на основе пере-  

писи населения США 1970 г. относительно места жительства, принадлеж-  

ности к городским или сельским жителям, по расовому признаку  

(белый- цветной) и в зависимости от профессии главы семьи. Испы-  

туемые из семей, где говорили на двух языках, включались в выборку  

только в том случае, если они могли говорить по-английски или понима-  

ли язык. Дети с признаками умственной отсталости и нарушениями эмо-  

циональной сферы в выборку не включались. Тестирование проводилось  

в 32 штатах (в том числе Гавайи) и в Вашингтоне (округ Колумбия). По  

многим параметрам выборка стандартизации WISC-R оказалась более  

репрезентативной по отношению к возрастным группам популяции  

США, для которых предназначался тест, чем любая другая выборка, ис-  

пользованная при стандартизации индивидуальных тестов.  

В отличие от более ранних форм WISC-R дает среднее значение IQ,  

очень близкое к IQ, полученному по тесту Станфорд-Бине (норма  

1972 г.). Возросшее сходство в показателях IQ может быть объяснено,  

во-первых, близостью во времени проведения исследований по установ-  

лению норм для обеих шкал и, во-вторых, улучшениями в содержании,  

процедуре и методах обработки WISC-R.  

Надежность. Для субтестов WISC-R, как и для показателей IQ  

по полной, вербальной и шкале действия, были подсчитаны коэффи-  

циенты надежности по методу ретеста и расщепления теста. Надеж-  

ность методом коррелирования четных и нечетных заданий теста опреде-  

лялась отдельно для каждой из II возрастных групп. Надежность  

методом ретсста с шперналом прпблпипс.пьпо в 1 мес определялась для  

трех возрастных групп (от 6,5 до 7,5; от 10,5 до 11,5 и от 14,5 до 15,5 лет).  

Коэффициенты надежности, подсчитанные по методу расщепления для  

показателей IQ вербальной шкалы, шкалы действия и полной шкалы  

равнялись 0,94, 0,90 и 0,96. Соответствующие коэффициенты, полученные  

при повторном тестировании, оказались равными 0,93, 0,90 и 0,95. На по-  

вторном тестировании сказалось влияние тренировки, повысившей сред-  

нее значение IQ на 3,5 ед. по вербальной шкале, на 9,5 ед. по шкале дей-  

ствия и на 7 ед. по полной шкале. Возможность такого действия  

тренировки необходимо принимать во внимание при тестировании детей  

через небольшие промежутки времени.  

В общем, следует признать, что надежность тестов оказалась удов-  

летворительной и выше, чем в более ранней форме теста. Коэффициенты  

надежности по методу расщепления, усредненные по возрастным груп-  

пам, колебались от 0,70 до 0,86, а при повторном тестировании-от 0,65  

до 0,88.  

Отличительной особенностью руководства к WISC-R являются та-  

 

230 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

блицы стандартной ошибки измерения субтестов для показателей IQ по  

полной, вербальной шкале и шкале действия для каждой возрастной  

группы, а также данные по величинам минимальных различий между по-  

казателями, обеспечивающих их значимость на заданных уровнях. При  

сравнении показателей IQ по вербальной шкале и шкале действия разли-  

чия в 11-12 единиц свидетельствует о значимости различий на уровне  

0,05. Стандартная ошибка показателя IQ по полной шкале составляет  

3 единицы. Таким образом, вероятность 95%, что истинный IQ ребенка  

по шкале WISC-R отличается от полученного им значения IQ не более  

чем на +6 единиц (3 х 1,96 == 5,88).  

Валидность. Руководство к WISC-R не содержит данных по ва-  

лидности. Нормативные таблицы стандартных показателей для каждого  

субтеста несомненно доказывают очевидность возрастных различий, но  

оценки данных по этому критерию не дается. Ряд исследователей незави-  

симо друг от друга установили коэффициенты текущей валидности  

между ранним вариантом WISC и тестами достижений или други-  

ми учебными критериями интеллекта. Значение этих коэффициентов в ос-  

новном располагалось в пределах 0,5-0,6 (W.M. Littell, 1960; 1. L. Zimmer-  

man, J. M. Woo-Sam, 1972). Как и следовало ожидать, показатели вер-  

бальной шкалы имели более высокие корреляции с такими критериями,  

чем показатели шкалы действия. Когда дети из выборки стандартизации  

WISC были разгруппированы по профессиональному положению их от-  

цов, проявилась обычная иерархия средних значений IQ (Н. G. Seashore,  

A.G.Wesman, J.E.Doppelt, 1950). Различия были несколько больше по  

вербальной шкале, чем по шкале действия, и несколько уменьшились  

с возрастом, возможно из-за сглаживающего влияния обучения  

(B.W.Estes, 1953; 1955).  

В руководстве WISC-R приводятся коэффициенты корреляции с по-  

казателями IQ по шкале Станфорд-Бине внутри однородных по воз-  

растному признаку групп. Средние значения корреляции с показателями  

IQ по полной шкале равны 0,73. И опять-таки показатели вербальной  

шкалы коррелируют на более высоком уровне с показателями по тесту  

Станфорд-Бине, чем данные шкалы действия (0,71 по сравнению с 0,60).  

Для субтестов самые высокие значения корреляции установлены в тесте  

<словарный запас> (0,69), а самые низкие в тесте <кодирование> (0,26).  

В качестве дополнительных в руководстве к WISC-R приведены све-  

дения о взаимокорреляции между индивидуальными субтестами, корре-  

ляции каждого субтеста с показателями полной и вербальной шкалы,  

шкалы действия и этих трех составных показателей друг с другом. Все  

корреляции даны отдельно для 200 случаев в каждой из II возрастных  

групп выборки стандартизации. Значения корреляции между всеми пока-  

зателями вербальной шкалы и шкалы действия распределяются в преде-  

лах возрастных групп от 0,60 до 0,75. Итак, обе части шкалы имеют  

много общего, хотя корреляции между ними не столь высоки, чтобы со-  

хранять раздельное употребление показателей.  

Факторный анализ субтестов ранней WISC выявил те же факторы,  

которые были обнаружены в шкалах для взрослых и получили название  

общего вербального понимания, восприятия пространства и памяти (W.  

M. Littell, 1960; 1. L. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972). В более позднем  

-ттдпгтятгои субтесты WISC были подвергнуты факторному анализу по  

""-"" " "pnHM и 487 мек-  

 

231 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

1973). Результаты подтвердили преобладание фактора вербального пони-  

мания, получившего значимые корреляции с пятью вербальными теста-  

ми, и фактора перцептивной организации значимо коррелировавшего  

с субтестами <конструирование блоков> и <сборка объекта>. Основной  

результат этого исследования - выявление сходства факторной структуры  

по трем этническим группам. Это означает, что в этих группах тесты из-  

меряют одни и те же способности. Факторный анализ показателей  

WISC-R, полученных в выборке стандартизации испытуемыми в возра-  

сте от 6,5 до 16,5 лет и распределенных по II возрастным уровням, весь-  

ма убедительно подтвердил наличие на каждом из уровней трех ос-  

новных факторов (A. S. Kaufman, 1975 я). Эти факторы точно соответ-  

ствовали факторам вербального понимания, перцептивной организации  

и умению сосредоточиться.  

 

ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА  

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

 

Описание." Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников  

и младших школьников (WPPSI) может быть обозначена как детская по  

многим причинам. Эта шкала, опубликованная в 1967 г., предназнача-  

лась для возрастного диапазона от 4 до 6,5 лет. Шкала состояла из II  

субтестов, из которых только 10 учитываются при нахождении IQ. 8 суб-  

тестов есть облегченные и адаптированные варианты заданий WISC,  

остальные 3 были разработаны заново, чтобы заменить непригодные по  

тем или иным причинам субтесты из WISC. Как в WISC и в WAIS, они  

были сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия, из показа-  

телей которых находились значения IQ для полной и вербальной шкалы  

и шкалы действия. Как и в WISC-R, предъявление тестов из вербальной  

шкалы и шкалы действия чередуются. Это делает процедуру тестирова-  

ния более разнообразной, способствует поддержанию интереса ребенка  

к эксперименту, положительно влияет на взаимоотношения с экспери-  

ментатором. Общее время, необходимое для проведения тестирования,  

колеблется от 50 до 75 мин. Эксперимент можно проводить в один или  

в два приема. В приводимом ниже списке субтестов вновь введенные за-  

дания помечены звездочкой.  

 

Вербальная шкала Шкала действия  

 

Осведомленность Дом животного  

Словарный запас Завершение картинок  

Арифметика Лабиринты  

Нахождение сходства Геометрические схемы  

Понимание Конструирование блоков  

Предложения (дополнительный тест)  

 

<Предложения>-это тест на запоминание, заменивший тест <запо-  

минание цифр> из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментато-  

ром повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно  

использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить  

как дополнительный для получения более точной информации о ребенке,  

в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при  

 

232 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней ча-  

сти карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различ-  

ного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расста-  

вить домики по соответствующим изображениям животных. Показате-  

лем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки  

и пропуски. В тесте <геометрические схемы> от ребенка требуется с по-  

мощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.  

Возможности использования сокращенных вариантов WPPSI столь  

же усиленно исследовались специалистами, как это было для шкал WAIS  

и WISC. Некоторых специалистов, например А. Б. Силверстейна, интере-  

совало создание сокращенных шкал по всем трем уровням  

(А.В. Silverstein, 1968 о; b; 1970; 1971). В частности, в тщательно прове-  

денной работе Кауфмана (A. S. Kaufman, 1972) была разработана корот-  

кая форма теста, состоявшая из двух вербальных субтестов (<арифмети-  

ка> и <понимание>) и двух субтестов действия (<конструирование  

блоков> и <завершение картинок>). По отдельным возрастным уровням  

эта батарея имела коэффициенты надежности в диапазоне от 0,91 до 0,94  

и корреляции с показателями IQ по полной шкале от 0,89 до 0,92. По-  

ловина показателей выборки стандартизации WPPSI была использована  

для отбора тестов, а другая половина использовалась при установлении  

перекрестной валидности окончательной батареи тестов. В этой работе  

А. С. Кауфман не забывает также напомнить о необходимости пользо-  

ваться сокращенной шкалой только в крайних случаях.  

Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из  

1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой воз-  

растной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными слова-  

ми, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе  

или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка бы-  

ла стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жи-  

тельства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расо-  

вому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня  

отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стан-  

дартные показатели сМ=10ист=3 для каждой возрастной группы  

с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных пока-  

зателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились за-  

тем в стандартный IQ с М = 100 и о = 15. Хотя сам Д. Векслер возра-  

жал против использования показателей умственного возраста из-за их  

возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту поме-  

щены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субте-  

сту в тестовые возраста в единицах по четвертям года.  

Надежность. Для каждого субтеста, исключая <дом животного>,  

были подсчитаны коэффициенты надежности методом коррелирования  

показателей четных и нечетных заданий и применения формулы Спирма-  

на-Брауна. Поскольку показатели по тесту <дом животного> зависят  

в значительной степени от скорости выполнения, их надежность опреде-  

лялась методом ретеста в конце сеанса тестирования. Коэффициенты  

надежности подсчитывались отдельно для каждой возрастной группы  

с возрастным интервалом в полгода. Изменяясь в зависимости от субте-  

~ " ""ястного уровня, эти коэффициенты в большинстве своем рав-  

"""""" ""<-язателей IQ по полной шкале  

 

233 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

ошибки измерения и таблицы для оценки значимости различий между  

показателями. Из этих данных следует, что различия в 15 единиц и более  

между показателями IQ вербальной шкалы и шкалы действия доста-  

точны, чтобы начать исследование причины их появления.  

Стабильность во времени проверялась в группе из 50 детей детского  

сада повторным тестированием через 11 недель. В этих условиях коэффи-  

циенты надежности IQ по полной шкале были равны 0,92, по вербаль-  

ной-0,86, а по шкале действия-0,89.  

Валидность. Как и для двух других шкал Векслера, в руководстве  

к WPPSI нет раздела, в котором бы обсуждалась валидность теста, хотя  

некоторые данные о валидности в руководстве все-таки имеются. Так,  

взаимокорреляции II субтестов на каждом возрастном уровне выборки  

стандартизации чаще всего колеблются в пределах от 0,4 до 0,6. Корре-  

ляции между показателями полной и вербальной шкал и шкалы дей-  

ствия приблизительно так же высоки, как и внутри каждой шкалы. Ча-  

стичное совпадение между двумя шкалами подтверждается и средним  

значением корреляций между показателями IQ по вербальной шкале  

и шкале действия, равном 0,66.  

В руководстве приводятся коэффициенты корреляции на уровне 0,75  

с показателями IQ по шкале Станфорд-Бине для группы из 98 детей  

в возрасте от 5 до 6 лет. Как и в случае с WISC, корреляции с данными  

шкалы Станфорд-Бине выше по вербальной шкале (0,76), чем по шкале  

действия (0,56). Эти данные подтвердились и в последующих работах  

других исследователей. В тринадцати работах, проанализированных  

Дж. Сэттлером (J. М. Sattler, 1974), медианные корреляции показателей  

IQ WPPSI и теста Станфорд-Бине были равны 0,82, 0,81 и 0,67 для пол-  

ной и вербальной шкал и шкалы действия соответственно. Были так-  

же найдены корреляции с другими тестами общих способностей  

(J. М. Sattler, 1974, р. 290). Данные о прогностической валидности до-  

вольно скудны (A.S. Kaufman, 1973 а).  

Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации  

из 1200 испытуемых (A.S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей  

WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального  

положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населе-  

нию и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнива-  

лись показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем  

факторам, кроме рассматриваемого.  

Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстре-  

мальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специально-  

стям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили  

более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в сред-  

нем их IQ == 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифициро-  

ванным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в  

среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенно-  

му географическому району никак не сказалось. В отличие от первых ис-  

следований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых раз-  

личий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore,  

A.G. Wesman,J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение  

можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других пере-  

менных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последую-  

щих были взяты под контроль. Но более важным фактором является  

 

234 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.  

 

тельные изменения и в перемещении населения из деревни в город и на-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 694
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь