|
Анастази А. » Психологическое тестированиетестового возраста. Выборка стандартизации для WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек по каждому годовому интервалу в возрастном диапазоне от 6,5 до 16,5 лет, общее число испытуемых равнялось 2200. Возрастные группы составлялись из детей, чьи дни рождения приходились на интер- вал в 12 недель. Так, диапазон 8-летних составлял от 8 лет 4 мес 15 дней до 8 лет 7 мес 15 дней. Выборка была стратифицирована на основе пере- писи населения США 1970 г. относительно места жительства, принадлеж- ности к городским или сельским жителям, по расовому признаку (белый- цветной) и в зависимости от профессии главы семьи. Испы- туемые из семей, где говорили на двух языках, включались в выборку только в том случае, если они могли говорить по-английски или понима- ли язык. Дети с признаками умственной отсталости и нарушениями эмо- циональной сферы в выборку не включались. Тестирование проводилось в 32 штатах (в том числе Гавайи) и в Вашингтоне (округ Колумбия). По многим параметрам выборка стандартизации WISC-R оказалась более репрезентативной по отношению к возрастным группам популяции США, для которых предназначался тест, чем любая другая выборка, ис- пользованная при стандартизации индивидуальных тестов. В отличие от более ранних форм WISC-R дает среднее значение IQ, очень близкое к IQ, полученному по тесту Станфорд-Бине (норма 1972 г.). Возросшее сходство в показателях IQ может быть объяснено, во-первых, близостью во времени проведения исследований по установ- лению норм для обеих шкал и, во-вторых, улучшениями в содержании, процедуре и методах обработки WISC-R. Надежность. Для субтестов WISC-R, как и для показателей IQ по полной, вербальной и шкале действия, были подсчитаны коэффи- циенты надежности по методу ретеста и расщепления теста. Надеж- ность методом коррелирования четных и нечетных заданий теста опреде- лялась отдельно для каждой из II возрастных групп. Надежность методом ретсста с шперналом прпблпипс.пьпо в 1 мес определялась для трех возрастных групп (от 6,5 до 7,5; от 10,5 до 11,5 и от 14,5 до 15,5 лет). Коэффициенты надежности, подсчитанные по методу расщепления для показателей IQ вербальной шкалы, шкалы действия и полной шкалы равнялись 0,94, 0,90 и 0,96. Соответствующие коэффициенты, полученные при повторном тестировании, оказались равными 0,93, 0,90 и 0,95. На по- вторном тестировании сказалось влияние тренировки, повысившей сред- нее значение IQ на 3,5 ед. по вербальной шкале, на 9,5 ед. по шкале дей- ствия и на 7 ед. по полной шкале. Возможность такого действия тренировки необходимо принимать во внимание при тестировании детей через небольшие промежутки времени. В общем, следует признать, что надежность тестов оказалась удов- летворительной и выше, чем в более ранней форме теста. Коэффициенты надежности по методу расщепления, усредненные по возрастным груп- пам, колебались от 0,70 до 0,86, а при повторном тестировании-от 0,65 до 0,88. Отличительной особенностью руководства к WISC-R являются та-
230 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
блицы стандартной ошибки измерения субтестов для показателей IQ по полной, вербальной шкале и шкале действия для каждой возрастной группы, а также данные по величинам минимальных различий между по- казателями, обеспечивающих их значимость на заданных уровнях. При сравнении показателей IQ по вербальной шкале и шкале действия разли- чия в 11-12 единиц свидетельствует о значимости различий на уровне 0,05. Стандартная ошибка показателя IQ по полной шкале составляет 3 единицы. Таким образом, вероятность 95%, что истинный IQ ребенка по шкале WISC-R отличается от полученного им значения IQ не более чем на +6 единиц (3 х 1,96 == 5,88). Валидность. Руководство к WISC-R не содержит данных по ва- лидности. Нормативные таблицы стандартных показателей для каждого субтеста несомненно доказывают очевидность возрастных различий, но оценки данных по этому критерию не дается. Ряд исследователей незави- симо друг от друга установили коэффициенты текущей валидности между ранним вариантом WISC и тестами достижений или други- ми учебными критериями интеллекта. Значение этих коэффициентов в ос- новном располагалось в пределах 0,5-0,6 (W.M. Littell, 1960; 1. L. Zimmer- man, J. M. Woo-Sam, 1972). Как и следовало ожидать, показатели вер- бальной шкалы имели более высокие корреляции с такими критериями, чем показатели шкалы действия. Когда дети из выборки стандартизации WISC были разгруппированы по профессиональному положению их от- цов, проявилась обычная иерархия средних значений IQ (Н. G. Seashore, A.G.Wesman, J.E.Doppelt, 1950). Различия были несколько больше по вербальной шкале, чем по шкале действия, и несколько уменьшились с возрастом, возможно из-за сглаживающего влияния обучения (B.W.Estes, 1953; 1955). В руководстве WISC-R приводятся коэффициенты корреляции с по- казателями IQ по шкале Станфорд-Бине внутри однородных по воз- растному признаку групп. Средние значения корреляции с показателями IQ по полной шкале равны 0,73. И опять-таки показатели вербальной шкалы коррелируют на более высоком уровне с показателями по тесту Станфорд-Бине, чем данные шкалы действия (0,71 по сравнению с 0,60). Для субтестов самые высокие значения корреляции установлены в тесте <словарный запас> (0,69), а самые низкие в тесте <кодирование> (0,26). В качестве дополнительных в руководстве к WISC-R приведены све- дения о взаимокорреляции между индивидуальными субтестами, корре- ляции каждого субтеста с показателями полной и вербальной шкалы, шкалы действия и этих трех составных показателей друг с другом. Все корреляции даны отдельно для 200 случаев в каждой из II возрастных групп выборки стандартизации. Значения корреляции между всеми пока- зателями вербальной шкалы и шкалы действия распределяются в преде- лах возрастных групп от 0,60 до 0,75. Итак, обе части шкалы имеют много общего, хотя корреляции между ними не столь высоки, чтобы со- хранять раздельное употребление показателей. Факторный анализ субтестов ранней WISC выявил те же факторы, которые были обнаружены в шкалах для взрослых и получили название общего вербального понимания, восприятия пространства и памяти (W. M. Littell, 1960; 1. L. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972). В более позднем -ттдпгтятгои субтесты WISC были подвергнуты факторному анализу по ""-"" " "pnHM и 487 мек-
231 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1973). Результаты подтвердили преобладание фактора вербального пони- мания, получившего значимые корреляции с пятью вербальными теста- ми, и фактора перцептивной организации значимо коррелировавшего с субтестами <конструирование блоков> и <сборка объекта>. Основной результат этого исследования - выявление сходства факторной структуры по трем этническим группам. Это означает, что в этих группах тесты из- меряют одни и те же способности. Факторный анализ показателей WISC-R, полученных в выборке стандартизации испытуемыми в возра- сте от 6,5 до 16,5 лет и распределенных по II возрастным уровням, весь- ма убедительно подтвердил наличие на каждом из уровней трех ос- новных факторов (A. S. Kaufman, 1975 я). Эти факторы точно соответ- ствовали факторам вербального понимания, перцептивной организации и умению сосредоточиться.
ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описание." Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI) может быть обозначена как детская по многим причинам. Эта шкала, опубликованная в 1967 г., предназнача- лась для возрастного диапазона от 4 до 6,5 лет. Шкала состояла из II субтестов, из которых только 10 учитываются при нахождении IQ. 8 суб- тестов есть облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные 3 были разработаны заново, чтобы заменить непригодные по тем или иным причинам субтесты из WISC. Как в WISC и в WAIS, они были сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия, из показа- телей которых находились значения IQ для полной и вербальной шкалы и шкалы действия. Как и в WISC-R, предъявление тестов из вербальной шкалы и шкалы действия чередуются. Это делает процедуру тестирова- ния более разнообразной, способствует поддержанию интереса ребенка к эксперименту, положительно влияет на взаимоотношения с экспери- ментатором. Общее время, необходимое для проведения тестирования, колеблется от 50 до 75 мин. Эксперимент можно проводить в один или в два приема. В приводимом ниже списке субтестов вновь введенные за- дания помечены звездочкой.
Вербальная шкала Шкала действия
Осведомленность Дом животного Словарный запас Завершение картинок Арифметика Лабиринты Нахождение сходства Геометрические схемы Понимание Конструирование блоков Предложения (дополнительный тест)
<Предложения>-это тест на запоминание, заменивший тест <запо- минание цифр> из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментато- ром повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить как дополнительный для получения более точной информации о ребенке, в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при
232 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней ча- сти карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различ- ного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расста- вить домики по соответствующим изображениям животных. Показате- лем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки и пропуски. В тесте <геометрические схемы> от ребенка требуется с по- мощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей. Возможности использования сокращенных вариантов WPPSI столь же усиленно исследовались специалистами, как это было для шкал WAIS и WISC. Некоторых специалистов, например А. Б. Силверстейна, интере- совало создание сокращенных шкал по всем трем уровням (А.В. Silverstein, 1968 о; b; 1970; 1971). В частности, в тщательно прове- денной работе Кауфмана (A. S. Kaufman, 1972) была разработана корот- кая форма теста, состоявшая из двух вербальных субтестов (<арифмети- ка> и <понимание>) и двух субтестов действия (<конструирование блоков> и <завершение картинок>). По отдельным возрастным уровням эта батарея имела коэффициенты надежности в диапазоне от 0,91 до 0,94 и корреляции с показателями IQ по полной шкале от 0,89 до 0,92. По- ловина показателей выборки стандартизации WPPSI была использована для отбора тестов, а другая половина использовалась при установлении перекрестной валидности окончательной батареи тестов. В этой работе А. С. Кауфман не забывает также напомнить о необходимости пользо- ваться сокращенной шкалой только в крайних случаях. Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из 1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой воз- растной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными слова- ми, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка бы- ла стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жи- тельства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расо- вому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стан- дартные показатели сМ=10ист=3 для каждой возрастной группы с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных пока- зателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились за- тем в стандартный IQ с М = 100 и о = 15. Хотя сам Д. Векслер возра- жал против использования показателей умственного возраста из-за их возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту поме- щены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субте- сту в тестовые возраста в единицах по четвертям года. Надежность. Для каждого субтеста, исключая <дом животного>, были подсчитаны коэффициенты надежности методом коррелирования показателей четных и нечетных заданий и применения формулы Спирма- на-Брауна. Поскольку показатели по тесту <дом животного> зависят в значительной степени от скорости выполнения, их надежность опреде- лялась методом ретеста в конце сеанса тестирования. Коэффициенты надежности подсчитывались отдельно для каждой возрастной группы с возрастным интервалом в полгода. Изменяясь в зависимости от субте- ~ " ""ястного уровня, эти коэффициенты в большинстве своем рав- """""" ""<-язателей IQ по полной шкале
233 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ошибки измерения и таблицы для оценки значимости различий между показателями. Из этих данных следует, что различия в 15 единиц и более между показателями IQ вербальной шкалы и шкалы действия доста- точны, чтобы начать исследование причины их появления. Стабильность во времени проверялась в группе из 50 детей детского сада повторным тестированием через 11 недель. В этих условиях коэффи- циенты надежности IQ по полной шкале были равны 0,92, по вербаль- ной-0,86, а по шкале действия-0,89. Валидность. Как и для двух других шкал Векслера, в руководстве к WPPSI нет раздела, в котором бы обсуждалась валидность теста, хотя некоторые данные о валидности в руководстве все-таки имеются. Так, взаимокорреляции II субтестов на каждом возрастном уровне выборки стандартизации чаще всего колеблются в пределах от 0,4 до 0,6. Корре- ляции между показателями полной и вербальной шкал и шкалы дей- ствия приблизительно так же высоки, как и внутри каждой шкалы. Ча- стичное совпадение между двумя шкалами подтверждается и средним значением корреляций между показателями IQ по вербальной шкале и шкале действия, равном 0,66. В руководстве приводятся коэффициенты корреляции на уровне 0,75 с показателями IQ по шкале Станфорд-Бине для группы из 98 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Как и в случае с WISC, корреляции с данными шкалы Станфорд-Бине выше по вербальной шкале (0,76), чем по шкале действия (0,56). Эти данные подтвердились и в последующих работах других исследователей. В тринадцати работах, проанализированных Дж. Сэттлером (J. М. Sattler, 1974), медианные корреляции показателей IQ WPPSI и теста Станфорд-Бине были равны 0,82, 0,81 и 0,67 для пол- ной и вербальной шкал и шкалы действия соответственно. Были так- же найдены корреляции с другими тестами общих способностей (J. М. Sattler, 1974, р. 290). Данные о прогностической валидности до- вольно скудны (A.S. Kaufman, 1973 а). Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации из 1200 испытуемых (A.S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населе- нию и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнива- лись показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем факторам, кроме рассматриваемого. Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстре- мальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специально- стям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в сред- нем их IQ == 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифициро- ванным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенно- му географическому району никак не сказалось. В отличие от первых ис- следований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых раз- личий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore, A.G. Wesman,J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других пере- менных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последую- щих были взяты под контроль. Но более важным фактором является
234 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
тельные изменения и в перемещении населения из деревни в город и на- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|