Анастази А. » Психологическое тестирование



40 страница


ляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности  

полной шкалы (P.Himelstein, 1966; J.M. Saltier, 1974, p. 116;  

L.M. Terman, M.A. Merrill, 1973, p. 61-62). Среднее значение IQ, однако,  

слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется  

и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов  

шкалы более высокие результаты. Свыше 50Їо из них в коротком ва-  

рианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ  

и только у ЗОо значение IQ выше.  

Так же как и большинство тестов интеллекта тест Cтaнфopд-Бинe  

требует хорошо подготовленных экспериментаторов. И предъявление  

и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое прове-  

дение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со  

шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на  

взаимопонимании с испытуемым. Незначительные изменения в сло-  

весных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение  

теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после  

предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от  

того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.  

Многие клиницисты относятся к тесту Станфорд-Бине не только  

как тесту стандартизованному, но и как к диагностическому интервью.  

Те же особенности, которые столь затрудняют применение этой шкалы,  

делают эти тесты -крайне удобными для взаимодействия психолога  

и обследуемого и позволяют опытному клиницисту выявить необходи-  

мую ему для диагноза информацию. Более чем какие-либо иные индиви-  

дуальные тесты тест Станфорд-Бине позволяет наблюдать методы ум-  

ственной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие  

качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может так-  

же судить о некоторых личностных качествах, таких, как уровень актив-  

ности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться.  

Конечно, любые качественные наблюдения, делаемые в момент проведе-  

ния теста Станфорд-Бине, необходимо фиксировать именно как наблю-  

дения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные те-  

стовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от  

 

210 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

умения, опыта и психологического чутья психолога, от его понимания,  

насколько метод наблюдения ограничен и необъективен. Виды клиниче-  

ских наблюдений, осуществляемых в ходе проверки интеллекта индиви-  

да, подробно разбираются в работах, А. Е. Мориарти (А. Е. Moriarty,  

190; 1961: 1966).  

В тесте Станфорд - Вине ни один испытуемый не проверяется на вы-  

полнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, ко-  

торые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для про-  

ведения тестирования маленьких детей требуется 30-40 мин, для более  

старших не более 1,5 ч. Стандартная процедура тестирования начинается  

с заданий, относящихся к более низкому уровню, чем умственный воз-  

раст испытуемого. Это значит, что первый предъявляемый тест должен  

быть достаточно легким, чтобы появилась уверенность в своих силах, но  

не настолько легким, чтобы испытуемому стало неинтересно. Если инди-  

вид не справился с предварительным тестом, ему следует предъявить за-  

дания из теста, адресованного к еще более низкому уровню. Эта проце-  

дура продолжается до тех пор, пока испытуемый не справится со всеми  

заданиями теста. Этот уровень называется базовым возрастом. Затем те-  

стирование продолжается по возрастающему уровню до тех пор, пока на  

каком-то уровне во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уро-  

вень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня  

тестирование заканчивается.";  

Задания или тесты Станфорд-Бине обрабатываются по принципу  

<все или ничего>. В руководстве по каждому тесту устанавливается тот  

минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выпол-  

ненным.. -Например, при идентификации предметов для возрастного  

уровня 11-6 тест считается решенным, если ребенок правильно опознает  

3 из 6 предложенных предметов, для уровня VIII задание на понимание  

вопросов считается выполненным, если даны правильные ответы на  

любые 4 из 6 представленных вопросов. Некоторые тесты даются на раз-  

ных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уров-  

ня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение  

определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен индивид.  

Например, результаты теста на словарный запас могут быть подсчитаны  

для любого уровня от VI до II взрослого в зависимости от числа слов,  

определенных правильно.  

Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают опреде-  

ленный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы  

испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного  

возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме то-  

го, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от  

базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст  

индивида в шкалах Станфорд-Бине находится принятием базового воз-  

раста и прибавлением к нему добавочных месяцев за каждый правильно  

решенный тест, находящийся выше этого уровня. Для уровней 11-V с по-  

лугодовыми интервалами каждый решенный из 6 тестов засчитывается  

за 1 мес, для уровней VI-XIV решение одного теста из 6 тестов соответ-  

ствует 2 добавочным месяцам. Поскольку на каждый из взрослых уров-  

ней приходится более чем 1 год умственного возраста, то число доба-  

вочных месяцев определяется в зависимости от величины интервала  

-.." птаии и ЧИСЛОМ ТОСТОВ. Например, ДЛЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗ-  

 

211 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

ранивается к 2 мес умственного возраста. Взрослый уровень 1 содержит  

6 Тестов, и выполнение одного принимается за 4 мес умственного  

возраста.  

Высший умственный возраст, теоретически достигаемый по тесту  

Станфорд-Бине, составляет 22 года и 10 мес. Такой показатель, конечно,  

есть не истинный умственный возраст, а лишь количественный показа-  

тель степени превосходства над выполнением тестов подросткового воз-  

раста. Разумеется, он не соответствует среднему достижению для 22-лет-  

них (согласно нормам 1972 г., в среднем 22-летние испытуемые получают  

умственный возраст XVI-8). Для любого взрослого старше 18 лет ум-  

ственный возраст XVI-8 свидетельствует о том, что по этой шкале испы-  

туемый достигает IQ, равного 100. Фактически после 13 лет умственный  

возраст уже не столь важен в сравнении с его значимостью для более  

низких уровней; после 13 лет среднее значение умственного возраста на-  

чинает отставать от фактического возраста. Шкала Станфорд-Бине не  

пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье ум-  

ственное развитие находится в пределах и выше нормы. Несмотря на на-  

личие в шкале 3 взрослых уровней, это не достаточный предел для боль-  

шинства взрослых с высоким умственным развитием или даже для очень  

развитых подростков (W.A. Kennedy et а1" 1960). В таких случаях часто  

невозможно достичь потолочного возрастного уровня, означающего, что  

все тесты данного уровня были не решены. Более того, большинство те-  

стов Станфорд-Бине адресованы детям, а не взрослым, и их содержание  

вряд ли показалось бы интересным большинству взрослых.  

Интерпретация нормативов.. Главное новшество шкал Стан-  

форд-Бине в 1960 г. состояло в замене относительного IQ стандартным.  

Стандартные IQ-это тип стандартных показателей со средним значе-  

нием 100 ист равным 16. Как уже объяснялось в гл. 4, принципиальное  

достоинство такого типа IQ -возможность сравнивать показатели всех  

возрастных уровней, поскольку при этом сводится на нет неустойчивость  

оценки относительного IQ. Несмотря на меры предосторожности, с ко-  

торыми разрабатывались шкалы 1937 г. с целью избежать изменчивости  

IQ во всех возрастах, ст относительного IQ в этих шкалах колебалось от  

13 для возраста VI до 21 для возраста 11-6. А это значит, что IQ = 113  

для возраста VI соответствовало IQ = 121 для возраста 11-6. Чтобы как-  

то учесть значительную изменчивость IQ в шкалах 1937 г., разрабатыва-  

лись специальные коррекционные таблицы (Q. McNemar, 1972,  

р. 172-174).  

Все эти трудности были преодолены в форме 1960 г. использованием  

стандартного IQ, имеющего одно и то жест по всему возрастному  

диапазону.  

В помощь экспериментатору С. Р. Пиннью были подготовлены та-  

блицы стандартного IQ для умственного и фактического возраста, рас-  

писанные по годам и месяцам. Эти таблицы приводятся в руководствах  

к проведению теста Станфорд-Бине (L.M.Terman, M.A.Merrill, 1973).  

Самое последнее из них содержит нормативные таблицы IQ как 1972,  

так и 1937 г. Для основных частей тестирования пригодны нормы 1972 г.,  

позволяющие сравнить выполнение теста ребенком с результатами дру-  

гих детей его возраста. Но чтобы сравнить показатели IQ с IQ, полу-  

ченными ранее, более удобны нормы 1937 г. Они предпочтительней при  

> прповании или при сравнении IQ ис-  

 

212 ТЕСТЫ ОБЩЕГО И1-1ТК.ПЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

нем возрасте. В этом случае стандартизованная выборка 1937 г. предста-  

вляет фиксированную референтную группу подобно той, какую соста-  

вляют студенты, тестированные тестом способности к обучению (SAT)  

Совета колледжей в 1941 г. (см. гл. 4).  

Хотя стандартный IQ очень удобен для оценки места индивида в его  

возрастной группе, МА (умственный возраст) сам по себе также весьма  

полезен. Неспециалисту гораздо понятнее сообщение, что 6-летний ребе-  

нок выполняет задания так же хорошо, как 8-летний, нежели слова, что  

IQ этого ребенка равно 137. Знание умственного возраста (МЛ) ребенка  

помогает понять, сколь велики будут его успехи в обучении и насколько  

быстро он развивается. Следует отметить, что МА, получаемый с по-  

мощью шкал Станфорд-Бине, выражается в соответствии с нормами  

1937 г., и только таблицы IQ включают переработанные нормы 1972 г.  

Обращение к этим таблицам покажет, например, что IQ 5-летнего ребен-  

ка, получившего МА = V-0, не равен 100. Чтобы получить IQ, равный  

100 по нормам 1972 г., этот ребенок должен иметь МА равный V-6.  

Одно из преимуществ шкал Станфорд-Бине связано с массой нако-  

пленных по ней интерпретирующих данных и клинического опыта. Для  

большинства клиницистов, преподавателей и людей, занимающихся  

оценкой уровня общих способностей, IQ, полученный в шкалах Стан-  

форд-Бине, стал почти синонимом интеллекта. Многое уже известно  

о поведении, которое можно ожидать от ребенка, получившего по этому  

тесту IQ равное 50, или 80, или 120. Распределения IQ в последова-  

тельных выборках стандартизации (1916, 1937, 1972) обеспечили общую  

систему отсчета для интерпретации IQ.  

Поскольку величину ошибки измерения IQ, полученного по шкале  

Станфорд-Бине, принято считать приблизительно по 10 единиц в ка-  

ждую из сторон от полученного значения IQ, то любое значение IQ  

в промежутке от 90 до 110 единиц считается эквивалентным среднему  

IQ, равному 100. Коэффициенты, превышающие 110, рассматриваются  

как высшие, а меньше 90-как низшие отклонения. Не существует обще-  

принятой системы отсчета для классификации высших значений IQ. Од-  

нако заслуживает внимания тот факт, что в классическом длительном ис-  

следовании одаренных детей, проводившемся Л. Терменом и его  

коллегами, в группу испытуемых включались дети, IQ которых как ми-  

нимум равнялся 140 (L.M.Terman, M.H.Oden, 1959).  

Для другого конца шкалы существует достаточно известная класси-  

фикация умственной отсталости в отношении способности к обучению.  

По этой классификации различаются обучаемые, тренируемые в опреде-  

ленных пределах и лица, нуждающиеся в опеке. Первая категория детей  

с IQ в диапазоне от 50 до 75 может при специально организованной  

учебной работе продвинуться по крайней мере до III, а в некоторых слу-  

чаях до VI класса. Вторая категория детей с IQ от 25 до 50 может быть  

обучена навыкам самообслуживания и приспособиться к специально ор-  

ганизованной социальной среде. Те же, чей IQ ниже 25, обычно нуждают-  

ся в опеке и специальном уходе.  

В своей инструкции по терминологии и классификации Американ-  

ская ассоциация по изучению умственной неполноценности (AAMD) на-  

зывает 4 уровня умственной отсталости, определяемые в соответствии со  

стандартным отклонением. Эта классификация приводится в табл. 23  

........ """""д i соответствующих каждому уровню  

 

Степени умственной отсталости, согласно  

Инструкции Американской ассоциации по  

изучению умствениой иеполиоцеиности.  

(Данные в первых двух колонках вмты  

у X. Гроссмана (1-1. Grossman, 1973, р. 18))  

С разрешения AAMD  

 

Нормативные Диапазон JQ Процент  

точки (в по Стан- случаев  

ст единицах форд-Ьине  

среднего (о = 16)  

значения)  

 

Степень  

 

Легкая-268-522,14  

Средняя-351-360,13  

Тяжелая-435-200,003  

Глубокая19 и ниже0,00003  

Z13 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

вана на разделении нижней части Таблица 23  

кривой нормального распределения  

на отрезки величиной в 1 о каждый,  

начиная с - 2ст. Преимущество такой  

классификации состоит в том, что  

она может быть легко переведена  

в стандартные показатели или стан-  

дартный IQ по любой шкале. По-  

скольку стандартный IQ для шкалы  

Станфорд-Бине имеет а = 16, лег-  

кая степень, расположенная от  

- 20 вниз до - За, имеет диапазон  

от 68(100-2х16) до 52(100 -3 x  

x 16). Остальные диапазоны IQ мо-  

гут быть найдены точно так же. Про-  

цент вероятности случаев для каждо-  

го уровня рассчитывается исходя из  

нормального распределения (см.  

рис. 6, гл. 4) и полностью совпадает с найденным эмпирическим путем  

процентом людей с такими уровнями IQ в популяции в целом. Частота ум-  

ственной отсталости в общей популяции обычно считается близкой к 1Ї/ц.  

Руководство к шкале Станфорд-Бине содержит еще одну классифика-  

цию уровней умственной отсталости, основанную на несколько иных  

пределах IQ. Эта классификация широко используется как система  

отсчета для интерпретации данных психологами-клиницистами (L.  

М. Terman, М.А. Merill, 1973, р. 18).  

Применение таких классификаций уровней IQ, хотя несомненно по-  

могает при стандартизации интерпретации выполнения теста, чревато  

определенными последствиями. Как и любые классификации личности,  

ее не следует ни применять буквально, ни использовать без привлечения  

других данных об индивиде. Не существует, конечно, четких границ ни  

между умственной отсталостью и нормой, ни между нормой и одарен-  

ностью. Известно, что индивиды с IQ, равным 60, могут вполне приспо-  

собиться к требованиям повседневной жизни, в то время как некоторые  

индивиды с IQ близким к 100 могут нуждаться в изоляции.  

Решение о помещении в лечебное учреждение, об излечении, об от-  

мене и назначении специального курса обучения умственно отсталых  

должно основываться не только на учете значения IQ, но также на ана-  

лизе социальной зрелости, эмоциональной устойчивости, физического со-  

стояния и других особенностей, характерных для данного случая.  

AAMD определяет умственную отсталость как <функционирование  

общего интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопрово-  

ждающееся недостаточностью адаптивного поведения и проявляющееся  

в течение всего периода развития> (Н. Grossman, 1973, р. II). Это опреде-  

ление достаточно точно оговаривает условие, что ребенка не следует  

определять как умственно отсталого, если только не выявлено его отста-  

вание как в функционировании интеллекта, на что указывает уровень IQ,  

так и в адаптивном поведении, проверенном такими методами, как шка-  

ла социальной зрелости школы в Вайнленде или шкала адаптивного по-  

ведения AAMD (см. гл. 10).  

Высокие IQ не обязательно являются признаком гениальности. Лица  

-"" iftO иногда незаметно проводят свои дни, в то время как  

 

214 ТЕСТЫ ОЫЦЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

некоторые обладатели IQ, близкого к 100, могут добиться выдающихся  

успехов. Высокие достижения в конкретных областях могут означать  

специфический талант, оригинальность, настойчивость, целеустремлен-  

ность и другие благоприятные эмоциональные и мотивационные  

условия.  

Надежность. Надежность теста Станфорд-Бине 1937 г. опреде-  

лялась путем корреляций значений IQ форм L и М, проводившихся




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 942
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь