Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



3 страница


состоянии это обнаружить. Вот я сижу здесь, смотрю на Стена и говорю: "Стен,  

вы чувствуете плотность вашего уса, и _е_с_л_и_ вы проведете по нему  

пальцем, то заметите, что у вас только что промелькнула улыбка. Вы можете  

даже почувствовать локоть другой руки _и_ ощущать, как поднимается и  

опускается ваша грудь, _к_о_г_д_а_ вы дышите. _И_, быть может, вы этого еще  

не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги".  

Джо: Я все-таки не понял, что вы называете "переходом".  

Если я говорю вам: "Вы задали вопрос, _к_о_г_д_а_ сидели на стуле", то я  

совершаю переход. Я пользуюсь словом "когда", указывающим, что две вещи  

связаны. "Вы задали этот вопрос, _п_о_т_о_м_у_ _ч_т_о_ хотите узнать нечто  

важное". Разные вещи чаще всего не обязательно связаны друг с другом, но с  

помощью слов _п_о_т_о_м_у_ _ч_т_о_ можно их связать. Если я говорю:  

"_К_о_г_д_а_ вы сидите на стуле, вы делаете вдох, а потом выдох", это  

связывает две вещи во времени. Они не обязательно связаны, но я связываю их  

во времени словом "когда".  

Я говорю о связывании предложений переходными словами. Если я скажу  

кому-нибудь: "Вы сидите на этом стуле. Вы моргаете. Вы ждете", это и  

отдаленно не напоминает плавного течения следующей фразы: "Вы сидите на  

стуле, _и_ моргаете, _и_ пытаетесь понять, что все это значит". Такие слова,  

как "и", "если", "когда", "потому что", устанавливают связь между частями  

предложения. Одна такая связь - это следование во времени. Эта связь  

позволяет человеку двигаться без перерыва от одной идеи к другой. Это все  

равно что сказать: "Вы стоите на пляже, чувствуя, как солнце греет ваше  

тело, и вы смотрите назад на пляж, когда вы снова заплыли". Если даже идеи  

не связаны между собой, они _с_т_а_н_о_в_я_т_с_я_ более связанными просто от  

добавления этих соединительных слов. Вы можете взять идеи, не подходящие  

друг к другу, и связать их в одно целое, изящным образом применяя такие  

слова. Когда люди слушают что-нибудь, эти особенные слова составляют часть  

того, что позволяет им переходить от одной идеи к другой. _И_ _в_о_т_ вы  

здесь, потому что вы хотите научиться производить определенные явления,  

называемые гипнозом. _И_ _п_о_с_к_о_л_ь_к_у_ вы пробудете здесь еще три дня,  

я научу вас ряду вещей, которые позволят вам легче работать. Почему это  

действует, я не знаю. Но _к_о_г_д_а_ вы начнете применять некоторые из этих  

вещей, вы обнаружите на собственном опыте их воздействие. _Д_а_ж_е_  

_с_е_й_ч_а_с_, _к_о_г_д_а_ я вам это говорю, я пользуюсь такими словами, _и_  

они делают мою речь более осмысленной.  

Джо: Слова "Даже сейчас, когда", только что употребленные вами, - это  

еще один пример перехода?  

Да.  

Джо: Хорошо, теперь я понимаю, что вы говорите. Вы говорите, чтобы мы  

придумывали слова, перекидывающие мосты между нашими фразами.  

Да. Я мог бы сказать, например: "_К_о_г_д_а_ вы сидите на этом стуле, вы  

ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, _и_ вы чувствуете  

прикосновение блокнота к вашим ногам. _Е_с_л_и_ вы прислушаетесь, вы можете  

услышать даже биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в  

точности... чему вы должны научиться в ближайшие три дня, _н_о_ вы можете  

себе представить, что есть много новых идей _и_ есть новые переживания _и_  

новое понимание, которые могут быть вам полезны".  

Все эти вещи не обязательно связаны логически. Тот факт, что вы  

касаетесь рукой вашего плеча, и что ваш блокнот лежит у вас на коленях,  

вовсе не означает, что вы чему-то научитесь. Но все это звучит осмысленно и  

служит некоторой цели. Цель эта - не обман, а переход.  

Многие представляют себе гипноз как состязание. Представлять себе гипноз  

в виде состязания значит попросту терять время. Вопрос состоит в следующем:  

"Как структурировать мою коммуникацию, чтобы помочь этому человеку _к_а_к_  

_м_о_ж_н_о_ _л_е_г_ч_е_ выполнить то, что он хочет сделать?" Если пришедший  

ко мне человек хочет, чтобы его погрузили в транс для некоторых  

терапевтических изменений, или если я применяю гипноз для какой-нибудь  

медицинской цели, для контроля над болью или для улучшения памяти, то я хочу  

как можно легче достигнуть этих целей. Того же я хочу для людей, с которыми  

я устанавливаю коммуникацию. И когда я нахожусь в коммуникации с человеком,  

я применяю слово "когда" и ему подобные, связывая этими словами идеи, чтобы  

ему не приходилось перепрыгивать от одной идеи к другой.  

Мужчина: Вы хотите сказать, что стараетесь связать ваше указание с  

чем-то в непосредственном конкретном опыте человека, чтобы сделать это  

указание более заслуживающим доверия?  

_Б_е_з_у_с_л_о_в_н_о_. Вы ведь в самом деле _м_о_ж_е_т_е_ ощутить рукой  

ваше плечо и _м_о_ж_е_т_е_ ощутить ваш блокнот. И я могу связать с этим  

некое поучение. Оно становится от этого более заслуживающим доверия, и кроме  

того, не возникает в виде скачка. Вначале я объяснял себе силу  

соединительных слов только тем, что они делают предложение более  

заслуживающим доверия. Но, кроме того, то обстоятельство, что человеку не  

приходится делать прыжки, облегчает ему настоящее включение в процесс.  

Когда я занимался с людьми такими вещами, как контроль над болью, я  

исходил обычно из того, что они могли проверить. "Вы чувствуете боль в руке,  

она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев  

на ваших ногах, и вы слышите звук в ушах, когда ваше сердце бьется. Вы  

ощущаете очки у вас на носу и, возможно, вы начнете ощущать другую руку, и  

эта другая рука может вызвать у вас очень сильное ощущение. Вы чувствуете  

каждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и  

направить их в другую".  

Как я полагал, убедительность таких предложений объясняется тем, что они  

логичны. Конечно, так называемая логика составляет часть того, что делает их  

эффективными, но эти предложения не только логичны, они представляют собой  

последовательность указаний на нечто правдоподобное. И это правдоподобие  

облегчает реакции, пока человек остается в постоянном, не нарушенном  

состоянии сознания. Видите ли, гипноз позволяет человеку контролировать  

частоту его сердцебиения. Но когда человек пытается контролировать свое  

сердцебиение, или еще что-нибудь в этом роде, он начинает обычно говорить с  

самим собой, потом начинает думать о своей тете Сюзи, а потом говорит:  

"Интересно, подействует это или нет". Эти скачки между идеями представляют  

изменения в сознании - хотя бы и не резкие.  

Строя переходы, я поддерживаю связь между предложениями, так что вы не  

перепрыгиваете от одного к другому, а продвигаетесь через них гладко. И  

когда вы более приятным <... означает также "изящным". - Прим. перев.>  

способом переходите от одного состояния сознания к другому, это облегчает  

выполнение разных задач, в особенности связанных с непроизвольными системами  

вроде сокращения сердца или кровяного давления. Это не механизм убеждения;  

это механизм _о_б_л_е_г_ч_е_н_и_я_.  

Один из главных критериев, которыми я оцениваю любой метод, состоит в  

том, что он должен не просто действовать, но _л_е_г_к_о_ действовать. Я не  

думаю, что терапия должна быть трудной для клиента _и_л_и_ для терапевта.  

Если что-нибудь делается с трудом, это указывает на нечто, чего мы не знаем.  

Гипноз не должен быть трудным или неестественным. Он должен быть самой  

естественной вещью на свете. Если вам приходится делать над собой усилия и  

пытаться, это означает, что вы пользуетесь недостаточно изощренной  

технологией. Это не значит, что то, что вы делаете, плохо, но  

свидетельствует о серьезном недостатке знаний. Имеет ли это смысл?  

Мужчина: Мне как-то удалось уследить за последней фразой.  

Благодарю вас. Вы это сделали превосходно. То, что я говорю, и в самом  

деле не имеет смысла; но это действует. Когда я перестаю употреблять  

выражения вроде: "если", "когда", или "в то время как" и внезапно высказываю  

дизъюнктивное суждение, например, "имеет ли это смысл?", то я вызываю этим  

весьма разнообразные реакции. Вы начинаете возвращаться к тому, что я  

сказал, и вам трудно сделать переход к последней фразе, потому что этого  

перехода нет. Если вы проследите за вашими переживаниями в тот самый момент,  

когда я вам что-нибудь говорю, то увидите, что когда я вам это описываю, вы  

движетесь от одной идеи к другой. Легкость <... означает также "приятность",  

"изящество". - Прим. перев.>, с которой вы движетесь от одной идеи к другой,  

и составляет предмет нашего разговора. Если я хочу знать, понимаете ли вы  

это сознательно, - а это не то же самое, что переживать это или быть к этому  

способным, - то я должен суметь совершить гладкий переход к вашему  

сознательному пониманию. Если вы здесь сидите и раздумываете об этом,  

становится ли это для вас более осмысленным?  

Мужчина: Мне кажется, вы говорите об использовании различных мостов:  

например, о том, чтобы сделать ваш стиль похожим на стиль пациента, или,  

может быть, принять манеры...  

Нет, я не говорил о манерах. Может быть, вы захотите отражать положения  

тела, но если человек почешется, вам не обязательно чесаться. Если вы  

перенимаете манеры человека в открытой форме, это имеет тенденцию вторгаться  

в сознание, а вы в качестве гипнотизера как раз не хотите вторгаться в  

человеческое сознание. Вы хотите найти более тонкие механизмы - например,  

дыхание с той же частотой. Такую вещь человек нелегко осознает. Но  

подсознательно он это воспримет, и будет на это реагировать.  

Мужчина: Хорошо. Эти вещи - другой способ построить связь между идеями,  

которые вы хотите протащить. Мне трудно отчетливо сказать, что я думаю: вы  

будете как-то внушительнее, если между разными тонкими средствами будет  

некоторое сходство.  

Да, и я делаю кое-что еще, весьма облегчающее мне успешную работу в  

качестве гипнотизера. Я не представляю себе это как внушение. Многие,  

занимающиеся гипнозом и пишущие о нем, говорят о "внушении", о  

"преимуществе", о "мета-позиции" или о "контроле". Себя они называют иногда  

"операторами", что всегда казалось мне очень забавным. Эти же люди пишут о  

"сопротивлении", потому что если гипноз понимается как "контроль", то очень  

нетрудно натолкнуться на сопротивление. Можно описать то, что я имею в виду,  

как большую внушительность. Другой способ - назвать это большей  

_е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_с_т_ь_ю_. Вы более естественно реагируете на вещи,  

подходящие друг к другу, чем на не подходящие.  

Вот вам пример. Закройте на минуту глаза. Все вы, вероятно, находились  

когда-нибудь поблизости от зеленой рощи. И когда вы там стояли и смотрели на  

эти деревья, вы видели и ветви, и ощущали запах деревьев. Вы ощущали погоду,  

температуру воздуха; возможно, вы начали даже чувствовать легкий ветерок и  

заметили, как ветви и листья стали раскачиваться в такт ветерку.  

Повернувшись налево, вы увидели, как прямо на вас мчится громадный носорог.  

Если это не разрывает вашу действительность, ее разорвать невозможно. В  

наведении измененных состояний разрыв может иметь свою ценность и свою  

функцию. Но эта функция состоит не в том, чтобы мягко завлечь кого-нибудь в  

какое-нибудь место.  

Разрывная коммуникация - очень сильное средство в семейной терапии.  

Часто случается, что приходит человек и говорит что-нибудь в таком роде: "Я  

хочу, чтобы моя жена оставила меня в покое ". "Хорошо, - говорю я, - заприте ее в чулан".  

"Да нет, я не этого хочу".  

"Хорошо; так _ч_е_г_о_ _ж_е_ вы хотите?"  

"Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне, что ей нужны разные  

вещи".  

"Значит, вы хотите, чтобы она писала вам письма?"  

Это - не естественные переходы, и они вызывают различные реакции. Они  

очень полезны в рамках семейной терапии, где требуется быстрое продвижение,  

и часто приходится обходить ограничения сознательной психики, нанося ей  

сокрушительные удары.  

Можно использовать отсутствие переходов, чтобы вызвать очень и очень  

сильные реакции. Мы говорили здесь о мягком наведении измененных состояний.  

Но можно также очень быстро вытолкнуть человека в измененное состояние с  

помощью коммуникации без логических, осмысленных и гладких переходов. Этим  

мы потом займемся. Это более радикальный метод, и я не хочу учить вас двум  

вещам сразу. Я хочу научить вас сначала одному, а потом другому. Понимание  

всегда облегчается, если разбить предмет на части.  

Я заметил кое-что в ходе моего преподавания, о чем вам расскажу.  

Забавно, каким образом люди учатся, делая обобщения. Если вы скажете  

человеку: "Знаете ли, я думаю, что Канзас-Сити и в самом деле приятный  

город", он вам на это ответит: "А разве Даллас хуже?" Это не особая  

идиосинкразия, связанная с психологией и коммуникацией, а очень  

распространенное явление. Я преподавал во многих местах этой страны, и когда  

я говорил людям: "Эта вещь действует", то они каким-то образом приходили к  

заключению, что какая-нибудь другая вещь _н_е_ действует. Так вот, я не  

говорю, что если вы _н_е_ будете пользоваться переходами, это не  

подействует. Я говорю, что использование переходов помогает. Они усиливают  

то, что вы делаете, и помогают делать это лучше. Обратный подход тоже может  

действовать, но применять его надо иначе.  

В том, что касается гипноза, вы не продвинетесь быстрее, если будете  

торопиться. Вы продвинетесь быстрее, если будете неторопливы. Вы попросту  

приводите сознание вашего субъекта в состояние ожидания <... означает также  

"в неопределенное, скрытое (состояние)". - Прим. перев.>. Это можно описать  

еще иначе: вы переключаете содержимое его сознания, переводя его в  

измененное состояние сознания. Дело обстоит не так, что он теряет сознание,  

не может видеть и слышать; но парадигма <Правило, образец. - Прим. перев.>,  

управляющая его сознанием, не действует. Это сознание по-прежнему  

присутствует, оно не исчезло, но когда вы перевели человека в измененное  

состояние, вы можете логично, систематически и строго организовывать новое  

обучение. И первый шаг к этому - научиться переводить человека в измененное  

состояние, используя мягкие <... означает также "легкие, постепенные". -  

Прим. перев.> переходы.  

Мужчина: Я убедился в полезности переходов, особенно когда вы имеете  

дело с относительно не связанными понятиями. Но необходимы ли переходы,  

когда понятия связаны - например, в случае релаксации, когда вы употребляете  

выражения "ощущение спокойствия, уюта, благополучия" и т.п.? Необходимы ли  

переходы и в связывании выражений этого рода?  

"Необходимость" - любопытное слово. Необходимость всегда связана с  

результатом. Конечно, в этом нет необходимости; все дело в том, "Чего вы  

хотите добиться?"  

Мужчина: Что позволяет измерить, как часто надо применять переходы?  

Ваши глаза. Когда вы начнете этим заниматься, вы заметите, что в  

измененных состояниях люди выглядят иначе, чем в своих нормальных трансах  

бодрствования; а когда вы начнете замечать это, вы начнете также замечать,  

чем вы создаете разрывы в их переживаниях. Для гипноза необходимо очень  

хорошее зрение, потому что большею частью люди, находящиеся в трансе, не  

доставляют вам столь отчетливой обратной связи, как в нормальном состоянии.  

Они мало говорят и ведут себя не столь определенно. В одном смысле это  

облегчает вашу задачу, поскольку у вас меньше поводов запутаться, но это  

требует от вас более острого зрения. Если у вас его нет, вы можете кончить  

тем, что делают многие гипнотизеры - полностью положиться на сигналы  

пальцев, дающие ответ на ваши вопросы в форме "да" или "нет". В этом нет  

необходимости. Это полезно знать, когда вы не можете добиться нужной вам  

обратной связи, и это можно использовать для развития вашей  

чувствительности. Но если у вас хорошее зрение, вы можете получить любую  

желательную обратную связь, не прибегая к искусственному построению  

механизмов обратной связи. Люди реагируют внешним, видимым образом на то,  

что с ними происходит внутренне.  

Когда вы говорите человеку, что он чувствует себя "спокойно",  

"расслабленно" или "уютно", это может вызвать у него ощущение внутренней  

разорванности, если он чувствует себя иначе; в таком случае вы можете




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 698
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 1 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 2 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь