|
Блаватская Елена Петровна » Статьи (1888 1896 Гг )Некоторые дополнительные подробности о месмеризме, приводимые м-ром Хевайсом, могут показаться интересными. Он напоминает нам об ответе, написанном сильно обиженным Месмером академикам после их неблагоприятного Доклада, и называет его №пророческими словами¤. №Вы говорите, что Месмер никогда больше не поднимет снова своей головы. Если такова судьба человека, то не такова судьба истины, которая по своей природе является нерушимой, и воссияет рано или поздно в этой или какой-либо другой стране с еще большим великолепием, чем раньше, и ее триумф уничтожит ее несчастных разрушителей¤. Месмер с отвращением покинул Париж и до самой смерти уединился в Швейцарии; но знаменитый д-р Джусси (Jussieu) был обращен в его веру. Лафатер принес систему Месмера в Германию, в то время как Puysegur и Deleuze распространили ее по всей провинциальной Франции, создавая многочисленные №гармонические общества¤, занимающиеся изучением терапевтического магнетизма и родственных с ним феноменов передачи мысли, гипнотизма и ясновидения. Около двадцати лет тому назад я познакомился, вероятно, с наиболее знаменитым учеником Месмера, ныне покойным бароном du Pote<<4>>. Вокруг терапевтических и месмерических подвигов этого человека шла (между 1830 и 1846 годами) резкая полемика по всей Франции. Один убийца был осужден и наказан единственно на основании доказательств, которые предоставили ясновидящие du Potet'a. Поэтому мировой судья допустил многих людей на открытый суд. Этого было более чем достаточно даже для скептически настроенного Парижа, и Академия решила вновь провести заседание и, если возможно, разрушить это суеверие. Они заседали, но, странно сказать, в это же время они и уверовали. Itard, Fouquier, Guersent, Bourdjis de la Motte, сливки французского Факультета, сочли месмерические феномены достоверными є лечения, трансы, ясновидения, передачу мысли, и даже чтение закрытых книг; и с этого времени была изобретена тщательно разработанная номенклатура, в которой, где это было возможно, стирались ненавистные имена неутомимых людей, которые вынудили появление этого научного признания, и в то же время многие факты, подтвержденные Месмером, du Potet и Puysegur, вносились в число бесспорных феноменов, принятых, на основании какой-нибудь теории, медицинской наукой... Теперь подошла очередь нашего туманного острова и его фанатичных ученых. №Кроме того¤,є продолжает автор, - Англия была более упрямой. В 1846 году прославленный д-р Эллиотсон, популярный практик с обширной клиентурой, произнес знаменитую Гарвееву лекцию, в которой он признал свою веру в Месмеризм. Он был осужден медиками с такими результатами, что полностью потерял свою практику и вскоре умер разоренным, если не убитым горем. Им был создан Месмерический госпиталь на Марилейбон Роуд. Здесь проводились успешные операции под воздействием месмеризма, и все те феномены, которые впоследствии происходили в Лиде и в других местах и удовлетворили медиков, были получены на Марилейбон пятьюдесятью годами ранее. Тридцать пять лет назад профессор Листер проделал то же самое є но введение хлороформа было более быстрым и намеренно с целью анестезии, что убивало на время месмерическое лечение. Интерес публики к месмеризму погас, и месмерический госпиталь на Марилейбон Роуд, которые был в тяжелом положении после расправы с Эллиотсоном, в конце концов закрылся. Позже мы узнали, какой была судьба Месмера и месмеризма. Говоря о Месмере, его помещали рядом с графом Калиостро, а сам месмеризм вообще упоминался очень редко; но мы слышим много всего об электробиологии, терапевтическом магнетизме и гипнотизме. О, тени Месмера, Puysegur, Du Potet, Эллиотсона є sic vos non vobis (№Так вы не для себя¤). И все же, я говорю: Palmam qui meruit ferat. Когда я знал барона du Potet, он был на краю могилы, в возрасте около восьмидесяти лет. Страстный поклонник Месмера, он посвятил всю свою жизнь терапевтическому магнетизму, и был абсолютно уверен в том, что реальная магнетическая аура переходит от месмериста на пациента. №Я покажу вам это¤,є сказал он однажды, когда мы с ним стояли у постели пациентки, находящейся в столь глубоком трансе, что когда мы вонзали иголки в ее руки и кисти, она не делала ни малейшего знака или движения. Старый барон продолжал: №Я буду, с расстояния один или два фута, вызывать слабые конвульсии в любой части ее тела при помощи простого перемещения моей руки над этой частью, без какого-либо контакта¤. Он начал с плеча, которое вскоре стало судорожно подергиваться. Тихо успокоив его, он попробовал локоть, запястье, колено, и конвульсии возрастали по своей интенсивности в зависимости от времени воздействия. №Вы теперь достаточно удовлетворены?¤ Я сказал: №Полностью удовлетворен¤; и, продолжал он, №некоторых пациентов, которых я испытывал, я подвергал воздействию через кирпичную стену, и в то время, и в таком месте, когда пациент не должен был знать о моем присутствии или моем намерении. Это¤,є добавил Du Potet,є №было одним из экспериментов, наиболее загадочных для парижских академиков. Я повторял этот эксперимент снова и снова, при любых условиях и проверках, с совершенно неизменным результатом, пока самые большие скептики не были вынуждены признать его¤. Мы обвинили науку в том, что она на всех парусах погружается в Мальстрим Черной Магии, практикуя то, что древняя психология є наиболее важная область оккультной науки є всегда объявляла Колдовством, примененным по отношению к внутреннему человеку. Мы готовы отстаивать то, что мы говорим. Мы намерены доказать это в ближайшем времени в одной из будущих статей, основываясь на опубликованных фактах и действиях, совершаемых гипнотизмом самих вивисекционеров. Таким образом, эти бесстрастные колдуны не смогут избавиться от тех фактов, что они практикуют Черное Искусство bel et bien. Коротко говоря, ситуация состоит в следующем. Меньшая часть из образованных медиков и других ученых экспериментирует с №гипнотизмом¤ потому, что они что-то увидели в нем; большая же часть членов R. C. P. до сих пор отрицает существование животного магнетизма в его месмерической форме, даже под его современной маской є гипнотизма. Первые є полностью невежественные относительно фундаментальных законов животного магнетизма є экспериментируют наугад, полностью вслепую. Если вспомнить в соответствии с их декларациями, что (а) гипнотизм не является месмеризмом, и (б) что магнетическая аура или флюид, исходящий от месмериста (или гипнотизера) є это чистое заблуждение,є они не имеют права, конечно, применять законы древней науки к науке современной. Однако они вмешиваются и пробуждают к действию наиболее опасные силы природы, сами не осознавая этого. Вместо лечения болезней є единственного использования, для которого животный магнетизм под его новым названием может быть законно применен,є они зачастую внушают людям свои собственные как физические, так и ментальные болезни и пороки. За все это, и за невежество меньшинства своих коллег, неверящее большинство Саддукеев несет огромную ответственность. Ибо, противостоя им, они препятствуют свободе действия и нарушают клятву Гиппократа, делая себя бессильными принимать и совершать многое из того, что верующие могли бы делать и делали другим способом. Но, как верно отметил в своей работе д-р Тейст: №Существуют такие несчастливые истины, которые компрометируют тех, кто в них верит, и особенно тех, кто столь искренен, что признает их публично¤. Таким образом, смысл гипнотизма, хотя он и не изучается надлежащим образом, самоочевиден. Много лет назад было отмечено: №Долгом Академии и медицинских авторитетов является изучить месмеризм (то есть, оккультной науки, по своему духу) и подвергнуть его испытаниям; наконец, отнять его применение и использование у тех людей, кто совершенно незнаком с этим вопросом, кто злоупотребляет этими средствами и делает их предметом наживы или спекуляции¤. Тот, кто выразил эту великую истину, был №гласом вопиющего в пустыне¤. Но те, кто имеет некоторый опыт в области оккультной психологии, пошли бы дальше. Они сказали бы, что это1 0обязанность1 0каждой научной организации є нет, каждого правительства,є положить конец публичным представлениям такого рода. Применяя магическое воздействие человеческой воли на более слабую волю; высмеивая существование оккультных сил в природе є сил, имя которых є легион,є но все же вызывая их под предлогом, что они не являются ни совершенно независимыми силами, ни даже психическими силами по своей природе, но №связаны с известными физическими законами¤ (Бине и Фере),є эти авторитетные люди фактически являются ответственными за все ужасные последствия, которые следуют и могут последовать за их опасными публичными экспериментами. Поистине карма є ужасный, но справедливый карающий Закон є поразит всех тех, кто создал наиболее страшные последствия в будущем, проводя такие ужасные публичные представления для развлечения профанов. Пусть они подумают лишь об опасностях для потомства, о новых формах болезней, ментальных и физических, порожденных таким безумным использованием психической воли! Это столь же вредно на моральном плане, как искусственное введение животного вещества в кровь человека, в соответствии с имеющим дурную репутацию методом Броун-Секара,є на плане физическом. Они смеются над оккультными науками и высмеивают месмеризм? Все же еще не закончится этот век, как они получат неопровержимые доказательства, что идея преступления, внушенная ради эксперимента, не уносится обратным движением волевого потока столь же легко, как она была вызвана. Они могли бы понять, что если внешнее проявление идеи №внушенного¤ преступления может исчезнуть из воли оператора, то искусственно внесенное активное живое зерно не исчезнет из него; что однажды попавшее в место человеческих є или, скорее, животных є страстей, оно может пребывать в скрытом виде иногда годами и внезапно пробуждаться к действию при некоторых непредвиденных обстоятельствах. Известно, что плачущие дети, испуганные до немоты посредством внушения некоего монстра, дьявола, стоящего в углу,є глупой няней,є впадали в безумие через двадцать или тридцать лет по1 0тому же самому поводу. Существуют таинственные, тайные ящики, темные уголки и потаенные места в лабиринте нашей памяти, до сих пор неизвестные физиологам, которые открываются лишь однажды, в редких случаях дважды, за человеческую жизнь, и лишь при аномальных и очень специфических условиях. Но когда это случается, то это обычно є либо героический поступок, совершенный человеком, от которого его совсем не ожидали, либо ужасное преступление, причина которого навсегда останется тайной... Такие эксперименты по №внушению¤, производимые людьми, несведущими в оккультных законах, представляют собой наибольшую из опасностей последнего времени. Действие и обратное действие идей на внутреннее низшее №Эго¤ никогда ранее не изучалось, и поэтому это Эго есть terra incognita (даже когда его не отрицают) для людей науки. Кроме того, такие представления перед разношерстной публикой несут в себе опасность. Люди, обладающие бесспорной научной образованностью, которые экспериментируют с гипнотизмом на публике, дают своими именами санкцию на такие представления. И тогда любой недостойный спекулянт, достаточно хорошо понимающий процесс, может, развиваясь благодаря практике и накоплению той же самой силы в себе самом, применить ее для своих собственных эгоистических, а часто и криминальных целей. И вот кармические последствия: любой гипнотизер, любой человек науки, однако свободомыслящий и достойный уважения, однажды позволивший себе стать бессознательным инструктором того, кто изучал лишь злоупотребления тайной наукой,є становится, без сомнения, моральным сообщником каждого преступления, совершенного таким образом. Таковы последствия публичных №гипнотических¤ экспериментов, которые таким образом приводят к ЧЕРНОЙ МАГИИ, а фактически и являются ею.
<<1>> См. обзор этой его работы в №Journal du Magnetisme¤ (май, июнь 1890), журнале, который был основан бароном du Potet и ныне редактируется Х. Дюрвилем в Париже. <<2>> Эта дата ошибочна, Парацельс родился в Цюрихе в 1493 г. <<3>> Это дата смерти Ван-Гельмонта; он родился в 1577 г. <<4>> Барон du Potet был многие годы Почетным членом Теософского Общества. В его собственноручно написанных письмах, полученных нами и хранящихся в Адьяре, нашей штаб-квартире, он порицает ненаучный легкомысленный путь, на котором месмеризм (тогда он был на грани того, чтобы стать №гипнотизмом¤ науки) был объясняем №par les charlatans du jour¤. Если бы он дожил до того, чтобы увидеть тайну науки в такой полной пародии, как гипнотизм,є его могущественный голос смог бы предотвратить его нынешние ужасные злоупотребления и его деградацию в коммерческий балаган Панча и Джуди. К счастью для него, и к несчастью для истины, величайший адепт месмеризма в Европе этого столетия є умер.
v№Люцифер¤, июнь 1890 г.
Блаватская
~~~ДВОЙНОЙ АСПЕКТ МУДРОСТИ
"Без сомнения, вы є лишь люди, и мудрость умрет вместе с вами". vИов, XII, 2
"И оправдана мудрость детьми своими". vМатфей, XI, 19
Это привелегия (хотя иногда и беда) издателей є получать многочисленные письма с мнениями и советами є и руководители "Люцифера" не избежали этой участи. Воспитанные на старинных афоризмах, они сознают, что "тот, кто может принять совет, превосходит того, кто дает его", и поэтому всегда готовы с благодарностью принять любое здравое и практическое предложение от своих друзей; но последнее из полученных писем не удовлетворяет этим условиям. То, что нам предлагает наш советчик, є это даже не его собственная мудрость, но мудрость века, в котором мы живем, и он серьезно рискует своей репутацией проницательного наблюдателя при таком пристрастии к притязаниям современности. Нам рекомендуют встать на защиту "мудрости" нашего века; нас обвиняют в "предпочтении варварской античности нашей современной цивилизации с ее неисчислимыми благами" и в забвении того, что "мудрость нашего сегодняшнего дня в сравнении с инстинктами Прошлого ничуть не ниже по своей философской мудрости даже времен Платона". Наконец, нам говорят, что мы, теософы, "слишком нежно любим туманный вчерашний день и несправедливы по отношению к нашему славному (?) настоящему, блистательному периоду высочайшей цивилизации и культуры"! Но все это лишь вопрос вкуса. Наш корреспондент вправе иметь свои взгляды, а мы є свои. Пусть он воображает, что по сравнению с Эйфелевой башней Пирамида Гизы выглядит как кротовая кучка, а по сравнению с Хрустальным Дворцом висячие сады Семирамиды выглядят как кухонный садик, є если ему это нравится. Но если он серьезно призывает нас к тому, чтобы мы показали "в каком отношении наш век повседневного прогресса и гигантских мыслей" (прогресса, слегка подпорченного однако нашими обвинениями Гексли, и нападками на университетских дам, солидных классиков и выдающихся студентов со стороны "женщин из Армии Спасения"), уступает старым временам, временам "Сократа и сидящего со скрещенными ногами Будды", є то мы готовы ему ответить, излагая, конечно, лишь наше собственное мнение. Наш век, говорим мы, по своей мудрости ниже любого другого, поскольку он открыто исповедует презрение к истине и справедливости (и это становится все более заметным с каждым днем), без которых не может быть Мудрости. Ибо наша цивилизация, построенная из пены и пустой видимости, в лучшем случае напоминает прекрасное зеленое болото, переходящее в мертвую трясину. Ибо наш век культуры и поклонения материи, награждающий разнообразными призами и премиями за всякую "лучшую вещь", от самого крупного ребенка и самой огромной орхидеи, до сильнейшего из боксеров и самой жирной свиньи, никоим образом не поощряет нравственность: не дается никаких премий за нравственную добродетель. Ибо имеются Общества, созданные для предотвращения физической грубости по отношению к животным, но нет никаких организаций, имеющих целью предотвратить нравственную грубость по отношению к людям. Ибо он легально и молчаливо поощряет грех в любой форме, от продажи виски до вынужденной проституции и воровства, вызванных обрекающей на голод оплатой труда, Шейлоко-подобными вымогательствами, рентами и другими прелестями нашего культурного периода. Ибо, в конце концов, этот век, хотя и заявляющий о себе как о времени физической и нравственной свободы, на самом деле является веком наиболее жестокого нравственного и умственного рабства, подобного которому никогда не было до сих пор. Рабство по отношению к государству и людям исчезло только для того, чтобы освободить место для рабства по отношению к вещам и Эго, своим собственным грехам и идиотским общественным оычаям и образу жизни. Быстрая цивилизация, приспособленная к нуждам высшего и среднего классов, обрекла на еще большое несчастье голодающие массы. Уравняв два первых класса, она выработал в них пренебрежение к сущности по сравнению с внешней видимостью и формой, и таким образом поместила современного человека в низменное тюремное заключение, в рабскую зависимость от неодушевленных вещей, использование и служба которым становится главным долгом каждого культурного человека. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|