|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школегими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал иЛ сделал, если бы такая история произошла с тобой>. Далее следует продолжать беседу с ребенком. 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вд{ скажет: <Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, т{"" но тебе еще в школу ходить. Если хочешь, " """" попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на полгода, .на год. Хочешь?> Что ответишь?
3. Представь себе, что мама так и сделала (иля послушалась тебя и поступила по-своему) - договор лась и тебя отпустили из школы. Ты встал (а) утр умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал з< маться в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, что тебе предложили учи1 так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к приходила бы каждый день учительница и учил>
гебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласил- ся бы учиться дома?
5. Представь себе, ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он не ходил в детский сад. Он тебя спрашивает: <Что надо делать, чтобы хорошо подготовишься к первому классу?> Что ты посо- петсшь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовить- ся к школе?
6. Представь себе, что ваша учительница неожп даино уехала в командировку на целый год (месяц). Приходит в ваш класс директор и говорит: <Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них побыли у вас в классе вместо учительницы по одному дню>. Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла дру- гая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
Для вопросов 7 и 8: <Представь себе, что есть две школы -А и Б>.
7. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уро- ки рисования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физ- культура, музыка, труд. рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассника требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что тот гово- рит, не разговаривал на уроке, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечаний, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что п какой-то день ты очень старател,ьно работал на всех уроках, и учительница мазала: <Сегодня ты учился очень хорошо, просто за- тельно. я хочу как-то особенно отметить тебя за "экос лорошес учение. Выбирай сам - дать тебе шоко-
ш-рушку ты выбрал?
Обработка и анализ данных. Все ответы разделяются на А.
Вопросы: Уроки грамоты, счета
,ку. игрушку или ОТМОТКУ п журнале поставить? Чтя ытмг,,,й.....->
две категории А и Б.
занятия, по содержанию 77
II форме 110 имеющие аналогов и дошкольной жизни бенка:
2) несогласие ребенка на отпуск:
3) учебные занятия - высказывания, описываю распорядок дня, в которые обязательно включа действия по самообразованию:
4) содержательная сторона подготовки к школе освоение некоторых навыков письма, счета, чтения;
5) несогласие на обучение дома;
6) выбор учителя:
7) выбор школы А:
8) выбор школы А;
9) выбор отметки. Б.
Вопросы:
1) дошкольные виды деятельности - уроки ху, жественно-физкуьтурно-трудовото цикла, а также в учебные занятия: игра, еда, гуляние:
2) согласие на <отпуск>;
3) дошкольные занятия - игра, гуляние, рисо] ние, занятие по хозяйству без упоминания о каких-ли учебных действиях;
4) формальные стороны подготовки к школе поиобретсние портфеля, школьных принадлежностей;
5) согласие на обучение дома;
6) выбор родителей;
7) выбор школы Б:
8) выбор школы Б;
9) выбор игрушки или шоколадки. Преобладание в ответах ребенка категории А ев летельствует о том, что его внутренняя позиция им( содержательный характер. Преобладание категории говорит об ориентации ребенка на дошкольные вц деятельности, на формальные стороны обучения.
МЕТОДИКА 3. Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей.
Для обучения в школе очень важно знать са1 опенку ребенка, а также свою оценку с позиции дру) значимых для него людей. Самооценка является одй из важнейших факторов развития личности, влияюЩ на процесс обучения и воспитания. Это очень ваЖ
78
учителю начальной школы для налаживания пра ного общения с ребенком.
1 Процедура исследования. Проводится с ребенком "видуально, начиная с непринужденного разговора. дедование проводится в три этапа.
1 этап. Экспериментатор показывает ребенку бумаги с изображенной лесенкой и говорит, что "II всех детей рассадить на этой лестнице, то на самой црхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, щ1же - просто хорошие, затем средние, но тоже хоро- шие. Соответственно располагаются и самые плохие дети, на самой нижней ступеньке. После этого ребенка просят нарисовать (или отметить) себя на той ступень- ке, которой, по мнению ребенка, он соответствует сам. При этом ребенка просят объяснить это.
2 этап. Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставят мама и другие близкие родственники. Нужно спросить, кто поставит ребенка на самую верхнюю и самую ниж- нюю ступеньку и попросить объяснить.
3 этап. Ребенку предлагают нарисовать (цветны- ми карандашами) себя в настоящем, себя в будущем и себя таким, каким его видят родители. Обработка ри- сунков делается соответственно теста <Дом-Дерево- Человек> (см. с. 105).
2. Обработка и анализ данных. Сопоставляются ре- зультаты всех трех этапов. Качественный анализ
1. Проявляет ли ребенок интерес и готовность рас- сказывать о своих взимоотношениях с другими людьми.
2. Каким ребенок считает себя и на какую из четы- рех ступенек ставит себя.
3. Может ли он объяснить, почему он поставил себя сюда.
4. Каково соотношение между самооценкой ребенка " оценкой близкими.
о. Сравнение рисунков и их анализ. На основе полученных данных делаются выводы "итслыю самооценки ребенка.
Диагностика интеллектуальной готовности Диагностика интеллектуальной готовности вклю т ряд методик, исследующих:
а) степень овладения понятиями обществед жизни;
б) оценку вербально-логического мышления; в) оценку логического мышления.
МЕТОДИКА 1. Степень овладения понятиями общественной жизни.
Процедура исследования. Исследование провоз индивидуально с детьми, готовящимися к школе.
Инструкция. <Я буду читать тебе предложещ слова. Ты должен выбрать нужное слово и вста) его в предложение>.
Обработка и анализ данных: проводится колич., венный и качественный анализ. Каждый правильный, вет оце-ниваегся 2 баллами, ответ с погрешностями,) торые исправляются сразу при помощи взрослоп 0. баллов.
Максимальное количество баллов, которое м{ получить ребенок - 30, минимальное - 0.
Исходя из этих данных, делается качественный .1из уровня готовности ребенка к школе.
Процедурный бланк
1. Все дети любят свою ... (книгу, ручку, Родину, одежду, кровать)
2. Люди живут в ... и ... (библиотека, село, поляна, город, стол)
3. В реках и морях живут ... (насекомые, жуки, утки, рыбы, дятлы)
4. Осенью часто идет .... (человек, снег, дождь, машина, облако)
5. Весной на деревьях и кустарниках ноявляютс (плоды, семена, листочки, зерна, фрукты)
6. Огурцы II картошку, помидоры и морковь с рають с... (дерево, кустарник, ноле, грядка, сад)
7. Зимой в лесу и на полях лежит ... (иней. ветер, мороз, снег. дождь)
8. Лето и осень, зима и весна - различные ..
(дни недели, время суток, времена года, цы, часы).
9. Тюльпаны, ландыши, васильки - ... (кустарники, трава, деревья, цветы)
(о. На соснах и елях растут ...
(листья, цветы, шишки, трава)
11. В школе работают ...
(художник, врач, ученик, ткач, учитель)
12. Тигр, медведь, волк - ...
(домашние животные, птицы, дикие животные)
13. На полях растет ...
(дерево, трава, апельсин, шишки)
14. Колхозники собирают большой урожай овощей и фруктов...
(зимой, летом, осенью, весной, утром, вечером) 15. Шесть гвоздик... чем четыре ромашки
(столько, больше, меньше)
МЕТОДИКА 2. Исключение слов (оценка вербально-логическое мышления)
Процедура исследования. Исследование проводится индивидуально. Для каждого исследуемого составляется протокол исследования:
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Фамилия......... Возраст испытуемого: . . . лет . . . мес.
Дата исследования
Номер строки
Исключаемое слово
Объяснения испытуемого
Примечание экспериментатора
Инструкция: <Я буду читать тебе слова. Они могут быть объединены чем-то общим, а одно слово отличается от "- Ты должен найти это лишнее слово и объяснить, "ЇУ оно лишнее. Будь внимательным>.
Обработка и анализ полученных данных. Методика "Ржде всего предполагает качественный анализ харак- тера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна так- и количественная оценка, состоящая в следующем: подсчитывается количество правильных решенных за- "ий, за каждое правильное решение дается 2 балла,
с ошибками - 1 балл, неправильное -- 0 баллов- о) подсчистывается общая оценка.
Максимальное количество баллов, которое моя получить ребенок - 40, минимальное - 0.
Исходя из полученных данных, делается вывод оценке вербально-логического мышления ребенка.
Процедурный бланк
1. Красный, зеленый, синий, мокрый, желтый.
2. Иванов, Петров, Сидоров, Катя, Михайлов.
3. Автобус, троллейбус, вертолет, машина.
4. Шкаф, сервант, швейная машина, кресло, стул.
5. Лодка, пароход, самолет, катер, теплоход.
6. Май, июнь, снег, июль, август, сентябрь.
7. Кислый, сладкий, зеленый, соленый, горький.
8. Квадратный, круглый, горячий, треугольный, ова ный.
9. Собака, кошка, еж, корова, кролик.
10. Ходить, ездить, летать, кушать, плавать. .
11. Понедельник, вторник, среда, день, четверг, пятнид
12. Булка, хлеб, баранка, гвоздь, батон. "
13. Украина, Белорусь, Запорожье, Россия.
14. Книга, тетрадь, ручка, яблоко, линейка, каранд
15. Корова, овца, лошадь, собака, лось.
16. Крыша, стена, окно, ветер, дверь.
17. Добрый, злой, хороший, ласковый, веселый.
18. Малина, вишня, черешня, рыба, смородина.
19. Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.
20. Чашка, ложка, тарелка, стакан, воздух, вилка.
Диагностика волевой готовности
Основной целью диагностики волевой готовной. ребенка к школьному обучению является выявлен умения подчинять свои действия определенному прав лу, слушать и точно выполнять указания взрослого
МЕТОДИКА 1. Выявление способности к само гуляции познавательной деятельности
Данная диагностическая методика, предлагае> 10. 3. Гильбухом, позволяет определить степень ее
1) Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок: психолс диагностика, педагогика. Киев, 1992.
дднности у ребенка такого важного компонента Р звательной саморегуляции, каким является <чувст- ддимания> (способность осознавать степень своего димания той или иной задачи). " эксперимент проводится индивидуально. взрослый предлагает ребенку поиграть вместе в яв1п>. Для этого используются две стопки ярко ленных карточек с наклеенными на них буквами. стопку взрослый вручает ребенку, другую остав-
ет себе. Далее он говорит: <Будем по очереди сни- _ каждый со своей стопки - верхнюю карточку "мотреть, будет ли это специальная карточка. Выиг- "пд1- тот, у кого таких карточек окажется больше>.
Однако фактически <игра> даже не начинается. взрослый просто ждет вопросов ребенка. Если послед- "цд способен оценить свое понимание ситуации, он дол- жен спросить, а что же такое представляет собой спе- циальная карточка - ведь в инструкции о ее призна- ках не было сказано ни слова. Если такой вопрос дей- ствительно последует, то испытание на этом заканчи- вается, а обследованный ребенок относится к категории тех, кто обладает достаточно развитым <чувством по- нимания>. Если же такой вопрос задан не будет, тогда вопросы начинает ставить взрослый. Все они носят на- водящий характер. Всего их может быть 10, и задают- ся они в следующей последовательности:
1. .Это все. Это мое пояснение к нашей игре.
2. Что ты думаешь по этому поводу?
3. Есть ли у тебя какие-либо вопросы?
4. Все ли я сказал (а), чтобы мы могли начать ИГ- РУ?
5. Не забыла) ли я что-то сказать?
6. Можешь ли ты объяснить, как играть в эту игру?
7. Повторяется вопрос № 4.
8.. Как по-твоему, сможешь ли ты играть в зту Игру? -
9. Повторяется вопрос № 5.
10. Есть ли у тебя уверенность в своем выиграше? Экспериментатор должен зафиксировать, после ка- го вопроса ребенок заявит о своем непонимании си- Ци, о незнании признаков <специальной карточки>. с Шкала оценок измеряет <стойкость непонимания>. по ""зон -от 0 до II баллов. При этом 0 баллов дцт ребенок, который сразу же, не ожидая наво- вопросов, поинтересовался признаками <спецп-
альной карточки>. II баллов получает тот, кому помогли все 10 наводящих вопросов.
МЕТОДИКА. Диктант
Процедура исследования. Эксперимент проводит как индивидуально, так и с группой детей. По количе ву детей, участвующих в эксперименте, заготавливают) специальные тетради из четырех страниц. Первая стр ница имеет образец, с помощью которого детям объй няется характер задания и показываются те действ которые они должны будут выполнять. На следуют страницах даны изображения, с которыми дети бу работать самостоятельно в соответствии с полученн ими инструкцией.
Материал. В качестве материала используется радь,состоящая из четырехстраниц размером 10х15 На каждой странице изображены три ряда мел геометрических фигур (размер фигур 2х2 мм) В< ний ряд состоит из 17 треугольников, средний - из кружков, нижний из 17 квадратов. Фигурки 1 него и нижнего рядов располагаются друг против га, фигурки среднего - в промежутках между ни>
На первой странице, кроме длинной полоски этих фигур изображена более короткая. Она распб гается в центре верхней части листа. На короткой т" ке дан образец узора, который детям предстоит вь) чивать под диктовку, после того, как им будут ой нены правила работы. На нижней полоске дети уч< это делать. На трех следующих даются пзобра> только одной длинной полоски.
Инструкция: <Мы будем учиться рисовать уз< вас на листочках нарисованы ряды треугольников, 1 ратов и кружочков. Мы будем соединять треуголь и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимат< слушать и делать то, что я буду говорить. У нас ( также три правила: 1) два треугольника, два ква или квадрат с треугольником можно соединять т через кружок; 2) линия нашего узора должна только вперед; 3) каждое новое соединение надо нать с той фигурки, на которой остановилась тогда линия будет непрерывной и в узоре не пол промежутков. Посмотрите на первый листоче можно соединить треугольники и квадраты (вни детей обращается на образец, дается его анализ
дрь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треуголь- ником, два треугольника, треугольник с квадратом>.
Экспериментатор следит за тем, как каждый ребе- нок выполняет задание, и в случае надобности исправ- ляет ошибки.
<Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигу- ры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединить только через кружок, что линия узо- ра должна идти только вперед и быть непрерывной, т. е. начинать каждое соединение надо с той фигуры, на ко- торой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправ- ляйте оигабку, а начинайте со следующей фигурки>.
Диктант для первой серии
<Соедините треугольники с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад- ратом, два квадрата, квадрат с квадратом, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом>,
Диктовать следует медленно, повторять одно и то Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|