|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школевания. Вследствии привлекательности и естественное задания эта методика способствует установлению хор шего эмоционального контакта практического псих лога или учителя с ребенком, снимает напряженное возникающую в ситуации обследования (собеседов пня).
Особенно продуктивно применение рисунка семьи <таршем дошкольном и младшем возрасте, так как 1 лученные с помощью этого результаты мало зависят" способности ребенка вербализировать свои пережиГ пня, от его способности к интроспекции, от способно <вжиться> в воображаемую ситуацию, т. с. от тех бенностей психологической .теятелыюстн, которые плественны при выполнении задании, основанных на бальной технике.
Школьный практический психолог, учитель нач ных классов могут использовать тест с целью выявлю особенностей внутрисемейных отношений. На основеЧ полнення изображения, ответов на вопросы можно Ц { ," нить особенности восприятия переживаний ребД 1 Очру.
112
?, отио-
Т -ста в семье Дя проведет членам семьи.
""" необходим стедую 21Х29 см, ь цвет 20 см тый, зеленый, сГ (красный, ж
яожТ - ем-. отьЛтПри э 0
ют вопросы <что наро а если вои повторить инструкций ь еще раз и время выпня аТ" обследо
-оо-- семью, где все за ое пР-УЙ свою семью, как ты ее
- Жировании следует отме
Р-летале. ирапно деталей
в
заня- се-
"протоко" Жировании
") - ---< юеи; --Р""Ре>ен...
--о-- "т.,"" задания
связь с изооража-
. мум лопол-1-м"ться по- "Утем).0бычноза ""Формации (р. -", кто тут нари " -"РОСЬ: находятся?
.. " придумал. о. К" ""? Почему " "арисованных дрй " " """ счастливый?
б. Кто из них самый насчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка цд открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на ни или отвечает формально, не следует настаивать на экс. плицитном (явном); ответе.
При опросе психолог или педагог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к от. дельным членам семьи, почему ребенок не нард. совал кого-нибудь из членов семьи (если так произощ. ло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивав на ответе, так как это может индуцировать тревогу, за- щитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы. Например: <Если бы вместо коЩ. ки. был нарисован человек, то кто бы это был?>, <Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобойРЙ <Кого мама позовет идти с собой> и т.п.
Можно задать ребенку для выбора решения шес ситуаций: три из них должны выявить негативные чук- ства к членам семьи, три - позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, 1)0 один из вас заболел и должен остаться дома. Кто
3. Ты строишь из конструктора дом (выреза бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого позовешь на помощь?
4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем ч нов семьи) на интересную кинокартину. Кто остан "ома?
5. Представь себе, что ты попал на необитае остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. семья стала играть, но вас одним человеком бол1 чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также необходимо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении бенка в семье, детском саду или школе
Обработка теста <Рисунок семьи>.
Рекомендуем проводить обработку проективной ме- тодики по следующей схеме:
Отметки о наличии признаков
Выделяемые признаки
№ п/п
Общий размер рисунка (его площадь) Количество членов семьи Соответствующие размеры членов семьи мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д. Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо предметов между ними Наличие животных О виде изображения: - схематическое изображение - реалистическое изображение - эстетическое изображение - в интерьере - на фоне пейзажа и т. д. - метафорическое изображение - движении, действии
Степень проявления положительных эмоции (в баллах 1, 2, 3)
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3) Степень аккуратности исполнения (1, 2, 3)
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий тех иди иных ситуациях, которые изображены, какое сто нанимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.
Интерпретация теста <Рисунок семьи>.
На основании особенностей изображения можно оп- Рлнгь:
Ч степень развития изобразительной культуры, изобразительной деятельности, на которой на- кя ребенок. Примитивность изображения или чет- и выразительность образов, изящество линий,
113
эмоциональная выразительность - вот те характерны черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисова- ния. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физичесюоц состоянии ребенка, степенн напряженности, скованности II т. п.. тогда как большие размеры, применение яркп> цветовых оттенков часто говорят об обратном (сц. ниже);
3) особенности впутрисемейных отношений и эмо- циональное самочувствие ребенка в семье. В рисунках (по Л. Корману) анализируют: а) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смыс- ла рисунка);
б) особенности графических презентаций члевдЦ семьи (характер линий, использование пространства, аккуратность, пропорции фигур): в) анализ процесса рисования.
Анализ структуры <Рисунка семьи> Ожидается, что исследуемый ребенок, пережив щий эмоциональное благополучие, будет рисовать ] ную (реальную) семью. По данным исследований о> 85% детей 6-8 лет, нормального интеллекта, прожив щих совместно с семьей, в рисунке изображают ее ] ностью.
Искажение реального состава семьи всегда зас живает пристального внимания, так как за этим все стоит эмоциональный конфликт, недовольство семеЙ ситуацией. Крайние варианты представляют собой. сунки. в которых:
А) вообще нс изображены люди: .) Б) изображены только не связанные с се1 люди. 1
Такое защитное избегание задания пстиечает детей достаточно редко. За этими реакциями .41 кроются: А) травматические переживания, связаняЙ гмьей: Б) чувство отверженности, покинутости (гв му такие рисунки относительно часты V детей, нед пришедших в интернат из семей); В) аутизм: Г) ство небезопасности, большой уровень тоевожнс Д) плохой контакт педагога (психолога) с иссл мым пебснком.
Дети уменьшают состав семьи, <забывая> на- рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоцио- нально привлекательны, с которыми сложились конф- "пктные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с опреде- ленными людьми. Наиболее часто в рисунке отсут- ствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Пси- хологу (педагогу) всегда следует уточнять, с кем ребе- нок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок пыта- ется уменьшить, обесценить, осуществив против них символическую агрессию).
Случается, что ребенок вместо реальной семьи ри- сует зверят. Например, мальчик, ощущающий отверже- ше, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, в рисунке изобразил только маму и папу, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нари- совал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущение общ- ности (изобразил близкий контакт в семействе зверу- шек).
Иногда ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке <Я> более характерно для детей, чуствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только <Я> может Указывать на различное психическое содержание в за- имости от контекста других характеристик рисунка. 1и указанной презентации свойственна и позитивная нтрация на рисовании самого себя (большое коли- "о деталей тела, цветов, декорирование одежды, диая величина фигуры), то это наряду с несформи-
анным чувством общности указывает и на опреде- "ную эгоцентричность, истероидные черты характера. рисунку себя характерна маленькая величина, т чность, если в рисунке другими деталями и цве- гаммой создан негативный эмоциональный фон,
то можно предполагать присутствие чувства отвержен- ности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.
Увеличение состава семьи, как правило, связа- но с неудовлетворенными потребностями в семье. При- мерами могут служить рисунки единственных в семье детей - они относительно часто включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нари- сован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседей). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные по- требности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детяц (такую же информацию могут дать и дополнительно членам сем.ьи нарисованные собачки, кошки). ;
Дополнительно к родителям (или вместо них) нари- сованные, не связанные с семьей взрослые указываю? на восприятие неинтегративности семьи, на поиск чел века, способного удовлетворить потребность ребенка,,> близких эмоциональных контактах. В некоторых слуд, чаях это может указывать на символическое разрушу ние целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Расположение членов семьи. Оно ука1 вает на некоторые психологические особенности взаиМф- отношений в семье. Сам анализ расположения созвувГ с просекмической оценкой группы людей, с той лип) разницей, что рисунок - это символическая ситуац создание и структуирование которой зависит только одного человека - автора рисунка.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с1 единенными руками, объединенность их общей деят ностью - индикатор благополучия, включение Разобщенность членов семьи может указывать на кий уровень эмоциональных связей. Осторожное интерпретации требуют те случаи, когда близкое 1" положение фигур обусловлено замыслом помес членов семьи в ограниченное пространство (напрИ1 в лодку). Тут близкое расположение может, наоб говорить о попытке ребенка соединить, сплотить с (для этой цели ребенок прибегает к внешним оС тельствам, так как чувствует тщетность такой попы Встречаются следующие приемы группиров
118
фигур на рисунке: часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдельно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чув- ство невключенности, отчужденности. В случае отделе- ния другого члена семьи можно предполагать негатив- ное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презен- тация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Группировка членов семьи иногда помогает выде- лить психологические микроструктуры семьи, коали- ции. Например, конфронтация на почве ролевых несов- падений <мужестсвенности> и <женственности>.
Отделение членов семьи объектами (предметами и др.), деление рисунка на ячейки, по которым распреде- .(еиы члены семьи, указывают на слабость позитивных межперсональных связей.
Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических презентаций отдель- ных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к от- дельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспри- нимает, об <образе Я> ребенка, о половой идентифика- ции и т. д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют: голова, волосы, уши. глаза, зрачки, ресницы, брони, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуго- вицы, элементы прически, сложность одежды, узоры на одежде;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.
Хорошие эмоциональные отношения с человеком со- провождаются позитивной концентрацией на его рисова- "и", что в результате отражается в большом количестве Сталей тела, декорировании, использовании разнообраз- ных цветов. И наоборот, негативное отношение ведет к "ьшен схематичности, неоконченности его графической "Рсзснтаинн. Иногда пропуск в рисунке сущетственных "теп тела (головы, рук, ног) может указывать наряду
с негативным отношением к нему также на агрессивно побуждения относительно него.
О восприятии других членов семьи и <образе Я> р сующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тед- II всей фигуры в целом. ;;)
Дети, как правило, самыми большими рисуют отц или мать, что соответствует реальности. Однако иногда. соотношение величин нарисованных фигур явно нс совтЬ истстиуст реальному соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок может оказаться выше и ши своих родителей. Это объясняется тем, что для ребеи (как и для древнего египтянина) величина фигуры явлС ется средством, при помощи которого он выражает сил превосходство, значимость, доминирование. Некоторщ дети самыми большими или равными по величине с р>. дителями рисуют себя. Этим может быть сказано; а)оф эгоцентрнчности ребенка; б) о соревновании за ро. дитсльскую любовь с другим родителем, при которое ребенок приравнивает себя к родителю противоположно го пола, исключая или уменьшая при этом <конкурент
Значительно меньшими, чем других членов сем себя рисуют дети, которые: а) чувствуют свою незнач тельность, ненужность; б) требующие опеки, заботы 18 стороны родителей. При интерпретации величин фш психолог или педагог должен обращать внимание тол1 на значительное искажение, а при оценке величин <} гур исходить из реального соотношения величин (нащ мер, семилетний ребенок в среднем на 1/3 ниже св(х родителя).
Информативным может быть и абсолютная вели на фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют пульсивные, уверенные в себе, склонные к доминир пню дети. Очень маленькие фигуры связаны с тре1 ностью, чувством небезопасности. .
Рисование о т де л ьн ы :х частей т е.< Отдельные части тела связаны с определенными сфе ми активности, являются средствами общения, контрО передвижения. Особенности их презентации могут уЦ зывать на определенное, с ними связанное чувственЦЦ содержание. Руки: основное средство воздействия мир, физического контроля поведения других людей. ли ребенок рисует себя с поднятыми вверх рукам длинными пальцами, то это часто связано с его а1
1П 110 0/1ДЯП?)1 Л,Ц1Г1Г1Щ1У11Т1
являются средствами общения, контрО Особенности их презентации могут уЦ
(11ВНЫМ11 Желаниями. Иногда такие рисунки рисуют Л цисшне спокойные, покладистые дети. Можно предполо- жи и), что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подав- лены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, же- ните быть сильным, властвовать над другими. Эта ин- юрнретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к <агрссивным> рукам еще рисует и широ- кие плечи, другие <символы> мужественности и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но <забивает> нарисовать их себе. Если при этом ребенок Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|