Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 2 страница



Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



2 страница


ше, чем какое-либо другое существо, человек (тем более  

ребенок) <становится> чем он есть. Любой ребенок не-  

сравненно больше, шире, глубже того, в чем он можсч  

себя проявить-будь то игра. учение, изодеятельность  

музыкальное занятие или внешность...  

 

Таким образом, индивидуальность человека (осо-  

бенно формирующегося) это целостная, саморегулирую-  

щаяся система, складывающаяся из большого множества  

индивидуальных свойств различного иерархического  

уровня: биохимических, морфологических, электрофп-  

зиологических свойств темперамента, черт характера,  

социального статуса, направленности личности и т. д.  

 

В исследовании (Л. И. Божович, Г. С. Костюк,  

Б. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.) индивидуальны  

особенностей личности ребенка большое значение при  

обретает их связь с возрастными и диморфично-половы-  

ми особенностями (мальчик-девочка).  

 

Большинство исследователей-психологов выдвигаю1  

теории о сближенности онтогенетических и филогенетиче-  

ских параметров развития в детстве. Возрастные ново-  

образования в каждом возрастном периоде более су-  

щественны, чем индивидуальные черты.  

 

Каждому возрастному периоду (младенческий, ран-  

ний, дошкольный, младший школьный, подростковый,  

юношеский) присущи свои достоинства и недостатки  

ограничения и потери. Они-то и составляют возрастные.  

особенности, т. е. то, что отличает один возраст от дру-  

гого. По мнению специалистов знание различий между1  

возрастами позволяет лучше регулировать жизнедея-  

тельность растущего человека, создавать оптимальные1  

условия для раскрытия его дарова-ний и способностей  

в учебной и других видах деятельности, изучать их ин-  

дивидуальные особенности и на этой основе избирать  

 

12  

 

нболес действенные и оптимальные средства и методы  

1поздейств11Я.  

 

В современной пспхолого-иедагогической науке на-  

1Я:1с понятием <возрастные особенности> упрочилось нс  

возможности>. Оно  

 

менее важное понятие <возрастные возможности>, ино  

охватывает все, чего может достичь ребенок каждого  

возраста при правильном полноценном воспитании.-  

его внутренний потенциал развития. И на него-то, в пер-  

11у1о очередь, необходимо держать ориентир всем. кто  

хочет сформировать гармоничную личность. Что стоит за  

этим понятием? Л. С. Выготский, исследуя особенности  

детей, обнаружил, что у каждого ребенка есть <зона  

ближайшего развития>-до определеного времени скры-  

тые возможности его продвижения вперед-умственно-  

го, нравственного, любого. Эти возможности постепенно  

накапливаются, и их проявление в большой мере зави-  

сит от своевременной помощи со стороны взрослых. Если  

взрослый вовремя <дал толчок> этим заложенным в  

ребенке силам, помог ему раскрыть свои возможности.  

создал необходимые условия для их проявления, ребенок  

значительно продвинется в своем развитии. Если же эти  

возможности остались нереализованными, развитие лич-  

ности замедляется, а иногда и вовсе приостанавливается.  

 

Каждый возрастной период детства характеризует-  

ся своими особенностями, возможностями и каждому  

возрасту нужна своя педагогика. Например, дошкольни-  

ки и младшие школьники поражают своим художествен-  

но-творческим талантом: выразительностью рисунков,  

гармонией чувств и цвета, лаконизмом и пластикой сло-  

ва в стихах. Но те же дети, став подростками, часто  

превращаются в безликих подражателей, не чувствую-  

щих звука, цвета, слова. И лишь в ранней юности утра-  

ченные дарования могут вернуться.  

 

По.тобные проявления своеобразия возрастного раз-  

вития весьма редко учитываются в школьной практике,  

а в результате исчезают индивидуальности, заглушают-  

ся задатки. Естественные для онтогенеза спады учителя  

принимают порой за отсутствие способностей и задатков.  

". вместо того, чтобы закреплять ценные возрастные  

качества, искусственно затормаживают становление лич-  

"ос1и, порой убивая в ребенке веру в себя, связывая  

"оценку, самопосприятие, самоутверждение, самоусо-  

вершенствование, т. е. самое необходимое и полезное  

я формирующейся личности с чувством собственной  

"сполноценпости.  

 

Каждому овощу  

К каждому возрасту  

средства воздействия  

означает, что в ка>  

должен быть поставлен  

 

свой сезон.-гласит пословиц  

свое отношение, свои методы  

По мнению  

 

специалистов эт  

 

каждом возрастном периоде ребено,  

и.1лн оыть поставлен в особые, соответствующие еп  

возрастным возможностям условия жизнедеятельность  

должен получать необходимую <дозу> педагогпческогч  

II общественного внимания.  

 

В нсихолого-педагогической науке утвердились по  

пятня <индивидуальный подход> и <личностный подход>  

Индивидуальный подход- важный пенхолого-педагоги  

ческий принцип, согласно которому в учебно-воспитан  

тельной работе с детьми учитываются индивидуальны>  

особенности каждого ребенка. Личностный подход -  

подход к человеку, ребенку, с которым устанавливаю:  

какие-либо отношения, как к целостной личности, но (  

учетом особенностей ее индивидуальной динамической  

функциональной структуры, включающего не только от-д  

дельные элементы функции, но н обязательно поннмаииев  

целостной личности. По мнению К. К. Платонова  

постный подход как общий принцип психологии, ее  

ние или свойство личности, как единичное явление, ис-  

кусственно выделенное из общей структуры личности  

или ее деятельности.  

 

Можно выделить следующие основные формы лнч-1  

ностного подхода к ребенку:  

- использование влияния детского коллектива;  

- изучение особенностей и исправление недостаг-  

ков семейного воспитания;  

 

- использование дружеских отношений детей и  

целях повышения уровня их воспитания н дисциплины;  

- использование склонностей детей:  

- воздействие на слабохарактерных детей, которые  

легко попадают под отрицательное влияние и не могу)  

от пего освободиться.  

 

Понятие индивидуального подхода включает поня-  

тие <личностный подход>, оно шире последнего. Напри-  

мер. фармакологические средства обязательно приме-  

няются с учетом индивидуального подхода, но учет лич-  

ностных свойств здесь не обязателен.  

 

В педагогике индивидуальный подход, как правило,  

должен быть одновременно и личностным. Индивиду-  

альный подход в обучении н воспитании должен пони-  

маться как формирование индивидуального стиля дея-  

 

.1Ы10С111. в разрешении типичных объективно значимых  

п> педагога задач.  

 

{Например, учитель начальных классов как руково-  

[пель. воспитатель и организатор жизни и деятельно-  

учащихся своего класса постоянно оказывает на них,  

11 развитие самое непосредственное влияние не толь-  

своими профессиональными умениями, но п личност-  

мц качествами. От его умелого п тактичного руко-  

гства. от его способностей, педагогического мастер-  

ва глубокого знания индивидуально-психологических  

обеиностей каждого ребенка зависит судьба детского  

Д)ллект11ва н отдельной личности.  

 

Иначе говоря, учитель, намечая воспитательные це-  

1 с учетом возрастных н индивидуальных характери-  

11к а также влияния доминирующих социальных отно-  

ешш. оказывается в состоянии корректировать и  

п-имизировать процесс формирования индивидуалыю-  

 

II личности ребенка и в этом плане управлять им.  

 

Индивидуальный подход в воспитании необходим  

двух отношениях: во-первых, он обеспечивает инднви-  

 

альнос своеобразие в развитии детей, дает возмож-  

)с1ь максимального развития всех имеющихся у ребен-  

а способностей; во-вторых, без учета индивидуальных  

:оое11ностей ребенка любое педагогическое воздействие  

ожет оказать на него совсем не то влияние, на которое  

(о было рассчитано.  

 

Педагогическое воздействие всегда опосредуется  

С11ХОЛОГ11ЧССКИМ11 особенностями ребенка, и потому ха-  

рктер и эффективность воздействия определяются не  

рлько его объективными особенностями, но и тем, как  

1ю воспринимается ребенком.  

 

Сущность индивидуального подхода в воспитании  

Цклюпается в том, что общие цели воспитания конкре-  

 

знруются в соответствии не только с возрастными, но  

с ни.тивидуальными особенностями. Особенно большое  

аченис индивидуальный подход имеет при перевос-  

аннн, г. е. в тех случаях, когда приходится не только  

>рМ11ринать у ребенка новые положительные качества.  

) и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.  

 

Опыт показывает, что отсутствие индивидуального  

-ода при перевоспитании приводит к тому, что даже  

югократно применяемые меры воздействия часто оста-  

лся безрезультатными.  

 

Когда индивидуальные особенности учащихся не  

"аются в процессе обучения, более способные п  

 

развитые задерживаются в своем умственном развит,  

V них снижается познавательная активность и те;  

усвоения материала, кроме того, у них могут сфор]  

роваться такие отрицательные качества, как лень, ?  

ответственное отношение к учению и пр. Слабые учет  

тем более страдают от отсутствия нндивндиуальн  

подхода.  

 

Для осуществления индивидуального подхода }  

в обучении, так и в воспитании необходимо специалы  

изучение психологических особенностей детей. Для э  

го применяются различные методы: наблюдение, бесе,  

эксперимент, анкетирование, проблемные ситуации  

сиходиагностнка.  

 

Ц. ОСОБЕННОСТИ  

ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ  

 

В последние десятилетия накоплен значительный  

бъс, информации о методах изучения нндпвндуально-  

ихо.-югическпх особенностей учащихся. По мнению  

енгалистов. педагогов и психологов (А. Анастази,  

 

1Г)  

1 Т1Т;1  

 

Дбрович, В. И. Войтко, 10. 3. Гильбух, К. М. Гуре-  

!Ч!д]).) оформилась спсцнальпая научно-практическая  

исцип.шпа <школьная пснходпагностнка>, в которой  

означились два взаимосвязанных направления: одно  

плставляет школьная психологическая служба (Н. П.  

нпкссва. И. В Дубровина, М. И. Лисина и Д1).),рсалп-  

смая в деятельности школьного психолога: второе -  

шагностнческая функция школьного учителя. Как  

аст профессор 10. 3. Гильбух, именно благодаря  

Ч111с.ц;скон психоднагностике> реализуется принцип  

:1!!алы1ого подхода к учащимся.  

 

Каждый школьный учитель, в том числе и учитель  

ача.ьцых классов, может стать психодиагностом, осо-  

11 сел; он будет сотрудничать с практическим  

1!Х1"1

 

применяемпе в медицине, технике, химии, физноло-  

"" и ."ругих областях ппофссснопальной деятельности.  

шагиостнка - это теория и практика постановки  

"1!;;ч, которые отвечают на вопрос как ставить дпаг-  

 

(""орстическая диагностика) и второе - сам про-  

"стаипвки диагноза (ппактпческая диагностика).  

 

Лппюз может определять сущность, причины ка-  

"лпбо конкпстного неблагополучия с целью его  

"сния. Например, если что диагноз заболевания,  

"""тся курс лечения. Если диагноз неисправности в  

"о. намечаются действия на исправление. Если  

устанавливает причины плохого поведения ре-  

 

17  

 

Пр1п1  

е 06(1  

коррекцнои  

 

бепка, то роа.111зуются меры по устранению  

Подобного рода диагноз предполагает частичное 06(1  

 

дованпе объекта, которое служит  

 

действием.  

 

Кроме того, диагноз предполагает всесторон  

обследование объекта с целью оцепить его общее (  

тоянпе для профилактики, которое проводится  

предупреждения возможного отказа в ближайшем б)  

1дем. В пснходпагпостпке могут быть поставлены и л  

гие задачи. Например, для профорнентацин. Школь  

диагностика - это практическое действие пспхол<  

учителя, базирующееся на использовании определен;  

научных знаний. В данном случае диагност не ста  

пель установить и описать общие закономерности.  

должен оказать конкретную помощь в устране)  

имеющегося неблагополучия в объекте - учащей  

учителе, коллективе и т. д. Школьный диагност доля  

уметь подвести конкретный случай под определен)  

явление общего характера. В частном увидеть типичк  

Например, на конкретном случае увидеть общее явле  

в школьной практике, именуемое <дидактогенией>.  

 

Существует также профессиональная диагност.  

для определения профессиональной пригодности и пр<  

ориентации в школе для учащихся старших классов.  

 

возможн1  

исходя  

 

Познание закономерностей развития психики  

онтогенезе включает не только их научное познание,  

и психодиагностическое. Возможность систематиче(  

осуществлять наблюдение за ребенком имеется у пе,  

гога и родителей. Школьный психолог такой  

и не имеет, он может лишь определить,  

 

поставленного диагноза, характер и общее содержа  

таких воздействий. Реализовать их должны учителе  

родители.  

 

операти  

 

Нельзя недооценивать необходимость  

пеализовывать дидактические и воспитательные возд  

ствия со стороны педагогического коллектива (налД  

мер, получение информации <обратной связи>).  

 

холога,  

комиетентнои  

 

фигурой  

 

Психологическую службу в шкое нельзя расемг  

ривать как деятельность одного только школьного п(1  

хотя и являющегося главной, направляющее  

(И. В. Дубровина, К). 3. ГиЛ  

 

бух, К. М. Гуревич и др.). Выдающийся психолог С  

Рубинштейн еще в сороковые годы определил один  

принципов психологии: ученика нужно изучать главн  

 

1Г)1);130М в процессе его повседневной деятельности;  

читал целесообразным изучать детей, воспитывая и  

)бчая их. Это - единственно полноценный и плодо-  

цорный путь познания психологии детей.  

 

Лиалпз процесса и результатов внедрения иснхоло-  

-пческнх знаний в практику школы показал, что традн-  

1ЦОННЫЙ путь - непосредственное использование психо-  

шагностикн и психологических рекомендаций в практи-  

ке работы учителей требует от них хорошего уровня  

[сихологической подготовки, что не всегда является  

реальным по ряду объективных и субъективных причин.  

Капример, учитель не всегда имеет возможность свое-  

зремеино выявить причины разнообразных трудностей  

д учебно-воспитательной работе разного возраста и раз-  

ного типа личностей, преотолеть отклонения в интеллек-  

уальноП II эмоционально-волевой сфере, предупреждать  

прогнозировать конфликтные ситуации, связанные  

возрастно-ннднвндуальнымн особенностями.  

 

Учитель обычными педагогическими средствами не  

теегда может справиться с проявлениями у ребенка  

чрезмерной чувствительности, замкнутости, боязни шко-  

ты. ответов на уроке (это особенно заметно в началь-  

ном звене школы), а также с систематическими кража-  

ми, ложью ребенка дома или в школе, побегами из  

.тома II 113 школы, отсутствии интереса к учебе, беспри-  

чинную утомляемость, затруднениями по усвоению одно-  

1) 113 предметов, нарушениями речи нервного характеры  

(заикание, скороговорка), жалобами ребенка на систе-  

матические головные боли, бессоницу и т. п.  

 

Школьная психологическая служба позволит фикси-  

ровать качественные изменения в психическом развитии  

"чащихся различных звеньев - начального, среднего и  

аршего, знать их возрастные и индивидуальные осо-  

бенное гн и помогать на основе этого педагогическому  

"""ктнву школы использовать психодиагностнку и  

Угне средства и методы учебно-воспитательнои рабо-  

" е максимальной эффективностью.  

 

На современном этапе существуют два направления  

ятельности школьной психологической службы -  

1уальное и перспективное. Первое направление орн-  

"ровано на решение злободневных проблем, связаи-  

с различными трудностями в обучении и воспита-  

детей, нарушениями в их поведении, общении,  

"Р"Рва111111 личности и здесь необходим тщательно  

 

19  

 

огобраппый банк пспходпагиистнческих методик в со  

штствии с возрастными характеристиками.  

 

Перспективное направление нацелено на развит  

индивидуальности каждого ребенка, на формирован]  

сто психологической готовности к созидательной жиз)  

п обществе. Психолог вместе с педагогом должен сод  

ствовать созданию психологических условий для раз;  

тпя способностей каждого учащегося. Уровень развит  

способностей у детей будет различным, поэтому разл  

иыми будут и задачи, которые будут решать вместе пс;  

<о.1ог и педагог.  

 

Эти два направления неразрывно связаны меж,  

гобой: психолог, решая перспективные задачи, оказ  

вает совместно с учителем конкретную помощь нужда:  

щимся в ней ученикам, их родителям, опираясь ]  

психодиагностическую функцию учителя.  

 

отношений де  

родителями и други  

 

В задачи совместной деятельности практическо  

психолога и учителя входит выявление психологическ(  

готовности детей начального звена к школьному обу  

ник) (например, составить программу индивидуальн  

работы с ними с целью лучшей адаптации младш  

школьников к школе); разработка и реализация вмес




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1009
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь