|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школеше, чем какое-либо другое существо, человек (тем более ребенок) <становится> чем он есть. Любой ребенок не- сравненно больше, шире, глубже того, в чем он можсч себя проявить-будь то игра. учение, изодеятельность музыкальное занятие или внешность...
Таким образом, индивидуальность человека (осо- бенно формирующегося) это целостная, саморегулирую- щаяся система, складывающаяся из большого множества индивидуальных свойств различного иерархического уровня: биохимических, морфологических, электрофп- зиологических свойств темперамента, черт характера, социального статуса, направленности личности и т. д.
В исследовании (Л. И. Божович, Г. С. Костюк, Б. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.) индивидуальны особенностей личности ребенка большое значение при обретает их связь с возрастными и диморфично-половы- ми особенностями (мальчик-девочка).
Большинство исследователей-психологов выдвигаю1 теории о сближенности онтогенетических и филогенетиче- ских параметров развития в детстве. Возрастные ново- образования в каждом возрастном периоде более су- щественны, чем индивидуальные черты.
Каждому возрастному периоду (младенческий, ран- ний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский) присущи свои достоинства и недостатки ограничения и потери. Они-то и составляют возрастные. особенности, т. е. то, что отличает один возраст от дру- гого. По мнению специалистов знание различий между1 возрастами позволяет лучше регулировать жизнедея- тельность растущего человека, создавать оптимальные1 условия для раскрытия его дарова-ний и способностей в учебной и других видах деятельности, изучать их ин- дивидуальные особенности и на этой основе избирать
12
нболес действенные и оптимальные средства и методы 1поздейств11Я.
В современной пспхолого-иедагогической науке на- 1Я:1с понятием <возрастные особенности> упрочилось нс возможности>. Оно
менее важное понятие <возрастные возможности>, ино охватывает все, чего может достичь ребенок каждого возраста при правильном полноценном воспитании.- его внутренний потенциал развития. И на него-то, в пер- 11у1о очередь, необходимо держать ориентир всем. кто хочет сформировать гармоничную личность. Что стоит за этим понятием? Л. С. Выготский, исследуя особенности детей, обнаружил, что у каждого ребенка есть <зона ближайшего развития>-до определеного времени скры- тые возможности его продвижения вперед-умственно- го, нравственного, любого. Эти возможности постепенно накапливаются, и их проявление в большой мере зави- сит от своевременной помощи со стороны взрослых. Если взрослый вовремя <дал толчок> этим заложенным в ребенке силам, помог ему раскрыть свои возможности. создал необходимые условия для их проявления, ребенок значительно продвинется в своем развитии. Если же эти возможности остались нереализованными, развитие лич- ности замедляется, а иногда и вовсе приостанавливается.
Каждый возрастной период детства характеризует- ся своими особенностями, возможностями и каждому возрасту нужна своя педагогика. Например, дошкольни- ки и младшие школьники поражают своим художествен- но-творческим талантом: выразительностью рисунков, гармонией чувств и цвета, лаконизмом и пластикой сло- ва в стихах. Но те же дети, став подростками, часто превращаются в безликих подражателей, не чувствую- щих звука, цвета, слова. И лишь в ранней юности утра- ченные дарования могут вернуться.
По.тобные проявления своеобразия возрастного раз- вития весьма редко учитываются в школьной практике, а в результате исчезают индивидуальности, заглушают- ся задатки. Естественные для онтогенеза спады учителя принимают порой за отсутствие способностей и задатков. ". вместо того, чтобы закреплять ценные возрастные качества, искусственно затормаживают становление лич- "ос1и, порой убивая в ребенке веру в себя, связывая "оценку, самопосприятие, самоутверждение, самоусо- вершенствование, т. е. самое необходимое и полезное я формирующейся личности с чувством собственной "сполноценпости.
Каждому овощу К каждому возрасту средства воздействия означает, что в ка> должен быть поставлен
свой сезон.-гласит пословиц свое отношение, свои методы По мнению
специалистов эт
каждом возрастном периоде ребено, и.1лн оыть поставлен в особые, соответствующие еп возрастным возможностям условия жизнедеятельность должен получать необходимую <дозу> педагогпческогч II общественного внимания.
В нсихолого-педагогической науке утвердились по пятня <индивидуальный подход> и <личностный подход> Индивидуальный подход- важный пенхолого-педагоги ческий принцип, согласно которому в учебно-воспитан тельной работе с детьми учитываются индивидуальны> особенности каждого ребенка. Личностный подход - подход к человеку, ребенку, с которым устанавливаю: какие-либо отношения, как к целостной личности, но ( учетом особенностей ее индивидуальной динамической функциональной структуры, включающего не только от-д дельные элементы функции, но н обязательно поннмаииев целостной личности. По мнению К. К. Платонова постный подход как общий принцип психологии, ее ние или свойство личности, как единичное явление, ис- кусственно выделенное из общей структуры личности или ее деятельности.
Можно выделить следующие основные формы лнч-1 ностного подхода к ребенку: - использование влияния детского коллектива; - изучение особенностей и исправление недостаг- ков семейного воспитания;
- использование дружеских отношений детей и целях повышения уровня их воспитания н дисциплины; - использование склонностей детей: - воздействие на слабохарактерных детей, которые легко попадают под отрицательное влияние и не могу) от пего освободиться.
Понятие индивидуального подхода включает поня- тие <личностный подход>, оно шире последнего. Напри- мер. фармакологические средства обязательно приме- няются с учетом индивидуального подхода, но учет лич- ностных свойств здесь не обязателен.
В педагогике индивидуальный подход, как правило, должен быть одновременно и личностным. Индивиду- альный подход в обучении н воспитании должен пони- маться как формирование индивидуального стиля дея-
.1Ы10С111. в разрешении типичных объективно значимых п> педагога задач.
{Например, учитель начальных классов как руково- [пель. воспитатель и организатор жизни и деятельно- учащихся своего класса постоянно оказывает на них, 11 развитие самое непосредственное влияние не толь- своими профессиональными умениями, но п личност- мц качествами. От его умелого п тактичного руко- гства. от его способностей, педагогического мастер- ва глубокого знания индивидуально-психологических обеиностей каждого ребенка зависит судьба детского Д)ллект11ва н отдельной личности.
Иначе говоря, учитель, намечая воспитательные це- 1 с учетом возрастных н индивидуальных характери- 11к а также влияния доминирующих социальных отно- ешш. оказывается в состоянии корректировать и п-имизировать процесс формирования индивидуалыю-
II личности ребенка и в этом плане управлять им.
Индивидуальный подход в воспитании необходим двух отношениях: во-первых, он обеспечивает инднви-
альнос своеобразие в развитии детей, дает возмож- )с1ь максимального развития всех имеющихся у ребен- а способностей; во-вторых, без учета индивидуальных :оое11ностей ребенка любое педагогическое воздействие ожет оказать на него совсем не то влияние, на которое (о было рассчитано.
Педагогическое воздействие всегда опосредуется С11ХОЛОГ11ЧССКИМ11 особенностями ребенка, и потому ха- рктер и эффективность воздействия определяются не рлько его объективными особенностями, но и тем, как 1ю воспринимается ребенком.
Сущность индивидуального подхода в воспитании Цклюпается в том, что общие цели воспитания конкре-
знруются в соответствии не только с возрастными, но с ни.тивидуальными особенностями. Особенно большое аченис индивидуальный подход имеет при перевос- аннн, г. е. в тех случаях, когда приходится не только >рМ11ринать у ребенка новые положительные качества. ) и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.
Опыт показывает, что отсутствие индивидуального -ода при перевоспитании приводит к тому, что даже югократно применяемые меры воздействия часто оста- лся безрезультатными.
Когда индивидуальные особенности учащихся не "аются в процессе обучения, более способные п
развитые задерживаются в своем умственном развит, V них снижается познавательная активность и те; усвоения материала, кроме того, у них могут сфор] роваться такие отрицательные качества, как лень, ? ответственное отношение к учению и пр. Слабые учет тем более страдают от отсутствия нндивндиуальн подхода.
Для осуществления индивидуального подхода } в обучении, так и в воспитании необходимо специалы изучение психологических особенностей детей. Для э го применяются различные методы: наблюдение, бесе, эксперимент, анкетирование, проблемные ситуации сиходиагностнка.
Ц. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В последние десятилетия накоплен значительный бъс, информации о методах изучения нндпвндуально- ихо.-югическпх особенностей учащихся. По мнению енгалистов. педагогов и психологов (А. Анастази,
1Г) 1 Т1Т;1
Дбрович, В. И. Войтко, 10. 3. Гильбух, К. М. Гуре- !Ч!д]).) оформилась спсцнальпая научно-практическая исцип.шпа <школьная пснходпагностнка>, в которой означились два взаимосвязанных направления: одно плставляет школьная психологическая служба (Н. П. нпкссва. И. В Дубровина, М. И. Лисина и Д1).),рсалп- смая в деятельности школьного психолога: второе - шагностнческая функция школьного учителя. Как аст профессор 10. 3. Гильбух, именно благодаря Ч111с.ц;скон психоднагностике> реализуется принцип :1!!алы1ого подхода к учащимся.
Каждый школьный учитель, в том числе и учитель ача.ьцых классов, может стать психодиагностом, осо- 11 сел; он будет сотрудничать с практическим 1!Х1"1
применяемпе в медицине, технике, химии, физноло- "" и ."ругих областях ппофссснопальной деятельности. шагиостнка - это теория и практика постановки "1!;;ч, которые отвечают на вопрос как ставить дпаг-
(""орстическая диагностика) и второе - сам про- "стаипвки диагноза (ппактпческая диагностика).
Лппюз может определять сущность, причины ка- "лпбо конкпстного неблагополучия с целью его "сния. Например, если что диагноз заболевания, """тся курс лечения. Если диагноз неисправности в "о. намечаются действия на исправление. Если устанавливает причины плохого поведения ре-
17
Пр1п1 е 06(1 коррекцнои
бепка, то роа.111зуются меры по устранению Подобного рода диагноз предполагает частичное 06(1
дованпе объекта, которое служит
действием.
Кроме того, диагноз предполагает всесторон обследование объекта с целью оцепить его общее ( тоянпе для профилактики, которое проводится предупреждения возможного отказа в ближайшем б) 1дем. В пснходпагпостпке могут быть поставлены и л гие задачи. Например, для профорнентацин. Школь диагностика - это практическое действие пспхол< учителя, базирующееся на использовании определен; научных знаний. В данном случае диагност не ста пель установить и описать общие закономерности. должен оказать конкретную помощь в устране) имеющегося неблагополучия в объекте - учащей учителе, коллективе и т. д. Школьный диагност доля уметь подвести конкретный случай под определен) явление общего характера. В частном увидеть типичк Например, на конкретном случае увидеть общее явле в школьной практике, именуемое <дидактогенией>.
Существует также профессиональная диагност. для определения профессиональной пригодности и пр< ориентации в школе для учащихся старших классов.
возможн1 исходя
Познание закономерностей развития психики онтогенезе включает не только их научное познание, и психодиагностическое. Возможность систематиче( осуществлять наблюдение за ребенком имеется у пе, гога и родителей. Школьный психолог такой и не имеет, он может лишь определить,
поставленного диагноза, характер и общее содержа таких воздействий. Реализовать их должны учителе родители.
операти
Нельзя недооценивать необходимость пеализовывать дидактические и воспитательные возд ствия со стороны педагогического коллектива (налД мер, получение информации <обратной связи>).
холога, комиетентнои
фигурой
Психологическую службу в шкое нельзя расемг ривать как деятельность одного только школьного п(1 хотя и являющегося главной, направляющее (И. В. Дубровина, К). 3. ГиЛ
бух, К. М. Гуревич и др.). Выдающийся психолог С Рубинштейн еще в сороковые годы определил один принципов психологии: ученика нужно изучать главн
1Г)1);130М в процессе его повседневной деятельности; читал целесообразным изучать детей, воспитывая и )бчая их. Это - единственно полноценный и плодо- цорный путь познания психологии детей.
Лиалпз процесса и результатов внедрения иснхоло- -пческнх знаний в практику школы показал, что традн- 1ЦОННЫЙ путь - непосредственное использование психо- шагностикн и психологических рекомендаций в практи- ке работы учителей требует от них хорошего уровня [сихологической подготовки, что не всегда является реальным по ряду объективных и субъективных причин. Капример, учитель не всегда имеет возможность свое- зремеино выявить причины разнообразных трудностей д учебно-воспитательной работе разного возраста и раз- ного типа личностей, преотолеть отклонения в интеллек- уальноП II эмоционально-волевой сфере, предупреждать прогнозировать конфликтные ситуации, связанные возрастно-ннднвндуальнымн особенностями.
Учитель обычными педагогическими средствами не теегда может справиться с проявлениями у ребенка чрезмерной чувствительности, замкнутости, боязни шко- ты. ответов на уроке (это особенно заметно в началь- ном звене школы), а также с систематическими кража- ми, ложью ребенка дома или в школе, побегами из .тома II 113 школы, отсутствии интереса к учебе, беспри- чинную утомляемость, затруднениями по усвоению одно- 1) 113 предметов, нарушениями речи нервного характеры (заикание, скороговорка), жалобами ребенка на систе- матические головные боли, бессоницу и т. п.
Школьная психологическая служба позволит фикси- ровать качественные изменения в психическом развитии "чащихся различных звеньев - начального, среднего и аршего, знать их возрастные и индивидуальные осо- бенное гн и помогать на основе этого педагогическому """ктнву школы использовать психодиагностнку и Угне средства и методы учебно-воспитательнои рабо- " е максимальной эффективностью.
На современном этапе существуют два направления ятельности школьной психологической службы - 1уальное и перспективное. Первое направление орн- "ровано на решение злободневных проблем, связаи- с различными трудностями в обучении и воспита- детей, нарушениями в их поведении, общении, "Р"Рва111111 личности и здесь необходим тщательно
19
огобраппый банк пспходпагиистнческих методик в со штствии с возрастными характеристиками.
Перспективное направление нацелено на развит индивидуальности каждого ребенка, на формирован] сто психологической готовности к созидательной жиз) п обществе. Психолог вместе с педагогом должен сод ствовать созданию психологических условий для раз; тпя способностей каждого учащегося. Уровень развит способностей у детей будет различным, поэтому разл иыми будут и задачи, которые будут решать вместе пс; <о.1ог и педагог.
Эти два направления неразрывно связаны меж, гобой: психолог, решая перспективные задачи, оказ вает совместно с учителем конкретную помощь нужда: щимся в ней ученикам, их родителям, опираясь ] психодиагностическую функцию учителя.
отношений де родителями и други
В задачи совместной деятельности практическо психолога и учителя входит выявление психологическ( готовности детей начального звена к школьному обу ник) (например, составить программу индивидуальн работы с ними с целью лучшей адаптации младш школьников к школе); разработка и реализация вмес Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|