Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школезами, стали ожидать от них предсказанных успехов. И не пассивно ожидать, а всячески помогать им в учеб- ной работе, поскольку считали, что в данном случае помощь обязательно даст богатые плоды. Так и полу- чилось на самом деле. Пусть не с каждым учеником в одинаковой мере, но получилось.
Вывод: нужно ко всем учащимся подходить с опти- мистической гипотизой, и тогда <самоисполняющимися> будут только оптимистические пророчества. Надо опа- тъся лишь недооценивать способности ребенка и не пяться их немного переоценить.
Школа, пишет Я. Корчак, - создает ритм часов, "еи и лет. Школьные работники должны удовлетворить одняшние нужды юных граждан. Ребенок - сущест- Разумное, он хорошо знает потребности, трудности и ехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не та""я Дисциплина, не недоверчивый контроль, а и" Договоренность, вера в опыт, сотрудничество "местная жизнь!>).
Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. с. 71.
59
IV. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
1. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
1. Составные компоненты психологической готовиостч ребенка к школе
Одним из важнеишнх итогов психическою развит к концу дошкольного дстсгва является психо.-югнческ готовность ребенка к школьному обучению.
Переход в школу - ва/кнын, переломнын момент жизни шести-семилетнего ребенка, это переход к но му образу жизни и новым условиям деятельности, вым взаимоотношениям со взрослыми и сверстника новому положению в обществе. Меняется ведущий 1 деятельности: учеба становится обязательной, обще венно значимой деятельностью; меняется социальная туация развития. >
Важным психообразованнем этого возраста явл ся формирование как деловых и познавательных, та личностных мотивов. Исследования А. А. Люблинс М. И. Лисиноп свидетельствуют, что в шесть лет пра ладает личностное общение. Развитие мотивов общей ибеспечивает им относительно глубокое и богатое зна< о свойствах окружающих взрослых, дети вместе с 1 ,1чше узнают себя, ибо они стремятся получить оЩ к своим качествам и своей деятельности. В этом возЦ сте, как считает А. Н. Леонтьев, интенсивно формнру ся личностные механизмы - соподчинение мотивов, п нятие нравственных норм, произвольность поведения.
Преобладающее число шестилетних детей способ) выполнять требования, связанные с усвоением элемО тарного учебного материала, и удовлетворительно спрЯ
нивой социальной ситуацией и с новым видом деятельности.
Составными компонентами психологической готоп- ти ребенка к школе является личностная, интеллек- " я1ьная и эмоционально-волевая готовность. р процессе планирования исследования школьноч рддсти детей, понимаемой нами как достижение ими дкоП степени в развитии личности, когда дети стано- способными принимать участие в школьном обуче- ц[1 следует учитывать три группы факторов, связанных особенностями: а) личности ребенка; б) интеллекту- альной деятельности: в) эмоционально-волевой, психо- моторной деятельносги ребенка.
Конкретизация программы исследования зависит также от тех результатов, которые могут быть получены на этапе предварительного сбора материала - информа- ции о ребенке (беседы с родителями, установление кон- такта между учителем и ребенком, беседа с воспитателя- ми детского учреждения и др.).
Предлагаем примерную схему изучения готовности ребенка к школе.
2. Личностная готовность
Пол личностной готовностьц шестилетнего ребенка к школе понимается сформированная потребность ребен- ка общаться с детьми и подчиняться интересам и приня- тым условностям детских групп готовность взять на се- бя социальную роль школьника в общественной ситуа- ции школьного обучения.
По мнению Л, И. Божовнч личностная готовность выражается в определенном, заинтересованном отноше- "II" к школе, учебной деятельности, к учителям, к само- му себе. Быть школьником - это уже осознаваемая сту- пенька к взрослости, на которои ребенок почувствует нтсльное отношение взрослых к учебе как важноп, рьезноп деятельности.
Исследование мотивов поступления в ШКОЛУ свиде- т>У10т о большон тяге дстси к обучению Одни дет,] 1т, что хотят учиться потому, что <Мче КУПЯТ крл- " сумку-портфель, и пенал, и фломастеры!>. <А мне Рту купи.ти!>. <А мне мама обещала ионугая купить! " п. Безусловно, внешние атрибуты школьноП жизни "ь привлекают детей, но это не самые главные, зна- Ые мотивы.
Школа прив.чекает старших дошколышкоп исдущщ типом ;ентс.ьиост11: <Хочу много знать>, Хочу научить ся на компьютере играть> и др. 1
Быть школьником - значит многое знать и многое уметь. Если у ребенка не сформирована личностная го-1 товность к социальной позиции школьника, то даже пр наличии нужного запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться в школе. Такие первоклассники отлича1 ются, например, инфантильным поведением в стонав школы, учатся, когда есть какой-то определенный пнте рее. Если интерес отсутствует, то задания ими выполня1 ются небрежно, наспех.
Негативное отношение к школе свидетельствует о ошибках семейного воспитания. Это, в основном, прояв ляется у тревожных детей, которых дома запугивают школой (<Если ты и в школе так читать будешь, одщ[ двойки в дневники ставить тебе будут!>, <Вот Лена отлич ннцей будет, а ты по часу с одним примером возишьсц тупица!>). Педагогу нужно будет работать с таки первоклассниками особенно терпеливо и чутко, чтоб изменить отрицательное отношение к школе. В данное случае, замечает Ш. А. Амонашвили, нужно иметь пед< гогическпй слух, который поможет реализовать просьб детей-- <Мы добрые от рождения, не делайте нас зл1 ми!>.
Положительное отношение к школе включает к интеллектуальные, так и эмоциональные компоненту т. к. новое социальное положение школьника отражав не только уважительное отношение к учителям, стад шим, его интерес к знанию, но и понимание необходимо С1ц II важности школьного обучения.
Особенно важным компонентом личностной гото ности ребенка к школе является формирование компц нпкативных качеств - умение общаться со сверстниг ми, войти в детское общество, сообща действовать сверстниками, уступать им в определенных обстоятелы пах 11.111 уметь, не обижая других, настоять на своем.
Как отмечают исследователи (Гильбух Ю. 3.. Кол1 минский Я. Л.. Панько Е. А. и др.). значительная 4301 трудностей в обучении связана с тем. что дети не моц долго слушать и слышать учителя, принимать задачу сосредотачиваться на учебном действии. Многие восп татели и учителя связывают эти особенности с нсразв тостью произвольности внимания, поведения, а так1
"з.111411ых познавательных процессов: восприятия, 1Ц)сд- дидспип, памяти, мышления, воображения.
Исследования М. И. Лисиной и других показали, ,о причины учебных трудностей первоклассников надо "екать и в сфере общения взрослых с ребенком, сложив- шегося к моменту его поступления в школу. Положи- тельное значение здесь имеет наличие у ребенка лично- ных форм общения со взрослым, не зависящих от кон- кретных ситуаций. Личностное общение характеризует- ся потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого.
Для ребенка, находящегося на таком уровне обще- ния, типично внимание ко взрослым, стремление к обще- нию с ними, уверенность в таком же стремлении и вни- мании к себе со стороны взрослых.
У шестилеток с высоким уровнем общения выявлена способность различать функции взрослого, соответствую- щие разным ситуациям общения (например, на улице, в магазине, общественном транспорте, больнице и т. и.). В связи с осознанием этих обстоятельств дети стремят- ся проявлять адекватное отношение к взрослым в ус- ловиях школы. Отсутствие же сформированной потреб- ности в подобном общении со взрослыми затрудняет про- цесс обучения.
Перечисленные выше особенности личностного попе- ДС1111Я шестилеток практический психолог и педагоги должны уметь прогнозироветь в процессе определения готовности ребенка к школьному обучению.
3. Интеллектуальная готовность
Уровень умственного развития ребенка долгое вре- мя определялся количеством выявленных знаний по объему словарного запаса. Мнение некоторых педагогов о том. что чем больше слов знает ребенок, тем он боль- ше разиит, не является истинным, а значит прнсмлнмым ""атслем в школьной психоднагпостпке. Дело в том, чго темп усвоения новых слов нс соответствус> темпу Развития детского мышления. Поэтому ошибочно думать, словарный запас и соответствующие умения и па;;ы- " то единственный эталон пнтелектуалыюн готоп- """ ребспкл к школе.
V п1/""э Л1. И., Сильвестру А. И. Исихслогня салюпозначпя " "1Ы!1жов. - Кишенев, 1083.
В об.1ас111 умственной, или соответственно в обд познания и отражения денствнтелыюсти считается] ными дефференцпрованное восприятие (нерцепти1 зрелость), преднамеренная концентрация внимания .шгическое мышление (способность постигать суй венные признаки и связи между явлениями, способа воспроизводить образец), рациональный подход к.. ствительности (относительное ослабление значения) тазии), логическое запоминание, использование слоа мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравщ обобщения, конкретизации, сериации), овладеш слуху разговорной речью и способность понимать дц символы и пользоваться ими, развитие тонкой мот( руки и зрительно-двигательной координации.
Важным критерием готовности ребенка к инте туальной деятельности является наличие познавг ных интересов, лежащих в основе научного знания пример, шестилетние дети способны усвоить не то отдельные факты о природе, но и знания о взаимод вин организма со средой, о зависимости между фс предмета и его функцией, потребностью и позеде
Однако высокого уровня познавательной деяте стц старшие дошкольники, достигают, если обуче> этот период направлено на активное развитие м< тельных процессов и является развивающим, орне ванным на зону ближайшего развития. 1
Школьному практическому психологу следует щ преднть переоценку умственных способностей ше(я ток учителем начальных классов. Логическая ф мышления хотя и доступна, но не является типнчи характерной для данного возрастного периода. О фичпость мышления данного возраста состоит в что итогом интеллектуального развития являются шнс формы наглядно-образного мышления, опирают ся па реальные действия с предметами н их заменит мн.
Проведенные в восьмидесятые годы исследоц убеждают, что данная форма мышления таит в себ зервы не меньше, чем логическое мышленне. выпО при этом свою специфическую функцию в общем 1 Кессе интел, 1сктуа.тьного развития детеп не точько кольного, но и младшего школьного возраста.
( "щность учебной деятельности состоит в присвое- уццых знаний. Ребенок начинает оперировать на- н"" 1 понятиями. Цель учения рассматривается не У ц плане приобретения знаний, а главным образом
п В !\аа пу11ии11111л дпаипп, <з 1"1а1зп1.цм ии<зи11 ,ц обогащения, <нерестранвання> личное т ребеп- в " мнению Д. Б. Эльконина, результатом учебной дыюсти, в ходе которой происходит усвоение на- понятий, является прежде всего изменение смо- ученика, его развитие.
Изменение-это приобретение ребенком новых сно- ддостей, т. е. новых способов действия с научными по- нятиями.
учебная деятельность есть прежде всего такая дея- дьность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, продуктом, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте> Таким образом, данная деятельность предполагает изменения: в уровне знаний, умений, навы- ков, обучаемости; в уровне сформированности отдель- ных сторон учебной деятельности; в умственных опера- циях, особенностью высокого уровня обучаемости явля- ется умение выделить учебную задачу н превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Подобная опера- ция требует от шестилетнего ребенка способности удив- ляться (Коломииский Я. Л.) и искать причины замечен- ной им перемены, новизны. Януш Корчак писал: <Поэт, это такой человек, который сильно радуется н сильно го- рюет, легко чувствует, волнуется н сочувствует. И дети такие. А философ - это такой человек, который глубо- ко вдумывается и обязательно желает знать, как все РСТЬ па самом деле. И опять дети такие...>".
Особого внимания требуют к себе дети шисллскту- "ьно пассивные, которые часто становятся слабоуснс- вающимн, 11,111 отстающими. Причина - в ограниченно- сти актуальных впечатлений, представлений н интере- сов. Гакие дети требуют пристального внимания - раз- вития кругозора и любознательности. Необходимо включать ребят в активную, осмыслсн- ятельность. в процессе которой они бы сами смог- "оД"ть все новые н новые свойства и качества
новые свойства
качества
1 Выготский Л. С Детская психология Соов. соч. Т. 4.-М.,1984.
"ика. """н Д. Б. Психология обучения младшего школь- ;, 74.
1966 ЇРк Я. Избранные педагогические произведения. М., -9326
предметов, замечать их сходства и различие. Нельзя лить от детских вопросов, с одной стороны, но нед. II сразу начинять их готовыми знаниями и ответами с другой.
4. Волевая готовность
К шести годам происходит оформление основу компонентов волевого действия: ставится цель, приД мается решение, определяется план действия. Одя; эти компоненты волевого деПствия носят еще незред характер, так как недостаточно развиты. Например меченные цели не всегда устойчивы, осознанны, а у жанне цели в большой степени определяется трудносд и длительностью выполяения того или иного задания
К старшему дошкольному возрасту, по мне> И. М. Сеченова, ребенок <мало-помалу эмансипируе в своих действиях от непосредственных влияний м риальной среды, в основу действий кладутся уже1 одни чувственные побуждения, но мысль и морал чувство; само действие получает через это определещ смысл и становится поступком>.
Исследования развития волевой готовности стар.ц дошкольников показывают, что в шестилетнем возр цель достигается успешнее при игровой мотивацг при оценке поведения со стороны сверстников и ( тих. Например, неуравновешенный, быстрый непс Виталик в условиях игры, исполняя роль часового, . го стоит у входа в <штаб армии>, выполняя инстру1 своего <командира>.
Произвольность в поведении шестилетнего реб проявляется в разных видах деятельности: в умении навыках письма, счета, рисования, игры на ипстру тах, танца, в заучивании стихотворения. Ребенок с ется отказаться от привлекательного занятия ради ручення взрослого, отказывается принять <горькую фету> (А. Н. Леонтьев), полому что неправильно ещ нены задания.
Наконец, шестилетка старается побороть страх, бы войти в кабинет зубного врача или сделать привц, он старается преодолеть боль, не заплакать, когда незаслуженно обижает старшин школьник. Ш. А. Ам швплн описывает поступок своего ученнка-шестил
1 Счнгв И. М. Пбачные фи.ссофск::с ; пс-слгиче -"и"5е;1е!:ия. !., 1947.
,. <Я был свидетелем, как этот мальчик прыжком ..рр, [знспнлся в слона... простите, в старшскласснн- " -горый отнял у Магры фломастеры и собирался бс- Мальчик этот с силой отбрасывал от себя пан- /то есть Лерн, но тот опягь набрасывался на него. начата было оцепенел от удивления увидеть столкно-
.,"0 неравных сил. Тут подоспели другие первоклас- 11 Старшеклассник испугался маленьких пантер, д на пол коробку с фломастерами и удрал. И был ,"дс ц этот день разговор в классе о добром-храбром дце Лерп. Я не упрекал его, почему он набросился ц старшеклассника, порвал свою рубашку, вывихнул пуку. и вообще, почему нарушил нашу общую дисципли- ну. Какую он нарушил дисциплину? Он восстановил справедливость, подвергнув себя опасности, вот что глав- ное! Зачем нам дисциплина без справедливости, зачем нам мнимое спокойствие, если оно способно притупить совесть?>.
Шестилетний ребенок оказывается способным сопод- чинять мотивы своего поведения. Поэтому в этом воз- расте необходимо развивать способность действовать по Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|