|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе" процессов. Есть дети, переживающие похвалу или
43
порицание легко, малозаметио, а есть такие, котод реагируют глубоко, даже болезненно. У одних воле активность отличается выраженной интенсивностью, д1 1ис п меньшей степени способны к преодолению преЩ С1вий на пути к цели. Так, у девочек раньше, чек мальчиков, проявляется способность к волевым усилит В то же время далеко не все определяете половы различиями. Существуют и ннднвндуально-тнпологН скис детерминангы, благодаря которым у отдельи мальчиков активность волевой деятельности не ни1 а выше, чем у сверстниц. Можно говорить и об иШ снвностси запоминания, мыслительной деятельности, 1 полненности общения и т. п.
Темперамент накладывает отпечаток и на тг сложные проявления, как направленность преимущ венно вовнутрь, на собственные переживания, ощу пня, установки, или направленность прежде всего ] нс, на окружающих, их воздействия и влияния. Скл ность к установлению контактов, общительность выраженная потребность в уединении, замкнутость, требность в лидерстве или желание быть ведом подчиняться более энергичному и решительному свед пику, вспыльчивость и сдержанность, ранимость и циональная устойчивость - эти и многие другие к ства и характеристики непредставимы без типолог ского начала. ]
Темперамент ребенка сам по себе не влияет на1 ведение, не может определить нравственность или 1 нравственность поступков, отзывчивость или черств по отношению к людям, интерес к природе или техн искренность или лживость.
Когда мы говорим о типологических особенно детей, нас интересует прежде всего то, как, каким собом, с какой скоростью, интенсивностью, ритми стью, устойчивостью они действуют, познают, общак
Речь идет о динамике становления психической днвндуальности ребенка в семье, о предрасположу к определенным воспитательным воздействиям и не ирнимчивости к другим, о диапазоне, в котором отд иые свойства и качества проявляются, формируются 1 стрее и легче, а другие либо не формируются вооб либо требуют значительных усилий со стороны учите н самих детей,
Каждый темперамент имеет свои плюсы ц мин позитивные н негативные характеристики. Активно
44
"ццоеть, небезразличие к происходящему сочетаются э" р1)11ьа с несдержанностью, вспыльчивостью, агрес- У (;1ыо. Жизнерадостность, общительность, подвиж- " (-аипмшика нс исключает легкомысленность, непо- " то привязанностей и интересов. Усидчивость, .пиная рассудительность флегматика иногда обора "ется косностью, инертностью, вялостью. Глубина. жиость эмоционального мира меланхолика воспринн- ", 1ся недостаточно близкими ему людьми как замкну- нерешительность, робость, застенчивость.
Слабый тип высшей нервной деятельности, который -~,ьше других беспокоит учителей и родителей, обла- я уникальными характеристиками, которых нет ни одного другого. Ребенок со слабой нервной системой го воспринимает самые малозаметные раздражители. Чем ниже порог чувствительности, тем слабее нервная (.тема, а значит и ниже работоспособность. Это понят- но ведь слабый тип, как чуткая антенна, улавливает все и всяческие внешние влияния. Ребенок заметит по лицу, что вы взволнованы, расстроены, удивлены, испуганы. Он услышит по интонации голоса в телефонной трубке, в каком вы сейчас состоянии.
А легкий в общении сангвиник, начинающий смеять- ся, как только вы засмеялись, все равно окажется более <толстокожим>. Он и готов бы откликнуться на чужую беду, помочь другому человеку, но не сумеет вовремя заметить, когда и кому эта помощь необходима. Сто1-п ли сетовать на пониженную выносливость слабого типа, если он отзывается, открыт всем ветрам.
Дети высокореактивные, отиосящися к слабому ти- пу, избегают новых ситуаций и зде.чтлени, стремятся к уединению. Эта защитная тактаадохраняетт перегрузок и нервных срывов. Напротив, дети низко- реактивиыс. с сильной нервной системой будут не впол- не осознанно, но настойчиво разнообразить свои заия- чя, расширягь круг знакомств, стимулируя тем самым "010 изначально невысокую реактивность. Так темпера- мент ЦЛНЯС1 ца направление, в котором вырабатывается """""луальиый стиль жизнедеятельности.
"становлено, что в учебе, занятиях спортом, овла.ю- "я профессиями приблизительно одинаковые успехи ,4 к людям с непохожими свойствами нервной 1 и. соответственно, характеристиками темпера- "э. За счет чего? За счет формирования самостоя- отвечающего возможностям индивидуальности
стиля, который, с одной стороны, тнполошческн об", .ювлен, а с другой, отвечает задачам определенной де тельности.
Так, хороший учитель удержит внимание всего клг са, хотя пришедшие к нему первого сентября дети нег хожи и по уровню готовности к обучению, и по спосс <остям, и по типам высшей нервной деятельности. Эт< учитель, найти которого для своих малышей мета каждая мать, следит за ритмом работы детей со слаб< нервной системой. Он понимает, что недопускающ переутомления режим, отсутствие резких переходов ; одного задания к другому. - суровая необходимо для некоторой части класса. В то же время он не у< екает из виду другую категорию детей, представите.); высоко подвижной нервной системы. Чтобы эти дети скучали и не отвлекали внимание других, им, наобор надо постоянно менять задания, виды деятельное формы подачи материала.
Сила нервной системы не имеет прямого, непоср ственного отношения к силе характера. Взаимосв) темперамента и характера нелинейна, она много сл< нее. Формируя у себя характер, человек учится упр лять своим темпераментом. Ну, а до того. как ребе1 окажется способным самостоятельно корректпров) свои типологические особенности, средой, активно вл ющей на развитие одних типологических черт и подаг пне Других, является семья, родители, круг близ? Значит, все дело в том, как семья строит взаимоот шення с ребенком, в каком направлении формирует индивидуальный стиль.
Какие признаки позволяют судить об нидивндуа ном стиле? Приемы, способы деятельности, складыв щиеся в устойчивую систему. Эта система, с одной < роны, обусловлена индивидуальными способностями бенка, а с другой - является средством приспособ ния к внешним условиям, объективным требовани Сумеют ли учителя учесть глубиино-индивндуаль) псобепности ребенка, требуя от него выполнения о1 деленных правил, норм, предписаний? Найдут ли я более эффективные для каждого темперамента вое гатсльные воздействия? Это в значительной степ определяется тем, как рано и насколько точно учи1 диагностирует тип нервной системы подрастаюп ребенка, черты его темперамента, а также темп, ка1 индивидуальный стиль будут формировать.
(.;1.псс1вуют и другие параметры, задающие направ- " психической индивидуальности ребенка. Одно ; например, напряжение, при решении контрольной т вызвать у разных детей и состояние нормальной рузки. и переутомление. Однотипные воспитательные действия оказываются благоприятными для одного д .тетей и ненужными для других типов.
Чтобы реализовать возможности коррекции отдель- нежелательных качеств детей, учителю необходимо начинать диагностику с первых недель пребывания их д школе, помня о том, что, например, свойства нервной кемы ребенка находятся в зависимости от воздейст- ,(д зоны ближайшего его окружения, атмосферы семьи. ог;[.) по натуре живые, подвижные, контактные дети живут однообразно, не находя выхода своей энергии, и ишены положительных эмоций, они могут в конце кон- цов вырасти не жизнерадостными сангвиниками, а не- уверенными в себе, тревожными, нерешительными, более напоминающими меланхоликов, (лОЯА М~и
Доорожелагельный же. здоровый, мягкий семейп1 климат, положительные поддержлвающие оценки близ- ких взрослых, в том числе и учителя, помогают детям с изначально высокой тревожностью и утомляемостыо стать увереннее и спокойнее.
По мнению Н. Г. Чернышевского, влияние условии жизни и воспитания на внешние качества и свойство несомненно. Он считал, что те люди, которым их стар- шие родные и знакомые внушают привычку держать себя с достоинством, почти все с ранних лет привыкаюг к плавности движений и речи. наоборот, в тех условиях, где считается надобной резкость движений и речи. почти все с молодости привыкают к сильной и быстрой жести- куляции, к проницательному и быстрому тону речи.
Исследования психологов показывают, что одним из ""формативных показателей психической инднвндуаль- "ост11 ребенка является их речь. Например, ребенок с "ДЫ1()1( нервной системоН. оценивая свои псрсжнвання. пользуется крайними, полярными выражениями от "ь 11лох(}>, II <ужасно> до <замечательно>, <лучше >. Слабый тин предпочитает средние оценки <так по-разному>, он избегает кранностен.
Педагогу, чтобы разделить возрастные и тнпологн- "е речевые особенностн детей, рекомендуется срас- речь сверстников (однолеток), причем желатель-
но одного пола, так как у девочк и мальчиков есть С1 специфика.
Был проведен такой эксперимент. Во второи пол вине рабочего дня, родители звонили домой своим детя ученикам начальных классов н задавали запрограмм рованный дежурный вопрос: <Ну, Петя (Оля, Ле; II т. п.), как дела?>. Петя отвечает спокойно: <Хорошс Оля звонко рапортует: <Нормально! Только тройку п лучила Исщзавля!>. Никита уныло н тихо мямлв
II К ?Л 1
<Хуже не бывают."Лена пыхтит в трубку, а пот всхлипывает и плачет: <Меня Вовка опять толкнул. Через несколько дней дежурные вопросы родителей ц лучали примерно такие ответы. <
Психологи считают, что чем больше диапазон, пе над между плюсом и минусом, тем выносливее, сле вательно, нервная система, допускающая резкие пе пады. Слабый тип, как правило, как бы заранее се страхует, оберегает, ставит защиту п поэтому отвеч; ровнее, радуется не так ярко и безоглядно и в отчаь впадает не так стремительно.
Учитель начального звена не должен забывать том, что существуют типичные для определенной воз] стной сгупенн проявления темперамента, которые мо1 затруднять диагностику. Например, тревожность и ] нульсивность, формирующиеся еще в преддошколы- II дошкольном детстве, поскольку связаны с защнтны функциями нервной системы, наибольший отпечаток кладывают на структуру психической индивидуально ребенка в младшем школьном возрасте, в условиях вого типа ведущей деятельности - учения.
Итак, индивидуальное своеобразие развития ней чсского склада ребенка зависит от возраста, от пс от особенностей темперамента н от того, как взрослы родители и учителя - относятся к этим особенност)
Не только темперамент, но и характер оказыв; снос влияние на индивидуально-типологические чер ослабляя их или усиливая в зависимости от социалЫ и личностной ценности.
В переводе с греческого характер означает-неча чекан. Как пнщст Л. С. Выгокий, <характер и е< социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, кристаллизовавшееся типическое поведение лично в борьбе за социальную позицию. Он есть отложе1 основной линии, лейтлинин жизни бессознательН
изнеиного плана, жизненного направления всех психо- цческих актов и функций>).
В характере отражаются устойчивые, типичные осо- , нностн поведения человека, его взаимоотношений с .ругающими, самые константные, привычные свой- тва Содержание характера проявляется в форме ииди- "дуально-своеобразных отношений к себе и людям, "збпрательной, индивидуализированной восприимчи- вости. активности. Зная характер ребенка, можно пред- дцдеть его действия в определенных обстоятельствах, прогнозировать поведение. Близкие люди, услышав о оиданион для окружающих выходке одного из чле- "1ов семьи, без особого труда скажут, случаен или нет обсуждаемый всеми поступок, достаточно достоверно предположат, что за данным поведенческим актом стоит, на что он был направлен.
Характер накладывает печать на любые побужде- ния. действия, настроения ребенка. Однако далеко не все ПОСТУПКИ, мысли, чувства могут быть его индикато- рами. Как это понимать? Дело в том, что характер складывается из отношений, которые благодаря своей устойчивости, повторяемости становятся характерными. Так история становления индивидуальности ребенка превращается из разрозненных, случайных эпизодов в единый жизненный путь, реальную биографию, внутри которой прошлые значимые события предопределяют,
(ЛЛР
БРсхарУённй ребеноТТ-адГиком зависит от обстоя- тельств, в которые попадает. С веселыми людьми он смеется, со сплетниками - сплетничает, с унылыми - тоскует. Это флюгер, ничего самостоятельно не опреде- ляющий, который живет, как в вечной ссылке, в плену случайных собЫ7ий и обстоятельств, перепадов собствен- ного настроения, самочувствия, работоспособности.
Характер нужен человеку, чтобы быть хозяином соб- ственной судьбы, полноправным автором своей жизни. " заботиться о его формировании следует с самого на- 1а жизненного пути. Характер является и условием, " продуктом преодоления всех и всяческих препятствий,
возникающих на пути развертывания индивидуаль- ности.
О темпераменте говорят, что он не может быть хо-
ря"т Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского ха- "а// Собр. соч. - М., 1983. -Т. 5, с. 156.
рОШИМ 11.111 Н.-ЮХПМ, 410 ВСС ЗаВИСИГ 01- усИСШНОСТН 1)або1К11 индивидуальною стиля жизнедеятельности,
и характере снлолин рядом,, мРчи услышать <отви ~1Мйл<лццйч"т, -иМмМм>- " Ч тнтельнын <1Тсвозмсжнын>;пГжелыи>, <вредны
Почему? Потому что в характере проявляется при стиость человека к судьбам других людей, от него висят поступки. Флегматичный ребенок может выра и деятельным, старательным, настойчивым, и пасс ным, безиннцнатнвным, ленивым. Ребенок с сильн уравновешенной, подвижной нервной системой, расту1 в благоприятной атмосфере, радует учителей энергш стыо и работоспособностью, но этот же первокласй может вследствие родительского попустительства о< заться неугомонным болтуном, паясничающим н реагирующим на замечания. Герои классической ба Стрекоза и Муравей вполне могут обладать одинаков мп свойствами нервной системы, иметь один темпе мент, ц в то же врея у них совершенно непохоя характеры, полярные жизненные перспективы.
Характер проявляется в том, как ведет себя ребеи каков он в деятельности, какие цели перед собой стад какими путями стремится к их достижению. На каж возрастном этапе те индивидуально неповторимые спо бы действий, в которых выражается характер, фикси ются, закрепляются прежде всего в рамках ведуь деятельности. Игра дошкольника, учение младш школьника, общение подростка со сверстниками - гл ные, основные виды деятельности, в которых рань отчетливее, ярче можно наблюдать тенденции развит характера ребенка, 1
Чертами характера становятся индивидуальные ( бенности, которые приобретают существенное значе1 в психическом складе данного ребенка, влияют на новные линии его поведения, определяют свойствем ему способы взаимодейсчвия с людьми.
Зная индивидуально-психологические особенна ребенка, умея определить его возраст, темпы развит взрослые могут выяснить, как их подрастающий ре нок относится к окружающим людям, какое вызыЩ ответное отношение к себе.
Мимика, пантомимпка, походка, поза, почерк, г зительные интонации речи - все это в большей меньшей степени оказывается подспорьем при попыт судить о чьем-либо характере. Однако главное в та диагностике - отношения. Не столь важно, в ка
, _, )
ребенок ироявляеТдУгораздо важнее содержа- Ф"1-ак доброжелательность по-разному выражается рд подвижных и инертных, терпеливых и безудерж-
Характер - известное постоянство личностных пси-
гпческих измерений, однако он на протяжении всей 11 развивается, меняется. Неправы взрослые, оправ- иаю1Ц1 неблаговидные поступки ребенка расхожим: .ну что поделаешь... Такой характер,..>. Вспоминается ддд1, ]1з мудрой сказки Е. Шварца <Обыкновенное удо>, который при первой же встрече объясняет вол- (лнку, что он - страшный человек, коварный, злопа- мятный деспот.
<- И самое обидное, что не я в этом виноват... - А кто же? Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|