|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школерисует еще себя непропорционально маленьким, то это мо/кст быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружаю- щие его активность подавляют, чрезмерно его контроли- р101. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с большими руками, длинными пальца- ми. Чаще всего это указывает на восприятие пунитив- иости, агрессивности этого члена семьи. То же значение имеет и презентация члена семьи вообще без рук - таким образом ребенок символическими средствами ог- раничивает его активность,
Голова - центр локализации <Я>, интеллектуальной II перцептивной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Уже в возрасте трех лет дети обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисо- вании других членов семьи пропускают голову, черты ли- ца или штрихуют все лицо, то это часто связано с конф- ликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Выражение лиц нарисованных людей также может "ыть индикатором чувств ребенка к нему. Однако надо "меть в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся Ч0.1СЙ, это своеобразный <штамп> в их рисунках, но это псо не означает, что дети так воспринимают окружаю- щих. Д.-;я интерпретации рисунка семьи выражения лиц "ячпмы только в тех случаях, когда они отличаются Руг от друга. В этом случае можно полагать, что ребе- " сознательно или бессознательно использует выраже-
пне Л1ца как сродстбо л.1Я выражения своего отношения - это характерно для старших детей.
Девочки больше, чем мальчики, уделяют пиимание рисованию лица, изображая болыле деталей. Они заме- чают, что их матери больше внимания уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентифи- кацию девочки. В рисунке мальчика это может быть связано с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостат- ки, формированием стернотипов женского поведения.
Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральнои агрессии. Если ребенок так изоб- ражает не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждеб- ностью этого человека к ребенку.
Существует закономерность, что с возрастом дети обогащают рисунок человека все новыми деталями, Де< тн до трех с половиною лет в большинстве рисуют <го- ловоногого>человеч11ка,а в семь лет презентуют ужебо- гатую схему тела. Каждому возрасту характерны опре- деленные детали, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.-> Если, скажем, ребенок семи лет не рисует одной и> деталей (голову, глаз, нос, рот, туловище, ноги), на этой следует обратить внимание. -
У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяютсйЭ- две разные схемы рисования индивидов разной полово принадлежности. Например, туловщие мужчины рису ется овальной формы, женщины - треугольной, либязд- ноловые различия выражаются другими средствами. Е<; ли ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половсЯЦ идентификации. Аналогичные детали и цвета в презента цин двух фигур, например, сына и отца, можно интерд претировать как стремление сына быть похожим на отц ца, идентификацию с ним, хсрощие эмоциональные коЯ чакты.
А и а л и ,з процесса рисования. При ан" лизе процесса рисования следует обращать внимание н а) последовательность рисования членов семьи; б) следовательность рисования деталей; в) стиран г) возвращение к уже нарисованным объектам, детал) фигурам; д) паузы; с) спонтанные комментарии.
Пшернретация процесса рисования и общем реали- :);.е1 тезис о том, что за динамическими характеристика- ми рисования кроются изменения мысли, актуализация ч .вств, напряжения, конфликты, они отражают значи- мость определенных деталей рисунка для ребенка. Ин- црпретация процесса рисования требует творческого включения всего практическою опыта психолога (педа- 1о1;1), его интуиции. Несмотря на большой уровень не- ипределенности, как раз этот уровень анализа дает час-
10 наиболее содержательную, глубокую, значимую ин- формацию. В своем анализе наметим лишь некоторые (клине тенденции.
Но нашим данным, около 38% детей первой рисуют фнпру мамы, 35% - себя, 17% - отца, 8% -~ братьев
11 сестер. Как при рассказе ребенок начинает с главно- го, так и в рисунке первым изображает наиболее зна- чимого, главного или наболее эмоционально близко- го человека. Такое частичное распределение, наверное, обусловлено тем, что в нашей культуре мать часто яв- ляется ядром семьи, выполняет наиболее важные функ- ции н семье, больше времени бывает с детьми, больше, чем другие уделяет им внимания. То, что дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Исходя из этого, последо- вательность рисования более информативна в тех случа- ях, когда ребенок, в первую очередь, рисует не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее значимое для ребенка лицо или человек, к которому он привязан.
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным к ней отно- шением,
Последовательность рисования членов семьи может быть достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации. Если первой на- рпсованнная фигура является самой большой, то нарисо- на схематично, не декорирована, то такая презентация Называет на воспринимаемую ребенком значимость ого лица, силу, доминирование в семье, но не указыва- на положительные чувства ребенка в его отношении. лнако если первая фигура нарисована тщательно, де- корирована, то можно подумать, что это ниболее люби- мый член семьи.
Как правило, дети, получив задание нарисовать
(-смыо, начинают рисовать 4.101108 семьи. Некоторые же дши сначала рисуют различные объекты, линию основа- пня, мебель, солнце и т. д., и лишь в конне приступают к изображению люден. Есть основание считать, что та- кая последовательность выполнения задания является своеобразной защнтнон реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдаеюя у детей с неблагополучной семенной сшуацпсй, но это также может быть следстви- ем плохого контакта ребенка с проводящим обследова- ние (собеседование).
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, об-ьсктов, деталеП, указывает на их значимость для ре- бенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так воз- вращение к рисованию тех же элементов рисунка соот- ветствует движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное, доминирующее переживание, свя- занное с определенными деталями рисунка.
Паузы перед рисованием определенных членов ссмы1, деталей чаще всего связаны с конфликтным отно- шением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или де таль. связанные с негативными эмоциями. -.
Стирание нарисованного, перерисовывание может; быть связано как с негативными эмоциями по отноше? пню к таким образом рисуемому члену семьи, так и позитивными. Решающее значение имеет конечный ре зультат рисования. Если стирание и перерисовывание н-.
привели к заметно лучшей графической презентации - можно судит ---- -- - -
му человеку.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл на рисованного. Поэтому к ним надо внимательно присл- шиваться и регистрировать. Также надо иметь в вид что кажущиеся и релевантные комментарии все же яв ляются средством ослабления внутреннего напряжение." и их появление выдает наиболее эмоционально <зара женные>> места рисунка. Это может помочь направит и вопросы после рисования и сам процесс интерпрет цни
В заключении отметим, что <Рисунок семьи> дос нен и детям с пониженным интеллектуальным развит
124
можно судить о конфликтном отношении ребенка к это
см. Лнализ таких рисунков, выполненных учащимися испомогательной школы, показывает, что дети <читают> сноп рисунки, вкладывая в них определенное эмоцио- нальное содержание. Характерно, что они адекватно осо- знают н оценивают свое одиночество в семье, улавлива- ют симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают отношение к членам семьи. Так, в ри- сунках были показаны ситуации отдаленности, отчуж- денности таких детей от родителей, образ <Я> помещал- ся вдали от других членов семьи, а в одном случае ребе- нок изобразил себя лежащим высоко на шкафу; дети изображали себя в стороне от братьев и сестер, причем характерен тот факт, что у несимпатичных членов се- мьи они не рисовали лиц.
6. ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ.
Тест тревожности, разработанный американскими психолагами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с дру- гими людьми.
Задачи данного метода: исследование тревожности у детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонени- ями в психическом развитии.
Тревожность рассматривается как вид эмоционально- го состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревож- ность, испытываемая человеком по отношению к опреде- ленной ситуации, зависит от его отрицательного эмоци- онального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повы- шенный уровень тревожности свидетельствует о недоста- точной эмоциональной приспособленности ребенка к тем 11.111 иным социальным ситуациям. Эксперименталььное определение степени тревожности раскрывает внутрен- нее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений Ребекка со сверстниками и взрослыми в семье, детском ду, школе.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок пред- ставляет некоторую типичную для жизни ребенка дош- (1Ы1ика или младшего школьника ситуацию.
Рис, 1. Игра с младшими детьми (Ребенок играет Двумя малышами.
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии Ребенок убегает от напада- ющего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Родители сидят в кресле спиной к ребенку, который идет к своей кроватке).
Рис. 7. Умывание (Ребенок умывается в ванной ком- нате).
Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом, ре- бенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. II. Собирание игрушек (Мать и ребенок убира- ют игрушки).
Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ре- бенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполяен в двух вариантах: для де- вочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на ри- сунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каж- дый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунка- ми детской головы, по размерам соответствующими кон- туру лица на рисунке. На одшом из дополнительных ри- сунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на ДРУ гом - печальное.
МЕТОДИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ТЕСТА ТРЕВОЖНОСТИ.
Рисунки предъявляются ребенку экспериментаторов в строго перечисленном порядке один за другим. БесвД проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку Р
сунок, экспериментатор дает ребенку инструкцию следу- ющего содержания:
1. Игра с младшими детьми. <Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или грустное? Он (она) играет с малышами>.
2. Ребенок и мама с младенцем. <Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или весе- .1ое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом>.
3. Объект агрессии. <Как ты думаешь, какое лицо бу- дет у этого ребенка, веселое или печальное?>.
4. Одевание. <Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одева- ется>.
5. Игра со старшими детьми. <Как ты думаешь, ка- кое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играт со старшими детьми>.
6. Укладывание спать в одиночестве. <Как ты дума- ешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или пе- чальное? 0н( она) идет спать>.
7. Умывание. <Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ван- ной>.
8. Выговор. <Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?>.
9. Игнорирвание. <Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое пли печальное?>.
10. Агрессивное нападение. <Как ты думаешь ка- кое лицо будет у этого ребенка, печальное или весе- .тос?>.
II. Уборка игрушек. <Как ты думаешь, какое ли- 1ю будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он ("на) убирает игрушки>.
12. Изоляция. <Как ты думаешь, какое лицо будет то1-о ребенка, печальное или веселое?>.
13. Ребенок с родителями. <Как ты думаешь, какое "Шо будет у этого ребеп1-,ч, веселое или печлльпое? Он "я) со своими мамой и напои>.
14. Еда в одиночестве. <Как ты думаешь, какое лн- 40 будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (пп:)) ест-.
"ччнаиис. кснепияентатор! Во н:зоеч-;аич<"
перссверативных
Р"з у оеоечка в инструкции чередуются названия выраже- -я .1ица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.
К . 1(
Протоколирование исследования.
Выбор ребенком соответсвующего лица и его сло- весные высказывания фиксируются в спецнялыюм про- токоле. бланки для которого должны быть подготовлены заранее.
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА
Имя: АлександрВозраст: 6 лет 10 месяцев;Дата: 12.11.93 г. РисунокВысказываниеВыбор веселое лицопечаль ное лицо
1. Игра с младшими детьми.
2. Ребенок и мать с младенцем.
3. Объект агрессии.
4. Одевание.
5. Игра со старшими детьми.
6. Укладывать спать в одиночестве.
7, Умывание.
8. Выговор.
9. Игнорирование.
10. Агрессивное нападе- ние.
11. Уборка игрушек.
12. И.юляния
13. Ребенок с родителя- ми.
14. Еда в одиночестве. 128
Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо. - Х
Х -
Потому что у него дети. Х
Я всегда беру спать иг- рушки.
Потому, что он умывается, Х
Гуляет с мамой, я люб- лю гулять с ней. Х
Потому, что малыш тут. Х
Потому, что кто-то отби- рает игрушки.
Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли -
Мама хочет уйти от него. Х
Мама и пана гуляют с ним, веселое лицо. Х
Пьет молоко, и я люблю. Х
Анализ данных.
Предлагаемые рисунки изображают типичные си- туации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.
Так рис. 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску;
- рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Аг- рссивное нападение) и 12 (Изоляция) имеют отрица- тельную эмоциональную окраску;
- рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одева- ние), 6 (Укладыванне саать в одиночестве), 7 (Умыва- ние), 9 (Игнорирование), II (Уборка игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.
Двусмысленные рисунки несут основную <проектив- ную нагрузку> - то, какой эмоциональный смысл при- дает им ребенок, указывает на его мироощущение и нор- мальный или травмирующий опыт общения. Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|