Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



14 страница


рисует еще себя непропорционально маленьким, то это  

мо/кст быть связано с чувством бессилия, собственной  

незначительности в семье, с ощущением, что окружаю-  

щие его активность подавляют, чрезмерно его контроли-  

р101. Интересны рисунки, в которых один из членов  

семьи нарисован с большими руками, длинными пальца-  

ми. Чаще всего это указывает на восприятие пунитив-  

иости, агрессивности этого члена семьи. То же значение  

имеет и презентация члена семьи вообще без рук -  

таким образом ребенок символическими средствами ог-  

раничивает его активность,  

 

Голова - центр локализации <Я>, интеллектуальной  

II перцептивной деятельности; лицо - самая важная  

часть тела в процессе общения. Уже в возрасте трех лет  

дети обязательно рисуют голову, некоторые части тела.  

Если дети старше пятилетнего возраста (нормального  

интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза,  

рот), это может указывать на серьезные нарушения в  

сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисо-  

вании других членов семьи пропускают голову, черты ли-  

ца или штрихуют все лицо, то это часто связано с конф-  

ликтными отношениями с данным лицом, враждебным  

отношением к нему.  

 

Выражение лиц нарисованных людей также может  

"ыть индикатором чувств ребенка к нему. Однако надо  

"меть в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся  

Ч0.1СЙ, это своеобразный <штамп> в их рисунках, но это  

псо не означает, что дети так воспринимают окружаю-  

щих. Д.-;я интерпретации рисунка семьи выражения лиц  

"ячпмы только в тех случаях, когда они отличаются  

Руг от друга. В этом случае можно полагать, что ребе-  

" сознательно или бессознательно использует выраже-  

 

пне Л1ца как сродстбо л.1Я выражения своего отношения  

- это характерно для старших детей.  

 

Девочки больше, чем мальчики, уделяют пиимание  

рисованию лица, изображая болыле деталей. Они заме-  

чают, что их матери больше внимания уделяют уходу за  

лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности  

взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании  

лица может указывать на хорошую половую идентифи-  

кацию девочки. В рисунке мальчика это может быть  

связано с озабоченностью своей физической красотой,  

стремлением компенсировать свои физические недостат-  

ки, формированием стернотипов женского поведения.  

 

Презентация зубов и выделение рта часты у детей,  

склонных к оральнои агрессии. Если ребенок так изоб-  

ражает не себя, а другого члена семьи, то это часто  

связано с чувством страха, воспринимаемой враждеб-  

ностью этого человека к ребенку.  

 

Существует закономерность, что с возрастом дети  

обогащают рисунок человека все новыми деталями, Де<  

тн до трех с половиною лет в большинстве рисуют <го-  

ловоногого>человеч11ка,а в семь лет презентуют ужебо-  

гатую схему тела. Каждому возрасту характерны опре-  

деленные детали, и их пропуск в рисунке, как правило,  

связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.->  

Если, скажем, ребенок семи лет не рисует одной и>  

деталей (голову, глаз, нос, рот, туловище, ноги), на этой  

следует обратить внимание. -  

 

У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяютсйЭ-  

две разные схемы рисования индивидов разной полово  

принадлежности. Например, туловщие мужчины рису  

ется овальной формы, женщины - треугольной, либязд-  

ноловые различия выражаются другими средствами. Е<;  

ли ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры  

того же пола, то можно говорить об адекватной половсЯЦ  

идентификации. Аналогичные детали и цвета в презента  

цин двух фигур, например, сына и отца, можно интерд  

претировать как стремление сына быть похожим на отц  

ца, идентификацию с ним, хсрощие эмоциональные коЯ  

чакты.  

 

А и а л и ,з процесса рисования. При ан"  

лизе процесса рисования следует обращать внимание н  

а) последовательность рисования членов семьи; б)  

следовательность рисования деталей; в) стиран  

г) возвращение к уже нарисованным объектам, детал)  

фигурам; д) паузы; с) спонтанные комментарии.  

 

 

 

Пшернретация процесса рисования и общем реали-  

:);.е1 тезис о том, что за динамическими характеристика-  

ми рисования кроются изменения мысли, актуализация  

ч .вств, напряжения, конфликты, они отражают значи-  

мость определенных деталей рисунка для ребенка. Ин-  

црпретация процесса рисования требует творческого  

включения всего практическою опыта психолога (педа-  

1о1;1), его интуиции. Несмотря на большой уровень не-  

ипределенности, как раз этот уровень анализа дает час-  

 

10 наиболее содержательную, глубокую, значимую ин-  

формацию. В своем анализе наметим лишь некоторые  

(клине тенденции.  

 

Но нашим данным, около 38% детей первой рисуют  

фнпру мамы, 35% - себя, 17% - отца, 8% -~ братьев  

 

11 сестер. Как при рассказе ребенок начинает с главно-  

го, так и в рисунке первым изображает наиболее зна-  

чимого, главного или наболее эмоционально близко-  

го человека. Такое частичное распределение, наверное,  

обусловлено тем, что в нашей культуре мать часто яв-  

ляется ядром семьи, выполняет наиболее важные функ-  

ции н семье, больше времени бывает с детьми, больше,  

чем другие уделяет им внимания. То, что дети первыми  

рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как  

возрастной характеристикой. Исходя из этого, последо-  

вательность рисования более информативна в тех случа-  

ях, когда ребенок, в первую очередь, рисует не себя и не  

мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее  

значимое для ребенка лицо или человек, к которому он  

привязан.  

 

Примечательны случаи, когда ребенок последней  

рисует мать. Часто это связано с негативным к ней отно-  

шением,  

 

Последовательность рисования членов семьи может  

быть достоверно интерпретирована в контексте анализа  

особенностей графической презентации. Если первой на-  

рпсованнная фигура является самой большой, то нарисо-  

на схематично, не декорирована, то такая презентация  

Называет на воспринимаемую ребенком значимость  

ого лица, силу, доминирование в семье, но не указыва-  

на положительные чувства ребенка в его отношении.  

лнако если первая фигура нарисована тщательно, де-  

корирована, то можно подумать, что это ниболее люби-  

мый член семьи.  

 

Как правило, дети, получив задание нарисовать  

 

(-смыо, начинают рисовать 4.101108 семьи. Некоторые же  

дши сначала рисуют различные объекты, линию основа-  

пня, мебель, солнце и т. д., и лишь в конне приступают  

к изображению люден. Есть основание считать, что та-  

кая последовательность выполнения задания является  

своеобразной защнтнон реакцией, при помощи которой  

ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени.  

Чаще всего это наблюдаеюя у детей с неблагополучной  

семенной сшуацпсй, но это также может быть следстви-  

ем плохого контакта ребенка с проводящим обследова-  

ние (собеседование).  

 

Возвращение к рисованию тех же членов семьи,  

об-ьсктов, деталеП, указывает на их значимость для ре-  

бенка. Как непроизвольные движения человека иногда  

показывают актуальное содержание психики, так воз-  

вращение к рисованию тех же элементов рисунка соот-  

ветствует движению мысли, отношению ребенка и может  

указывать на главное, доминирующее переживание, свя-  

занное с определенными деталями рисунка.  

 

Паузы перед рисованием определенных членов  

ссмы1, деталей чаще всего связаны с конфликтным отно-  

шением и являются внешним проявлением внутреннего  

диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок  

как бы решает, рисовать ему или нет человека или де  

таль. связанные с негативными эмоциями. -.  

 

Стирание нарисованного, перерисовывание может;  

быть связано как с негативными эмоциями по отноше?  

пню к таким образом рисуемому члену семьи, так и  

позитивными. Решающее значение имеет конечный ре  

зультат рисования. Если стирание и перерисовывание н-.  

 

привели к заметно лучшей графической презентации -  

можно судит ---- -- - -  

 

му человеку.  

 

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл на  

рисованного. Поэтому к ним надо внимательно присл-  

шиваться и регистрировать. Также надо иметь в вид  

что кажущиеся и релевантные комментарии все же яв  

ляются средством ослабления внутреннего напряжение."  

и их появление выдает наиболее эмоционально <зара  

женные>> места рисунка. Это может помочь направит  

и вопросы после рисования и сам процесс интерпрет  

цни  

 

В заключении отметим, что <Рисунок семьи> дос  

нен и детям с пониженным интеллектуальным развит  

 

124  

 

можно судить о конфликтном отношении ребенка к это  

 

 

 

см. Лнализ таких рисунков, выполненных учащимися  

испомогательной школы, показывает, что дети <читают>  

сноп рисунки, вкладывая в них определенное эмоцио-  

нальное содержание. Характерно, что они адекватно осо-  

знают н оценивают свое одиночество в семье, улавлива-  

ют симпатии и антипатии к себе со стороны членов  

семьи, передают отношение к членам семьи. Так, в ри-  

сунках были показаны ситуации отдаленности, отчуж-  

денности таких детей от родителей, образ <Я> помещал-  

ся вдали от других членов семьи, а в одном случае ребе-  

нок изобразил себя лежащим высоко на шкафу; дети  

изображали себя в стороне от братьев и сестер, причем  

характерен тот факт, что у несимпатичных членов се-  

мьи они не рисовали лиц.  

 

6. ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ.  

 

Тест тревожности, разработанный американскими  

психолагами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, позволяет  

исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду  

типичных для него жизненных ситуаций общения с дру-  

гими людьми.  

 

Задачи данного метода: исследование тревожности у  

детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонени-  

ями в психическом развитии.  

 

Тревожность рассматривается как вид эмоционально-  

го состояния, функция которого состоит в обеспечении  

безопасности субъекта на личностном уровне. Тревож-  

ность, испытываемая человеком по отношению к опреде-  

ленной ситуации, зависит от его отрицательного эмоци-  

онального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повы-  

шенный уровень тревожности свидетельствует о недоста-  

точной эмоциональной приспособленности ребенка к тем  

11.111 иным социальным ситуациям. Эксперименталььное  

определение степени тревожности раскрывает внутрен-  

нее отношение ребенка к определенной ситуации, дает  

косвенную информацию о характере взаимоотношений  

Ребекка со сверстниками и взрослыми в семье, детском  

ду, школе.  

 

Экспериментальный материал представляет собой 14  

рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок пред-  

ставляет некоторую типичную для жизни ребенка дош-  

(1Ы1ика или младшего школьника ситуацию.  

 

Рис, 1. Игра с младшими детьми (Ребенок играет  

Двумя малышами.  

 

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет  

рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).  

 

Рис. 3. Объект агрессии Ребенок убегает от напада-  

ющего на него сверстника).  

 

Рис. 4. Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает  

ботинки).  

 

Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребенок играет с  

двумя старшими детьми).  

 

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Родители  

сидят в кресле спиной к ребенку, который идет к своей  

кроватке).  

 

Рис. 7. Умывание (Ребенок умывается в ванной ком-  

нате).  

 

Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец,  

строго выговаривает ребенку за что-то).  

 

Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом, ре-  

бенок стоит в одиночестве).  

 

Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает  

у ребенка игрушку).  

 

Рис. II. Собирание игрушек (Мать и ребенок убира-  

ют игрушки).  

 

Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ре-  

бенка, стоящего в одиночестве).  

 

Рис. 13. Ребенок с родителями (Ребенок стоит между  

матерью и отцом).  

 

Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за  

столом, держа в руке стакан).  

 

Каждый рисунок выполяен в двух вариантах: для де-  

вочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика  

(на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на ри-  

сунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каж-  

дый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунка-  

ми детской головы, по размерам соответствующими кон-  

туру лица на рисунке. На одшом из дополнительных ри-  

сунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на ДРУ  

гом - печальное.  

 

МЕТОДИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ  

ТЕСТА ТРЕВОЖНОСТИ.  

 

Рисунки предъявляются ребенку экспериментаторов  

в строго перечисленном порядке один за другим. БесвД  

проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку Р  

 

сунок, экспериментатор дает ребенку инструкцию следу-  

ющего содержания:  

 

1. Игра с младшими детьми. <Как ты думаешь, какое  

у ребенка будет лицо, веселое или грустное? Он (она)  

играет с малышами>.  

 

2. Ребенок и мама с младенцем. <Как ты думаешь,  

какое лицо будет у этого ребенка, печальное или весе-  

.1ое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом>.  

 

3. Объект агрессии. <Как ты думаешь, какое лицо бу-  

дет у этого ребенка, веселое или печальное?>.  

 

4. Одевание. <Как ты думаешь, какое лицо будет у  

этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одева-  

ется>.  

 

5. Игра со старшими детьми. <Как ты думаешь, ка-  

кое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?  

Он (она) играт со старшими детьми>.  

 

6. Укладывание спать в одиночестве. <Как ты дума-  

ешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или пе-  

чальное? 0н( она) идет спать>.  

 

7. Умывание. <Как ты думаешь, какое лицо будет у  

этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ван-  

ной>.  

 

8. Выговор. <Как ты думаешь, какое лицо будет у  

этого ребенка, веселое или печальное?>.  

 

9. Игнорирвание. <Как ты думаешь, какое лицо  

будет у этого ребенка, веселое пли печальное?>.  

 

10. Агрессивное нападение. <Как ты думаешь ка-  

кое лицо будет у этого ребенка, печальное или весе-  

.тос?>.  

 

II. Уборка игрушек. <Как ты думаешь, какое ли-  

1ю будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он  

("на) убирает игрушки>.  

 

12. Изоляция. <Как ты думаешь, какое лицо будет  

то1-о ребенка, печальное или веселое?>.  

 

13. Ребенок с родителями. <Как ты думаешь, какое  

"Шо будет у этого ребеп1-,ч, веселое или печлльпое? Он  

"я) со своими мамой и напои>.  

 

14. Еда в одиночестве. <Как ты думаешь, какое лн-  

40 будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он  

(пп:)) ест-.  

 

"ччнаиис. кснепияентатор! Во н:зоеч-;аич<"  

 

перссверативных  

 

Р"з у оеоечка в инструкции чередуются названия выраже-  

-я .1ица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.  

 

К . 1(  

 

 

 

Протоколирование исследования.  

 

Выбор ребенком соответсвующего лица и его сло-  

весные высказывания фиксируются в спецнялыюм про-  

токоле. бланки для которого должны быть подготовлены  

заранее.  

 

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА  

 

Имя: АлександрВозраст: 6 лет 10 месяцев;Дата: 12.11.93 г.  

РисунокВысказываниеВыбор  

веселое лицопечаль ное лицо  

 

1. Игра с младшими  

детьми.  

 

2. Ребенок и мать с  

младенцем.  

 

3. Объект агрессии.  

 

4. Одевание.  

 

5. Игра со старшими  

детьми.  

 

6. Укладывать спать в  

одиночестве.  

 

7, Умывание.  

 

8. Выговор.  

 

9. Игнорирование.  

 

10. Агрессивное нападе-  

ние.  

 

11. Уборка игрушек.  

 

12. И.юляния  

 

13. Ребенок с родителя-  

ми.  

 

14. Еда в одиночестве.  

128  

 

Хочет ударить его стулом.  

У него грустное лицо. - Х  

 

Х -  

 

Потому что у него дети.  

Х  

 

Я всегда беру спать иг-  

рушки.  

 

Потому, что он умывается, Х  

 

Гуляет с мамой, я люб-  

лю гулять с ней. Х  

 

Потому, что малыш тут. Х  

 

Потому, что кто-то отби-  

рает игрушки.  

 

Печальное, потому что  

мама заставляет его, а  

он не хочет, не правда  

ли -  

 

Мама хочет уйти от него. Х  

 

Мама и пана гуляют с  

ним, веселое лицо. Х  

 

Пьет молоко, и я люблю. Х  

 

Анализ данных.  

 

Предлагаемые рисунки изображают типичные си-  

туации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.  

 

Так рис. 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со  

старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют  

положительную эмоциональную окраску;  

 

- рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Аг-  

рссивное нападение) и 12 (Изоляция) имеют отрица-  

тельную эмоциональную окраску;  

 

- рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одева-  

ние), 6 (Укладыванне саать в одиночестве), 7 (Умыва-  

ние), 9 (Игнорирование), II (Уборка игрушек) и 14  

(Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.  

 

Двусмысленные рисунки несут основную <проектив-  

ную нагрузку> - то, какой эмоциональный смысл при-  

дает им ребенок, указывает на его мироощущение и нор-  

мальный или травмирующий опыт общения.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 697
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 17 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 27 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 26 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 25 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 24 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 23 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 22 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 21 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 20 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 19 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 18 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 28 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 16 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 15 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 8 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 9 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 14 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 13 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 12 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 10 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 11 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 7 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 2 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 1 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 3 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 5 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 6 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь