Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



11 страница


же дважды нельзя.  

 

Диктант для второй серии  

 

<Соедините квадрат с треугольником, два треуголь-  

ника, треугольник с квадратом, два треугольника, еще  

раз два квадрата, квадрат с треугольником, два тре-  

угольника, треугольник с квадратом, квадрат с треуголь-  

ником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат  

с треугольником>.  

 

Диктант для третьей серии  

 

<Соединение два квадрата, квадрат с треугольником,  

Два треугольника, треугольник с квадратом, два квад-  

Рата, квадрат с треугольником, треугольник с квадра-  

том, квадрат с треугольником, два треугольника, тре-  

"ьник с квадратом, квадрат с треугольником, два  

реугольника, треугольник с квадратом, квадрат с тре-  

Уником, два треугольника>.  

 

Работка и анализ данных.  

 

Проводится качественный и количественный анализ.  

Количественный анализ. Подсчитываются ошибки,  

пущенные детьми. Правильными являются соедине-  

 

пня, соответствующие диктанту (ключу). Для выявят.  

ния ошибок работа ребенка сверяется с ключем. Не-  

правильными являются линии соединения, не предусмотС  

ренные диктантом, <разрывы> (пропуски <зон> соедн  

нения) между соединениями. 1  

 

Все остальные возможные виды ошибок не учит  

ваются, например, не считается ошибкой <разрыв  

между неправильными соединениями (или соединениям  

одно из которых ошибочно, а другое правильно).  

 

Качественный анализ. Раскрывается характер оцц  

бок, нарушения правил.  

 

2. ПРОЕКТИВНИЕ МЕТОДЫ  

В ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ  

 

1. Общая характеристика проективных методик  

 

Проективные методики (от лат. ресНо - выбр  

сыванне вперед) представляют собой специальную 1  

нику клиинко-экспериментального исследования тех с  

бенностеп личности, которые наименее доступны нее  

редственному наблюдению или опросу.  

 

Понятие проекции для обозначения этих мет  

было впервые использовано Л. К. Франком в 1939 го  

и несмотря на неоднократные попытки изменить их 1  

вание, закрепилось и является общепризнанным в 1  

хологической диагностике.  

 

Первое описание процесса проекции в ситуаций  

стимулами, допускающими их различную интерпра  

цию, принадлежит Генри Мюррею. Положения Г. М  

рея, в которых проекция рассматривается как ест<  

венная реакция человека действовать под влиянием 1  

их потребностей, интересов, всей психической оргай!  

цни, являются наиболее ранним приложением пон  

<проекция> к психологическому исследованию. По  

ник) Мюррея защитные механизмы, посредством кот(  

(согласно психоаналитическому истолкованию) внуч  

ние импульсы и чувства, неприемл-иемые для <Я>,  

писываются внешнему объекту и тогда проникают в  

нание как измененное восприятие окружающего ми)  

 

могуг проявиться, а могут и не проя-  

 

процсссе проекции  

виться.  

 

Современная нсиходнагносгика располагает боль-  

шим количеством проективных методов, отличающихся  

многими оттенками: тест чернильных пятен Роршаха,  

гест семейных отношений Л. Джексон, тесты неокончен-  

ных предложений Роттера, Томас, Матейчика и др., ри-  

совальные тесты Вартегга, Гудпнафа, Коха и др.  

 

За время своего существования это диагностичес-  

кое течение, широко проникающее в практику работы с  

детьми, оценивалось и оценивается неоднозначно: раз-  

нообразие взглядов от энтузиастского и правоверного от-  

ношения переходит к осторожной двойственности сужде-  

нии, доходя до отрицания.  

 

Наиболее существенным признаком проективных ме-  

тодик является использование в них неопределенных,  

неоднозначных (слабоструктуированных) стимулов, ко-  

торые испытуемый должен конструировать, развивать,  

дополнять, интерпретировать,  

 

В соответствии с проективной гипотезой каждое эмо-  

циональное проявление индивидуума, его восприятия,  

чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе  

отпечаток <модуса> личности. Личность проявляется  

тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, по-  

буждающие его к активности. Стимулы проективных ме-  

тодик приобретают смысл не только в силу их объектив-  

ного содержания, сколько в свсязи с личностным значе-  

нием, придаваемым им обследуемым. Отсюда характер-  

ное для проективных методик отсутствие оценки ответов-  

реакций как <правильных> или <ошибочных>, ограниче-  

ний в их выборе.  

 

Группа авторов под руководством чешского психо-  

лога И. Шванцары использует следующую классифика-  

цию Линдзея, где за основу принят способ реакции на  

симулирующую ситуацию:  

 

Ассоциационные способы (ребенок должен реаги-  

ровать первым словом или высказыванием - выз-  

ванным представлением).  

 

2. Конструктивные способы (ребенок образует или  

конструирует новое осмысленное целое, напри-  

мер, рассказ на основании картинки, мозаику из  

лепорелло и т. п,),  

 

Бу1рлачук Л, Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по  

логической диагностике. Киев: Наук. думка, 1989. 2С  

 

Пра" И. и др. Диагностика психического развитии.  

"Їа: Авиценум - медицинское издательство, 1978.-365  

 

3. Дополняющие способы (ребенок завершает наме-  

ченную стимулирующую ситуацию, например, до.  

полняет фразу или рассказ).  

 

4. Методы, основанные на выборе и распределении  

(ребенок выбирает или меняет структуру отдель.  

ных элементов стимулирующего поля).  

5 Экспрессивные методы (ребенка подвергаюттак<"  

стимулирующей ситуации, при которой мож]  

хорошо проводить оценку как характерного ст  

ля выражения самого себя, так и плана и резуд  

тата экспрессивной активности, например: в игр  

при психодраме, рисовании и т. д.).  

Данная классификация свидетельствует о свя;  

между психометрическими и проективными методами,  

также между диагностической и психотерапевтичсск(  

функциями. Использование проективных методик в де  

ской психологии имеет ряд преимуществ перед други-"  

технологиями. Прежде всего ребенок в большинстве с  

чаев принимает проективное испытание как игру,  

осознавая цели. У испытуемых могут легче проявитьс;  

менее благополучные черты в отличие от других опр  

ников. Кроме того, проективный тест облегчает полу  

ние той информации, которую ребенок непосредстве]  

выразить не в состоянии.  

 

В настоящее время проективные методики заним  

лидирующее положение в зарубежных исследова"  

личности, прежде всего в области клинической п<  

диагностики. Свидетельство тому специальные нау  

институты и общества, посвященные исключите  

проективным методикам периодические издания, сб  

ки и монографии; регулярно проводимые междун  

ные конгрессы. Интерес психологов сосредотачивае ,  

одной стороны, на исследовании самой концепции пр  

тивных методик (Мюррей, Маслинг, Бурлачук), с дд  

стороны, на валидности применяемых тестов (Мак  

лен, Цуллигер, Соколова Е. Т., Норакидзе В, Г. и  

 

Неудовлетворительная валидность большинства  

ективных испытаний не дает практическому псих  

права на то, чтобы диагностика детской личности <  

новывалась только (или преимущественным образо>  

результатах подобных испытаний. Результат интерп]  

ции проективной методики психолог всякий раз доа  

сравнивать с данными по остальным испытаниям,  

же с анамнестическими данными и с информацие  

обретенной в клиническом или проективном и""  

 

2. Направленность методики Р. Жиля  

 

Проективный тест-фильм Репе Жиля был оиуолико-  

дан в 1959 году (<золотой век> создания проективных  

методик: тест детской апперцепции Л. и С. Белла к -  

1949, тест семеПных установок Л. Джексон -1952, тесг  

емейных отношений Д. Лнтони и Е. Бине--1957, тест  

аттнтюдов детей Д. Каган и Д. Лемкнн - 1960).  

 

Данная детская проективная методика предназначу-  

ца для индивидуального исследования сферы межлич-  

ностных отношений ребенка в возрасте от 5 до 15 лег и  

его восприятия внутрисемейных отношений.  

 

Цель методики состоит в изучении социальной при-  

способленности ребенка, а также его взаимоотношений  

с окружающими.  

 

Методика является визуально-вербальной, согласно  

классификации Линдзея относится к проективным ме-  

тодикам, основанным на выборе и распределении. Про-  

ективность данной методики относительно невелика. Те-  

ст-фильм Р. Жиля представляет собой переходную фор-  

му между анкетой и проективным тестом, 0н состоит из  

42 стандартных картинок с изображением детей или  

детей и взрослых, а также тестовых заданий.  

 

Простота и схематичность, отличающие тест-фильм  

Р. Жиля, не только делают его более легким для испы-  

туемого ребенка, но и дают возможность относительно  

большей его формализации и квантификации. Выступая  

как инструмент глубинного изучения особенностей лич-  

ности, ускользающих при использовании традиционных  

психодиагностических методик, тест-фильм позволяет  

представить результаты психологического обследования  

по ряду переменных и количественно.  

 

Неоспоримым преимуществом данной проективной  

детской методики в исследовательской и клинической  

деятельности является то, что благодаря характеру изо-  

"Рения на картинках тест-фильм. Р. Жиля относи-  

ьио пригоден для любых культур и этносов. В этом  

о большое преимущество перед другими видами дет-  

их проективных методик,  

 

3. Организация и проведение методики  

 

Приступая к тестированию, практическому психоло-  

"Обходимо вспомнить, что ширина и глубина, а так-  

цдРДс всего) правильность психологического за-  

я является в огромной степени результатом ус-  

 

потного личного взаимодействия психолога с испЬг  

мым ребенком. Особенно это касается нсиходиагнос  

ческой работы с отдельными детьми в ранний пед  

детского развития, в пубертатнын период, в юност  

тревожными II акцентуированными .шчностями. Уста  

вившееся положительное отношение к психологу д  

минируется затем авторитетом его профессиональное  

осознанием целесообразности исследованип и чувств  

симпатии. 1  

 

С маленькими детьми желате.пио провести иссл  

ванне как игру, а не тест: <Знаешь ли ты как сним<  

кино? Сначала надо написать сценарий, где все бу  

подробно рассказано о героях и их жизни. Давай щ  

шем сценарии фильма о теб...> В случаях работы с д<  

ми, которые понимают, что с ними проводят тест, с б  

тующими подростками, психологу необходимо прояд  

значительную терпеливость, приспособляемость, и над  

чивость, открыто признать факт проведения исслед  

ния, но убедительно разъяснить ребенку, что этот 1  

нужен для его пользы.  

 

Конечно, не может быть представлен единый ц  

лон, по которому бы строились отношения психоло  

ребенка. Эти отношения зависят от многих факторов  

особенностей личности испытуемого, его возраста, д  

хического состояния, цели исследования и, соответстп)  

но, отношения к нему испытуемого, особенностей ли  

сти психолога, его этики, эрудиции, культуры, проя  

емого участия в ребенке, попавшем в тестовую сн  

цик). Л  

 

Перед началом работы с методикой ребенку соощ  

ется, что от него ждут ответов на вопросы по картин  

Необходимо держать картинки вне видимости испьГ)  

мого, кроме той, по которой он в данный момент р  

тает. Ребенок рассматривает рисунок, слушает плЩ  

тает вопросы самостоятельно и отвечает.  

 

Ребенок должен выбрать себе место среди изс  

женных людей, либо идентифицировать себя с пер(  

жем, занимающим то или иное место в группе, 0н"  

жет выбрать его ближе или дальше от определен  

лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается ]  

рать типичную форму поведения, причем некоторые  

дания строятся по типу социометрических.  

 

В связи с большим объемом тестовых задан  

такими возрастными особенностями детей-дошкольнЯ  

как утомление, неспособность к длительному (до 39  

 

Ї0  

 

II выше) удержанию внимания, можно и нужно ог-  

"дичить тест теми только заданиями, которые направ-  

1 ца освещение отношелпя ребенка к некоторым ок-  

ухающим его людям (скажем, только к другу или нод-  

е) и явлению (стремлению к общению с другими  

щи в больших группах). 1 Представить, какой именно  

"реде.ченной проблемой озабочен человек, практичес-  

у психологу, либо учшелю, может помочь примене-  

ние следующих методов: целенаправленное наблюдение,  

"идгностическос интервью с ребенком и родителями,  

диализ анамнестических данных. Вторым вариантом ис-  

пдльзования теста-фильма в работе с детьми дошколь-  

ного возраста может быть проведение методики в два-  

,1-рц приема (часть заданий сегодня, часть-завтра...).  

 

Полная процедура исследования школьников, подро-  

стков и юношей с иомощьыо методики Р. Жиля зани-  

мает в среднем 35-40 минут.  

 

5. Качественная и количественная обработка  

результатов исследования  

 

Психологический материал, характеризующий систе-  

му личностных отношений ребенка, можно условно раз-  

делить на две большие группы переменных:  

 

1. Переменные, характеризующие конкретно-личносг-  

ные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью:  

2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами;  

5) бабушкой и дедушкой; 6) другом или подругой: 7)  

учителем (воспитателем или другим авторитетным для  

ребенка лицом).  

 

2. Переменные, характеризующие особенности само-  

го ребенка и проявляющиеся в различных отношениях:  

1) любознательность; 2) доминантность; 3) общитель-  

ность; 4) отгороженность; 5) социальная адекватность.  

 

И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева, проводившие в  

1978 году работу по адаптации теста-фильма Р. Жиля,  

также выделяют всего 12 признаков, по которым осуще-  

ляется качественная оценка системы личностных от-  

ношений ребенка:  

 

отношение к матери;  

отношение к отцу;  

 

отношение к матери и отцу как семейной чете;  

отношение к братьям и сестрам;  

отношение к бабушке и дедушке;  

отношение к другу (подруге);  

 

- отношение к учнтс.по (авторитетному взро  

 

му);  

- отношение, сгрем.ченне к дом11Н1Ц)онанню в  

 

не;  

- любознательность:  

- общительность;  

- отгороженность от других, стремление к  

нению;  

- социальная адекватност>) поведения.  

Помимо качественной оценки результатов все п

затели (переменные) получают свое количественное  

ражение. Отношение к определенному лицу выражай  

количеством выборов данного лица, исходя из ма1  

мального числа заданий, направленны: на выявят  

соответствующего отношения (см. таблицу).  

 

№№ п/пНазвание шкалыХ>№ заданий  

].Отношение к матери1-4, 8-15, 17- 27-38, 40-4219,  

2.Отношение к отцу1-5, 8-15, 17- 37, 40-421>, 17,  

3.Отношение к матери и отцу как семейной чете1-4, 6-8, 14, 19  

4.Отношение к братьям и сестрам1, 2, 4, 5, 6, 8- 30, 40, 4219,  

о.Отношение к бабушке и дедушке1, 4, 7-13, 17- 30, 40, 4119,  

6.Отношение к другу (по-Друге)1, 4, 8-19, 25, 33-35, 4030,  

7,Отношение к учителю (авторитетному взрослому)1, 4, 5, 9, 11, 13, 19. 26, 28-30, 3217,  

8.Любознательность5, 22-24,26, 28-Э2  

9.Доминантность20-22, 39  

10.Общительность16, 22-24  

11.Закрытость, отгороженность9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40- 42  

12.Социальная адекватность поведения9, 25, 28, 32-38  

Изучение структуры конкретно-личностных отЯ  

нпи здоровых детей и детей-эпитептиков подтвер  

 

ущук) валндность теста (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Нг-  

тьева). И несмотря на то, что необходима дальней-  

дя работа по изучению валидности теста-фильма ене  

,1ля, проведенные нами в 1992-1993 годах, разновоз-  

стные исследования свидетельствуют о значительной  

[агностической ценности данных, получаемых с по-  

щьной данной методики.  

 

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ  

Р. ЖИЛЯ  

 

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обо-  

значь крестиком, где сядешь ты.  

 

ПА МАИА  

(01  

 

С  

 

1  

 

 

1Ь-  

 

Ш  

 

2. Обозначь крестиком, где сядешь ты  

 

Я  

МАМд А  

 

РАТ  

 

С-ТРА  

 

1  

 

4. А теперь размести несколько человек и себя во  

руг этого стола. Обозначь их родственные отношеи  

(папа, мама, брат, сестра) или (Друг, товарищ, од>  

классник).  

 

1  

9. Решено преподнести одному человеку сюрприД  

 

Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может 6141  

тебе все равно? Напиши ниже. .1  

 

1  

 

10. Ты имеешь возможность уехать на несколь  

дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два сзд  

бодных места: одно для тебя, второе для другого че.Ц1  

века. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. Ц  

 

II. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. К(Л  

первому ты расскажешь об этой неприятности? НапиД  

ниже. II  

 

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойт.и к зубД  

му врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдеД  

один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудьД  

кто этот человек? Напиши. Д  

 

13. Т сдал экзамены. Кому первому ты рассД  

жешь о? <-ом? Напиши ниже. ,Д  

 

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь кре




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 729
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь