|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школеже дважды нельзя.
Диктант для второй серии
<Соедините квадрат с треугольником, два треуголь- ника, треугольник с квадратом, два треугольника, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два тре- угольника, треугольник с квадратом, квадрат с треуголь- ником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат с треугольником>.
Диктант для третьей серии
<Соединение два квадрата, квадрат с треугольником, Два треугольника, треугольник с квадратом, два квад- Рата, квадрат с треугольником, треугольник с квадра- том, квадрат с треугольником, два треугольника, тре- "ьник с квадратом, квадрат с треугольником, два реугольника, треугольник с квадратом, квадрат с тре- Уником, два треугольника>.
Работка и анализ данных.
Проводится качественный и количественный анализ. Количественный анализ. Подсчитываются ошибки, пущенные детьми. Правильными являются соедине-
пня, соответствующие диктанту (ключу). Для выявят. ния ошибок работа ребенка сверяется с ключем. Не- правильными являются линии соединения, не предусмотС ренные диктантом, <разрывы> (пропуски <зон> соедн нения) между соединениями. 1
Все остальные возможные виды ошибок не учит ваются, например, не считается ошибкой <разрыв между неправильными соединениями (или соединениям одно из которых ошибочно, а другое правильно).
Качественный анализ. Раскрывается характер оцц бок, нарушения правил.
2. ПРОЕКТИВНИЕ МЕТОДЫ В ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
1. Общая характеристика проективных методик
Проективные методики (от лат. ресНо - выбр сыванне вперед) представляют собой специальную 1 нику клиинко-экспериментального исследования тех с бенностеп личности, которые наименее доступны нее редственному наблюдению или опросу.
Понятие проекции для обозначения этих мет было впервые использовано Л. К. Франком в 1939 го и несмотря на неоднократные попытки изменить их 1 вание, закрепилось и является общепризнанным в 1 хологической диагностике.
Первое описание процесса проекции в ситуаций стимулами, допускающими их различную интерпра цию, принадлежит Генри Мюррею. Положения Г. М рея, в которых проекция рассматривается как ест< венная реакция человека действовать под влиянием 1 их потребностей, интересов, всей психической оргай! цни, являются наиболее ранним приложением пон <проекция> к психологическому исследованию. По ник) Мюррея защитные механизмы, посредством кот( (согласно психоаналитическому истолкованию) внуч ние импульсы и чувства, неприемл-иемые для <Я>, писываются внешнему объекту и тогда проникают в нание как измененное восприятие окружающего ми)
могуг проявиться, а могут и не проя-
процсссе проекции виться.
Современная нсиходнагносгика располагает боль- шим количеством проективных методов, отличающихся многими оттенками: тест чернильных пятен Роршаха, гест семейных отношений Л. Джексон, тесты неокончен- ных предложений Роттера, Томас, Матейчика и др., ри- совальные тесты Вартегга, Гудпнафа, Коха и др.
За время своего существования это диагностичес- кое течение, широко проникающее в практику работы с детьми, оценивалось и оценивается неоднозначно: раз- нообразие взглядов от энтузиастского и правоверного от- ношения переходит к осторожной двойственности сужде- нии, доходя до отрицания.
Наиболее существенным признаком проективных ме- тодик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктуированных) стимулов, ко- торые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать,
В соответствии с проективной гипотезой каждое эмо- циональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток <модуса> личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, по- буждающие его к активности. Стимулы проективных ме- тодик приобретают смысл не только в силу их объектив- ного содержания, сколько в свсязи с личностным значе- нием, придаваемым им обследуемым. Отсюда характер- ное для проективных методик отсутствие оценки ответов- реакций как <правильных> или <ошибочных>, ограниче- ний в их выборе.
Группа авторов под руководством чешского психо- лога И. Шванцары использует следующую классифика- цию Линдзея, где за основу принят способ реакции на симулирующую ситуацию:
Ассоциационные способы (ребенок должен реаги- ровать первым словом или высказыванием - выз- ванным представлением).
2. Конструктивные способы (ребенок образует или конструирует новое осмысленное целое, напри- мер, рассказ на основании картинки, мозаику из лепорелло и т. п,),
Бу1рлачук Л, Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по логической диагностике. Киев: Наук. думка, 1989. 2С
Пра" И. и др. Диагностика психического развитии. "Їа: Авиценум - медицинское издательство, 1978.-365
3. Дополняющие способы (ребенок завершает наме- ченную стимулирующую ситуацию, например, до. полняет фразу или рассказ).
4. Методы, основанные на выборе и распределении (ребенок выбирает или меняет структуру отдель. ных элементов стимулирующего поля). 5 Экспрессивные методы (ребенка подвергаюттак<" стимулирующей ситуации, при которой мож] хорошо проводить оценку как характерного ст ля выражения самого себя, так и плана и резуд тата экспрессивной активности, например: в игр при психодраме, рисовании и т. д.). Данная классификация свидетельствует о свя; между психометрическими и проективными методами, также между диагностической и психотерапевтичсск( функциями. Использование проективных методик в де ской психологии имеет ряд преимуществ перед други-" технологиями. Прежде всего ребенок в большинстве с чаев принимает проективное испытание как игру, осознавая цели. У испытуемых могут легче проявитьс; менее благополучные черты в отличие от других опр ников. Кроме того, проективный тест облегчает полу ние той информации, которую ребенок непосредстве] выразить не в состоянии.
В настоящее время проективные методики заним лидирующее положение в зарубежных исследова" личности, прежде всего в области клинической п< диагностики. Свидетельство тому специальные нау институты и общества, посвященные исключите проективным методикам периодические издания, сб ки и монографии; регулярно проводимые междун ные конгрессы. Интерес психологов сосредотачивае , одной стороны, на исследовании самой концепции пр тивных методик (Мюррей, Маслинг, Бурлачук), с дд стороны, на валидности применяемых тестов (Мак лен, Цуллигер, Соколова Е. Т., Норакидзе В, Г. и
Неудовлетворительная валидность большинства ективных испытаний не дает практическому псих права на то, чтобы диагностика детской личности < новывалась только (или преимущественным образо> результатах подобных испытаний. Результат интерп] ции проективной методики психолог всякий раз доа сравнивать с данными по остальным испытаниям, же с анамнестическими данными и с информацие обретенной в клиническом или проективном и""
2. Направленность методики Р. Жиля
Проективный тест-фильм Репе Жиля был оиуолико- дан в 1959 году (<золотой век> создания проективных методик: тест детской апперцепции Л. и С. Белла к - 1949, тест семеПных установок Л. Джексон -1952, тесг емейных отношений Д. Лнтони и Е. Бине--1957, тест аттнтюдов детей Д. Каган и Д. Лемкнн - 1960).
Данная детская проективная методика предназначу- ца для индивидуального исследования сферы межлич- ностных отношений ребенка в возрасте от 5 до 15 лег и его восприятия внутрисемейных отношений.
Цель методики состоит в изучении социальной при- способленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, согласно классификации Линдзея относится к проективным ме- тодикам, основанным на выборе и распределении. Про- ективность данной методики относительно невелика. Те- ст-фильм Р. Жиля представляет собой переходную фор- му между анкетой и проективным тестом, 0н состоит из 42 стандартных картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также тестовых заданий.
Простота и схематичность, отличающие тест-фильм Р. Жиля, не только делают его более легким для испы- туемого ребенка, но и дают возможность относительно большей его формализации и квантификации. Выступая как инструмент глубинного изучения особенностей лич- ности, ускользающих при использовании традиционных психодиагностических методик, тест-фильм позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Неоспоримым преимуществом данной проективной детской методики в исследовательской и клинической деятельности является то, что благодаря характеру изо- "Рения на картинках тест-фильм. Р. Жиля относи- ьио пригоден для любых культур и этносов. В этом о большое преимущество перед другими видами дет- их проективных методик,
3. Организация и проведение методики
Приступая к тестированию, практическому психоло- "Обходимо вспомнить, что ширина и глубина, а так- цдРДс всего) правильность психологического за- я является в огромной степени результатом ус-
потного личного взаимодействия психолога с испЬг мым ребенком. Особенно это касается нсиходиагнос ческой работы с отдельными детьми в ранний пед детского развития, в пубертатнын период, в юност тревожными II акцентуированными .шчностями. Уста вившееся положительное отношение к психологу д минируется затем авторитетом его профессиональное осознанием целесообразности исследованип и чувств симпатии. 1
С маленькими детьми желате.пио провести иссл ванне как игру, а не тест: <Знаешь ли ты как сним< кино? Сначала надо написать сценарий, где все бу подробно рассказано о героях и их жизни. Давай щ шем сценарии фильма о теб...> В случаях работы с д< ми, которые понимают, что с ними проводят тест, с б тующими подростками, психологу необходимо прояд значительную терпеливость, приспособляемость, и над чивость, открыто признать факт проведения исслед ния, но убедительно разъяснить ребенку, что этот 1 нужен для его пользы.
Конечно, не может быть представлен единый ц лон, по которому бы строились отношения психоло ребенка. Эти отношения зависят от многих факторов особенностей личности испытуемого, его возраста, д хического состояния, цели исследования и, соответстп) но, отношения к нему испытуемого, особенностей ли сти психолога, его этики, эрудиции, культуры, проя емого участия в ребенке, попавшем в тестовую сн цик). Л
Перед началом работы с методикой ребенку соощ ется, что от него ждут ответов на вопросы по картин Необходимо держать картинки вне видимости испьГ) мого, кроме той, по которой он в данный момент р тает. Ребенок рассматривает рисунок, слушает плЩ тает вопросы самостоятельно и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изс женных людей, либо идентифицировать себя с пер( жем, занимающим то или иное место в группе, 0н" жет выбрать его ближе или дальше от определен лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается ] рать типичную форму поведения, причем некоторые дания строятся по типу социометрических.
В связи с большим объемом тестовых задан такими возрастными особенностями детей-дошкольнЯ как утомление, неспособность к длительному (до 39
Ї0
II выше) удержанию внимания, можно и нужно ог- "дичить тест теми только заданиями, которые направ- 1 ца освещение отношелпя ребенка к некоторым ок- ухающим его людям (скажем, только к другу или нод- е) и явлению (стремлению к общению с другими щи в больших группах). 1 Представить, какой именно "реде.ченной проблемой озабочен человек, практичес- у психологу, либо учшелю, может помочь примене- ние следующих методов: целенаправленное наблюдение, "идгностическос интервью с ребенком и родителями, диализ анамнестических данных. Вторым вариантом ис- пдльзования теста-фильма в работе с детьми дошколь- ного возраста может быть проведение методики в два- ,1-рц приема (часть заданий сегодня, часть-завтра...).
Полная процедура исследования школьников, подро- стков и юношей с иомощьыо методики Р. Жиля зани- мает в среднем 35-40 минут.
5. Качественная и количественная обработка результатов исследования
Психологический материал, характеризующий систе- му личностных отношений ребенка, можно условно раз- делить на две большие группы переменных:
1. Переменные, характеризующие конкретно-личносг- ные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью: 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом или подругой: 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка лицом).
2. Переменные, характеризующие особенности само- го ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: 1) любознательность; 2) доминантность; 3) общитель- ность; 4) отгороженность; 5) социальная адекватность.
И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева, проводившие в 1978 году работу по адаптации теста-фильма Р. Жиля, также выделяют всего 12 признаков, по которым осуще- ляется качественная оценка системы личностных от- ношений ребенка:
отношение к матери; отношение к отцу;
отношение к матери и отцу как семейной чете; отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке и дедушке; отношение к другу (подруге);
- отношение к учнтс.по (авторитетному взро
му); - отношение, сгрем.ченне к дом11Н1Ц)онанню в
не; - любознательность: - общительность; - отгороженность от других, стремление к нению; - социальная адекватност>) поведения. Помимо качественной оценки результатов все п затели (переменные) получают свое количественное ражение. Отношение к определенному лицу выражай количеством выборов данного лица, исходя из ма1 мального числа заданий, направленны: на выявят соответствующего отношения (см. таблицу).
№№ п/пНазвание шкалыХ>№ заданий ].Отношение к матери1-4, 8-15, 17- 27-38, 40-4219, 2.Отношение к отцу1-5, 8-15, 17- 37, 40-421>, 17, 3.Отношение к матери и отцу как семейной чете1-4, 6-8, 14, 19 4.Отношение к братьям и сестрам1, 2, 4, 5, 6, 8- 30, 40, 4219, о.Отношение к бабушке и дедушке1, 4, 7-13, 17- 30, 40, 4119, 6.Отношение к другу (по-Друге)1, 4, 8-19, 25, 33-35, 4030, 7,Отношение к учителю (авторитетному взрослому)1, 4, 5, 9, 11, 13, 19. 26, 28-30, 3217, 8.Любознательность5, 22-24,26, 28-Э2 9.Доминантность20-22, 39 10.Общительность16, 22-24 11.Закрытость, отгороженность9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40- 42 12.Социальная адекватность поведения9, 25, 28, 32-38 Изучение структуры конкретно-личностных отЯ нпи здоровых детей и детей-эпитептиков подтвер
ущук) валндность теста (И. Н. Гильяшева, Н. Д. Нг- тьева). И несмотря на то, что необходима дальней- дя работа по изучению валидности теста-фильма ене ,1ля, проведенные нами в 1992-1993 годах, разновоз- стные исследования свидетельствуют о значительной [агностической ценности данных, получаемых с по- щьной данной методики.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ Р. ЖИЛЯ
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обо- значь крестиком, где сядешь ты.
ПА МАИА (01
С
1
1Ь-
Ш
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты
Я МАМд А
РАТ
С-ТРА
1
4. А теперь размести несколько человек и себя во руг этого стола. Обозначь их родственные отношеи (папа, мама, брат, сестра) или (Друг, товарищ, од> классник).
1 9. Решено преподнести одному человеку сюрприД
Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может 6141 тебе все равно? Напиши ниже. .1
1
10. Ты имеешь возможность уехать на несколь дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два сзд бодных места: одно для тебя, второе для другого че.Ц1 века. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. Ц
II. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. К(Л первому ты расскажешь об этой неприятности? НапиД ниже. II
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойт.и к зубД му врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдеД один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудьД кто этот человек? Напиши. Д
13. Т сдал экзамены. Кому первому ты рассД жешь о? <-ом? Напиши ниже. ,Д
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь кре Категория: Возрастная психология, Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|