Аксёнова Ирина Александровна. Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»

Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»

(для детей старшей и подготовительной группы)

Подготовил: Учитель-логопед Аксёнова И.А.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».

 

Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л.С., Селиверстова В.И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации.

Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени.

Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А.С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.

Новизна проекта

Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на коррегируемый звук.

С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:

  • — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки;
  • — для шипящих – шишки;
  • — Для звука ч – песок, манка;
  • — Для звука щ – цельнозерновые крупы;
  • — Для л, л – фасоль;
  • — для р, р – мелкие камешки

Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции.

Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации.

Этапы автоматизации коррегируемого звука:

- Изолированное проговаривание звука

Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала

- Автоматизация в слогах

На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку

- Автоматизация звука в предложении

Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения

- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т.д.

- Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах

Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновремененой тактильной стимуляцией

- Автоматизация звуков в разговорной речи

Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящших и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с нерезко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику.

Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.

Цель проекта

Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков.

Задачи

  • Развивать мелкую моторику;
  • Использовать специально подобранный речевой материал;
  • Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе.

Участники

Дети, учитель-логопед

Вид проекта

смешанный

Объект

Дети логопункта с клиническим диагнозом «Дизартрия»

Срок реализации

В течение учебного года

Предполагаемые результаты

  • У детей сформируется умение выполнять чёткие движения пальцами рук;
  • Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением;
  • Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь.

План проекта

1. Подготовительный этап

Для решения задачи по коррекции звукопроизношенеия и автоматизации звуков в речи необходимо:

  • Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи;
  • Изучить методическую литературу по выбранной теме;
  • Разработать план проекта;
  • Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту;
  • Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики.

2. Реализация проекта

Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

3. Заключительный этап

Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.

Список литературы

  1. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 32 с
  2. А.С. Фалёва Тактильнеые чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018 – 32 с.
  3. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «!ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 -32 с.
  4. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  5. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  6. Волкова Л.С., Селиверстова В. И.. Хрестоматия по логопедии в 2 т. – Учеб. пособие для студ. высш. спец. пед. учеб.. заведенеий. – М.: Владос, 1997.
Просмотров: 255
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Овчинникова Оксана Александровна. Чистоговорки на дифференциацию звуков
  • Магомедова Г. Р.. Конспект индивидуального занятия для детей 5-6 лет по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] в словах и фразах «Путешествие Сони и Шпули»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Анна Жуйкова. Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связной речи по лексической теме «Весна»
  • Доронова Н. Н. Овчинникова Е.А.. Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л]
  • Макарова Наталья Викторовна. Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Елена Руденко (г. Нижний Тагил). Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука 'Ш' у детей с дизартрией
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Вазиева Эльвира Инсафовна. Конспект индивидуальной логопедической НОД в старшей группе для дошкольников с общим недоразвитием речи по автоматизации звука 'ш' в слогах, словах.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Соловьева Светлана Владимировна. «Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Паншина Татьяна. «Лунное путешествие» - «Лучшая сказка по автоматизации звука «л» в словах и фразовой речи»
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна. Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
  • Полякова Людмила Ивановна. Практический материал по автаматизации звуков
  • Юлия Колмыченко. Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь