Разработали:
- Саенко О.С. воспитатель первой квалификационной категории,
- Силина С. В., воспитатель, высшей квалификационной категории.
МКДОУ д/с 484, город Новосибирск
Белоствольная березка – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей.
Н. Меркушова
Работа с детьми — непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций с изображением берёзы, создание мини-музея «Русская берёзка».
Работа с родителями – консультация для родителей по отдыху с детьми в лесу: «Поход с ребёнком в лес», совместная работа с детьми, разучивание с детьми стихотворений, загадок о берёзе, поход в парк «Берёзовая роща.
Скачать конспект
Ожидаемый результат:
сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Актуальность:
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они не знают, почему береза — самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Цель проекта: воспитание любви к природе родного края, желание сохранять ее.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- сформировать у детей представления о берёзе
- познакомить со строением берёзы
- расширять естественнонаучные представления и знания детей о берёзе
- способствовать уточнению, активизации и актуализации словаря по теме «Русская берёза»
- совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение сравнивать и анализировать
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов
- развивать связную речь, навыки общения, общие речевые навыки
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
- развивать умение осуществлять проектную деятельность
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Работа с детьми заключается в следующем:
- выявить знания детей о русской березе
- заучивание стихотворений, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок
- экскурсии в парк, прогулки.
- рассматривание картин, иллюстраций
- проведение дидактических игр
- организация изобразительной деятельности
- организация трудовой деятельности
- фиксация наблюдений
Родители оказывают помощь в организации:
- сбор материалов для создания мини-музея «Русская берёзка»
- чтения художественной литературы для детей.
Результат проектной деятельности:
- расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека
- повышает уровень педагогической культуры родителей
- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства
- развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап:
- Подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта
- Подобрать картины, фотографии, иллюстраций по теме проекта.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработать конспекты НОД, определить тематику бесед.
- Пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик
- Изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
- этап. Реализация проекта
Интерес к берёзе у нас в группе возник случайно. Мы читали интересные загадки и узнали про многослойность коры березы. У детей появился большой интерес к этому объекту, и мы с детьми решили изучить особенности берёзы подробно.
В начале проекта при вводной беседе детям были заданы вопросы
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы может это все узнать?
В результате проектной деятельности было разработано календарно-тематическое планирование, в котором отражается совместная деятельность: рассматривание иллюстраций и картинок с изображением берёзы в разное время года, беседы «Почему береза – символ России», «Могут ли деревья лечить?», разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза», рисование в нетрадиционной технике «Берёзка», наблюдение за берёзой во время прогулки около детского сада.
Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»
Знакомство с народными приметами о березе
Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.
Беседы: "Почему березы белые?"
"Береза — символ России"
"Без билета по белу свету" — (о разных способах распространения семян)
«Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)
«Интересные факты о березе
Знакомство с работами художников: И.И. Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень».
Слушание:
Вивальди альбом “Времена года”,
Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”
Разучивание хороводов:
"В золоте березонька" (сл. и муз. Г. Вихаревой);
"Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко)
Проводилась познавательно — исследовательская деятельность:
Рассматривание бересты и коры под лупой
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"
Дидактические игры
"Найди листок, какой покажу"
"Найди дерево по описанию"
"Назови дерево по плодам и семенам"
"Четвертый лишний"
Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Оформление выставки рисунков «Русская берёзка»
3 этап. Заключительный
- выставка рисунков детей «Русская берёза»
- викторина «Что ты знаешь о березе?»
- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора, игр, произведений Российскихавторов
- распространение опыта в детском саду
- фото-отчет родителей " Я и берёза "
- создание мини – музея «Русская берёзка»
- игра-викторина по теме проекта, творческая мастерская: «Белая берёза»
- экскурсия в парк «Берёзовая роща»
Результаты проекта
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. У детей появилась инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.
Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.
По окончанию проекта, мы с детьми подвели итог и пришли к выводу, что работа была интересной, творческой, дети проявили желание участвовать в данных мероприятиях.
|