Воспитатель ВКК: Тишкова Т.К. Маслянино 2019 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» комбинированного вида р.п. Маслянино
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально — коммуникативное развитие, речевое развитие. художественно-эстетическое развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель: Расширить представления детей о русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей понятия об особенностях узора;
- Упражнять в составлении узора Павлопосадского платка.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма, творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
- Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, желание создавать прекрасное.
Оборудование: платки, мультимедийное оборудование, акриловые краски, штампы, белые платки для рисования, влажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание платков в альбоме, чтение сказок и стихов о платках, просмотр документального фильма «Ручная работа Павлопосадских платков», рассматривание шалей из бабушкиного сундука.
Ход занятия.
Воспитатель: Я на ярмарке бывала
и подарки выбирала,
принесла корзину вам,
в ней подарки не простые,
а волшебно — расписные.
Отгадайте, что это?
Загадка
Это предмет одежды, кусок квадратной формы. Он бывает шелковый, шерстяной. Женщина носит его на голове.
-Что на нем изображено? Что изображено на нем? Какими красками разукрасили его?
Раньше женщины всех сословий носили платки на голове, на плечах. Платки являлись частью русского костюма. Художники писали картины, изображая женщин в платках. Платки очень нарядные. Они придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица!
- Вы хотите узнать, где и как изготавливают такие платки?
- Тогда внимание на экран
Просмотр презентации
Презентация «Павлопосадский платок»
Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного недалеко от Москвы.
А вы знаете как наносили узор на ткань? Узор наносили на ткань резными деревянными досками. При печатании рисунка по форме били тяжёлым молотком. Так возник термин – «набойка». Доски резали либо рельефно, либо углублённо. В первом случае печатался узор, во втором – поле. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павловопосадского узора, для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Уже позже были созданы заводы и фабрики для изготовления платков.
-А теперь, ребята, я приглашаю вас на ярмарку.
Полюбуйтесь на красоту платка.
Что изображено на платках? (цветы, листья)
А как вы думаете, почему именно цветы?
А вы знаете. Что и сейчас платки очень любим женщинами. Хотите посмотреть, как носят платки современные женщины.
-Дети, а вы знаете, что на Руси платок использовали не только как головной убор, но и с платками водили хороводы и играли в разные игры. И вот в одну такую русскую народную игру мы сейчас с вами поиграем.
А называется игра «Платочек».
Играющие образуют круг, идем по кругу, говорим слова.
Вот платок не простой,
Он волшебный, расписной,
Буду с детками играть,
всех платком накрывать.
Раз, два, три, кто же спрятался внутри.
Делу время потехи час. Поиграли немного, теперь я приглашаю вас в свою мастерскую.
Рассматривание платков с разными рисунками
-А какой основной узор используют художники? (цветы, листья).
-Какой главный цветок — роза, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю.
-А почему на платках изображали цветы?
-А где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).
Давайте подойдем к столу, я дома сделала заготовку платка (белая ткань,)
- Какой он формы? (квадрат)
- А чего не хватает, не пойму? (узора)
- Как располагают цветы на платках художники? (сначала в одном углу, затем копируют в других углах)
Показ техники рисования
(Хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем только краску). Набираем краску на штамп и штампуем по ткани. Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).
Самостоятельная работа детей – выполнение узора на платке.
Ребята, посмотрите на мои платки. Чем они отличаются? (Один с бахромой, второй-без бахромы). А хотите украсит платки бахромой? (плетение бахромы на шаблоне платка).
Во время работы, дети делятся впечатлениями.
- С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки? Вам понравилось занятие? Что вызвало у вас затруднение?
- Молодцы! Какой чудесный у вас получился платок. Вижу – все у нас сегодня постарались.
|