Романова Татьяна Николаевна. «Организация работы с детьми 6-го года жизни с интерактивной стеной «Я познаю мир»

«Организация работы с детьми 6-го года жизни с интерактивной стеной «Я познаю мир»

Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 города Сарова.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

 

Скачать конспект

Как, в наше время современных технологий, увлечь, заинтересовать ребенка на самостоятельный поиск интересующей его информации способом исследования, обследования, мышления?

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Мой опыт работы показывает, что дети большую часть информации узнают от взрослого, телевидения, сетях интернета. Дети перестают думать, размышлять, выяснять что откуда, и как устроено, и почему происходит именно так, например: почему наступила зима? На такой вопрос просто перечисляют признаки, явления времени года, а хочется дать детям понять, что вся окружающая действительность, это совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях и связях друг с другом.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности.

По данному вопросу меня заинтересовало технология познавательно – речевого развития дошкольника в контексте ФГОС ДО Татьяны Александровны Сидорчук, а именно методический комплекс «Я познаю мир». С данной технологий и данным пособием я познакомилась на очных курсах в нашем городе на базе «Детского сада № 8»

Методический комплекс «Я познаю мир» направлен на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС дошкольного образования.

Основное педагогическое средство реализации методического комплекса: моделирование мыслительных действий. Для ребенка — это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана.

Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой цель:

«Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе освоения способов моделирования».

Для достижения цели мною были поставлена следующие задачи:

  1. Совершенствовать умение детей старшего дошкольного возраста описывать предметы, объекты, сравнивать, используя схему «признака».
  2. Развивать у старших дошкольников, используя знаково-символический модели:
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов;
  • умение формулировать вопросы «уточняющего типа», «субъективного типа»

3. Создавать условия для познавательной активности старших дошкольников в развивающей предметно- пространственной среде группы.

Для решения всех этих задач, я изготовила интерактивную стену «Я познаю мир».

Т.к. наша группа называется «Пчелки», поэтому мы в качестве главного игрового персонажа взяли «пчелку» и все что связано с ней.

Оно состоит из игрового персонажа «Пчелки»

Интерактивная стена состоит из таких демонстрационных моделей как:

  • «солнышко» с семнадцатью лучами на концах которых, обозначены схемы признаков объектов,
  • «тропинка» на которой помещаются два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево, она служит для установления причинно-следственных связей. Для этого пособия мы создана коробка — копилка, куда собираем картинки с изображение предметов, явлений природы в различных состояниях;
  • цветок с семью лепестками, на лепестках обозначены схемы семи типов вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный);
  • пособие «ягодки» с кармашками: 1- место для значка вопросного слова, 2- место для картинки с изображением любого объекта, 3- значок (схема) любого признака, 4-? для формулировки вопроса.

Данные модели мышления помогают нам решать поставленные задачи.

Схемы признаков объектов мы с детьми используем:

  • в процессе организованной образовательной деятельности с детьми: в разных продуктивных видах деятельности в таких как, в рисовании, лепки, конструировании, при составлении описательного рассказа об объекте или явлении окружающего мира,
  • в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов в группе и на прогулке, исследуя предметы, объекты по тематике недели.

Например, обследуя и сравнивая молодые и старые ели для рисования, нам помогли схемы признаки: цвет, форма, размер (высота, толщина), изменение во времени, рельеф. Описывая ежей при составлении рассказа по картине, также используем схемы признаки: части, размер, рельеф, изменение во времени.

В процессе творческого конструирования, когда уже дети владеют достаточной информацией о объекте, который конструируем, мы задаем вопросы «уточняющего типа» (верно ли, правда ли, должны ли быть), «субъективного типа» (что я знаю про, что я могу подумать). Для этого используем модель «ягодки».

Например, вопрос уточняющего типа:

Первый карман –схема значка вопросное слово «верно ли?»;

Второй кармашек — картинка с изображением самолет;

Третий кармашек — схема признака – «часть».

четвертый -вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

Дети предложили такие варианты вопросов с признаком объекта «Часть»:

  • «Верно ли, что у самолета такие части?»
  • «Должны ли у самолета быть такие части?».

По признаку объекта «вес» детьми был сформулирован такой вопрос:

  • верно ли, что самолет тяжелый по весу?

По признаку объекта «действие» был сформулирован такой вопрос:

  • верно ли, что самолет умеет летать?

Работая с детьми по теме недели, в совместной деятельности мы так же используем модель «ягодки» формулируя вопросы «уточняющего типа», «субъективного типа», например: Что я знаю про температуру осени? Осень, что я знаю про твою температуру? Осень, что я думаю об твоей влажности?

Пособие «тропинка» для освоения детьми способов установления причинно – следственных связей мы используем в совместной, организованной, самостоятельной деятельности детей. Например: в совместной деятельности вос-ля с детьми, систематизируя явления природы.

Наступила зима – поэтому стало холодно, замерзли реки, одели теплую одежду (цепочка следствий из одной причины, делается вывод признак «изменение во времени» _ влияет на признак «температуру»), вывод мы фиксируем в виде схем.

И наоборот следствие улетели птицы так как, из за того что дети называют причины ставят картинки, замерзли реки, стало холодно (делается вывод признак «движение» _ влияет на признак «рельеф», «температура»), то есть «движение» изменил «рельеф» предмета и «температуру».

В организованной образовательной деятельности модель «тропинка» использую как ввод в тему или рефлексию. Например по ознакомлению с окружающем миром тема: «Что предмет расскажет о себе» выясняли причины и следствия связанные с электрическими приборами. Причина стиральная машина сломана поэтому экономится электричество, маме не надо гладить (делается вывод признак «изменение во времени» — влияет на признак «действие»).

В результате данной работы по развитию познавательной активности детей 6-го г.жизни в процессе освоения разных способов моделирования можно сказать, что наши дети самостоятельно, без затруднений описывают предмет, объект используя схемы-признаки; задают вопросы, после чего ищут интересующую их информацию различными способами, при этом стимулируется поисковая активность интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что постоянная работа по данному направлению позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях.

Просмотров: 457
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Милованова Ольга Петровна. Схемы контроля образовательной и совместной деятельности
  • Романова Надежда Юрьевна. Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ВИКТОРИНА «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ» ТЕМА «КОСМОС»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Березина Лариса Витальевна. Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннем лесу»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Марина Селезенева. Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми тема 'Валентинки для сотрудников детского сада'
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Казакевич Татьяна Михайловна. Модель образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Усть-Илимск – город мастеров» (I часть)
  • Никулова Татьяна Ивановна. Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в волшебный лес»
  • Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
  • Нозадзе Мария Зурабовна. Конструкт организации совместной позновательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Овчинникова Елена Александровна. Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
  • Багирова Ирада Аслановна. Конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста, с использованием здоровьесберегающих технологий. «Лучики здоровья».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь