Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 города Сарова.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Скачать конспект
Как, в наше время современных технологий, увлечь, заинтересовать ребенка на самостоятельный поиск интересующей его информации способом исследования, обследования, мышления?
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Мой опыт работы показывает, что дети большую часть информации узнают от взрослого, телевидения, сетях интернета. Дети перестают думать, размышлять, выяснять что откуда, и как устроено, и почему происходит именно так, например: почему наступила зима? На такой вопрос просто перечисляют признаки, явления времени года, а хочется дать детям понять, что вся окружающая действительность, это совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях и связях друг с другом.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности.
По данному вопросу меня заинтересовало технология познавательно – речевого развития дошкольника в контексте ФГОС ДО Татьяны Александровны Сидорчук, а именно методический комплекс «Я познаю мир». С данной технологий и данным пособием я познакомилась на очных курсах в нашем городе на базе «Детского сада № 8»
Методический комплекс «Я познаю мир» направлен на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС дошкольного образования.
Основное педагогическое средство реализации методического комплекса: моделирование мыслительных действий. Для ребенка — это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана.
Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой цель:
«Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе освоения способов моделирования».
Для достижения цели мною были поставлена следующие задачи:
- Совершенствовать умение детей старшего дошкольного возраста описывать предметы, объекты, сравнивать, используя схему «признака».
- Развивать у старших дошкольников, используя знаково-символический модели:
- умение устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов;
- умение формулировать вопросы «уточняющего типа», «субъективного типа»
3. Создавать условия для познавательной активности старших дошкольников в развивающей предметно- пространственной среде группы.
Для решения всех этих задач, я изготовила интерактивную стену «Я познаю мир».
Т.к. наша группа называется «Пчелки», поэтому мы в качестве главного игрового персонажа взяли «пчелку» и все что связано с ней.
Оно состоит из игрового персонажа «Пчелки»
Интерактивная стена состоит из таких демонстрационных моделей как:
- «солнышко» с семнадцатью лучами на концах которых, обозначены схемы признаков объектов,
- «тропинка» на которой помещаются два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево, она служит для установления причинно-следственных связей. Для этого пособия мы создана коробка — копилка, куда собираем картинки с изображение предметов, явлений природы в различных состояниях;
- цветок с семью лепестками, на лепестках обозначены схемы семи типов вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный);
- пособие «ягодки» с кармашками: 1- место для значка вопросного слова, 2- место для картинки с изображением любого объекта, 3- значок (схема) любого признака, 4-? для формулировки вопроса.
Данные модели мышления помогают нам решать поставленные задачи.
Схемы признаков объектов мы с детьми используем:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми: в разных продуктивных видах деятельности в таких как, в рисовании, лепки, конструировании, при составлении описательного рассказа об объекте или явлении окружающего мира,
- в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов в группе и на прогулке, исследуя предметы, объекты по тематике недели.
Например, обследуя и сравнивая молодые и старые ели для рисования, нам помогли схемы признаки: цвет, форма, размер (высота, толщина), изменение во времени, рельеф. Описывая ежей при составлении рассказа по картине, также используем схемы признаки: части, размер, рельеф, изменение во времени.
В процессе творческого конструирования, когда уже дети владеют достаточной информацией о объекте, который конструируем, мы задаем вопросы «уточняющего типа» (верно ли, правда ли, должны ли быть), «субъективного типа» (что я знаю про, что я могу подумать). Для этого используем модель «ягодки».
Например, вопрос уточняющего типа:
Первый карман –схема значка вопросное слово «верно ли?»;
Второй кармашек — картинка с изображением самолет;
Третий кармашек — схема признака – «часть».
четвертый -вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Дети предложили такие варианты вопросов с признаком объекта «Часть»:
- «Верно ли, что у самолета такие части?»
- «Должны ли у самолета быть такие части?».
По признаку объекта «вес» детьми был сформулирован такой вопрос:
- верно ли, что самолет тяжелый по весу?
По признаку объекта «действие» был сформулирован такой вопрос:
- верно ли, что самолет умеет летать?
Работая с детьми по теме недели, в совместной деятельности мы так же используем модель «ягодки» формулируя вопросы «уточняющего типа», «субъективного типа», например: Что я знаю про температуру осени? Осень, что я знаю про твою температуру? Осень, что я думаю об твоей влажности?
Пособие «тропинка» для освоения детьми способов установления причинно – следственных связей мы используем в совместной, организованной, самостоятельной деятельности детей. Например: в совместной деятельности вос-ля с детьми, систематизируя явления природы.
Наступила зима – поэтому стало холодно, замерзли реки, одели теплую одежду (цепочка следствий из одной причины, делается вывод признак «изменение во времени» _ влияет на признак «температуру»), вывод мы фиксируем в виде схем.
И наоборот следствие улетели птицы так как, из за того что дети называют причины ставят картинки, замерзли реки, стало холодно (делается вывод признак «движение» _ влияет на признак «рельеф», «температура»), то есть «движение» изменил «рельеф» предмета и «температуру».
В организованной образовательной деятельности модель «тропинка» использую как ввод в тему или рефлексию. Например по ознакомлению с окружающем миром тема: «Что предмет расскажет о себе» выясняли причины и следствия связанные с электрическими приборами. Причина стиральная машина сломана поэтому экономится электричество, маме не надо гладить (делается вывод признак «изменение во времени» — влияет на признак «действие»).
В результате данной работы по развитию познавательной активности детей 6-го г.жизни в процессе освоения разных способов моделирования можно сказать, что наши дети самостоятельно, без затруднений описывают предмет, объект используя схемы-признаки; задают вопросы, после чего ищут интересующую их информацию различными способами, при этом стимулируется поисковая активность интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что постоянная работа по данному направлению позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях.
|