Самоанализ НОД по изобразительной деятельности «Бабочка» в средней группе.
Непосредственно – образовательная деятельность осуществлялась с воспитанниками пятого года жизни группы общеразвивающей направленности в количестве ____ человек.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Бабочка» (монотипия)
Вид деятельности: изобразительная (рисование)
Скачать конструкт
Скачать презентацию
Тип деятельности: интегрированная
Место проведения: групповая комната
Продолжительность – 20-25 минут
Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.
Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – монотипия. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение детей дорисовывать яркие выразительные образы насекомых — крылья бабочек.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования — монотипия.
- Развивать умение узнавать и называть время года, выделять признаки весны;
- Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек (форма, узор, строение крыльев бабочек);
- Познакомить с понятием «симметричные предметы».
Развивающие:
- Способствовать развитию любознательности, мышления;
- Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета, воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство эмпатии, отзывчивость, стремление к достижению результата.
- Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.
Для проведения НОД была выбрана следующая структура:
- Вводная часть (организационный момент, эмоциональная настройка).
- Основная часть.
- Практическая часть.
- Подведение итогов (рефлексия).
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально- коммуникативное и физическое развитие в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом.
Предложенный материал, формы организации (фронтальная, индивидуальная) и разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы) – доступны, интересны и соответствуют возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность построена на едином игровом сюжете и состояла из трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой этапов, которые были подчинены одной теме, цели и задачам и представляла собой логически законченную структуру.
Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней. Это было достигнуто в вводной части приветствием к детям в стихотворной форме, а затем во втором этапе эмоционального настроя предложением отправится в «удивительный мир».
Игровой приём «встреча с гусеничкой» усиливал эмоциональное воздействие на детей, повышал интерес, позволял осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другой и реализовать физиологическую потребность детей в двигательной активности.
Красочное оформление мультимедийной презентации, чтение стихотворений, загадок, показ рисунков выполненных инновационной техникой — способствовали более глубокому эмоциональному проникновению в волшебный мир природы и творчества, эстетическому восприятию увиденного.
Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности.
Загадывание загадок, вопросы уточняющего, поискового характера позволили актуализировать опорные знания детей и подвести к восприятию новых. Всем ребятам предоставлялась возможность выдвигать свои предположения, дополнять высказывания других детей. Это способствовало развитию общения между детьми и взрослыми, развитию коммуникативных умений.
Использование голосового сопровождения «просьба гусенички о помощи» – вызывали у детей чувство эмпатии, желание прийти на помощь, стимулировали их на поиски способов разрешения ситуаций, создавали условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности детей предполагала знакомство с нетрадиционной техникой рисования- монотипия, показ приёмов и этапов работы, объяснение способов изображения, формирование умения сочетать в рисунке передачи выразительного образа и подготовку мелкой моторики рук.
В практической части использование музыкального сопровождения — способствовало созданию непринуждённой творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя.
Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах, использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Инструкции были четкими, понятными, доступными.
В процессе самостоятельной работы детей осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.
Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали и поддерживали интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.
В рефлексивно – корригирующей части занятия были использованы методы: «сюрпризный момент превращения рисунков в «живых» бабочек», анализа работ и предполагал положительную индивидуально – дифференцированную оценку деятельности детей и самооценку результата деятельности воспитанниками.
Гимнастика для глаз, музыкально-дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, проведенные в ходе занятия позволили снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к выполнению следующего задания.
Таким образом, занимательное содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности — позволили обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.
Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение. Детские работы получились интересными, выразительными, красочными и радовали дошкольников.
Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.
|