по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям знания о неживой природе (воде) через опыты как элемент экологического образования;
- формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;
- формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение познавательной литературы;
- Просмотр учебных кинофильмов;
- Беседы познавательного характера.
Методы и приёмы:
- словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;
- наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;
- практические: физкультурная минутка, исследование предметов.
Материал и оборудование: вода, одноразовые стаканчики разного размера, лед, краски гуашь (синяя, желтая), камень, ватные палочки, салфетки,
специальная одежда,.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия. Исследователи, бесцветная, прозрачная.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Утреннее приветствие.
«Дружные ребята»
В нашей группе яркое
Солнышко сияет!
(Идём по кругу, держась за руки)
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает!
Ты – мой друг, и я – твой друг,
(Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг!
(Развели руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся,
(Улыбаемся друг другу)
Дружно за руки возьмёмся!
(Дети садятся в рефлексивный круг)
Воспитатель: Ребята, когда мы сегодня работали в уголке природы вы ничего не заметили?
Предпологаемые ответы детей: Заметили, что цветы завяли
Ещё вчера мне подарили цветы и они были такие красивые так, почему же они завяли как вы думаете?
Предпологаемые ответы детей: они завяли, потому что не было воды.
Да действительно цветы завяли потому что я забыла в вазу налить воды.
Скажите, а для чего нужна вода? (ответы детей.)
Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. А где мы можем это сделать?
Предполагаемые ответы детей: Опыты проводят в лаборатории
Воспитатель: Кто работает в лаборатории?
Предполагаемые ответы детей: В лаборатории работают ученые, исследователи.
Воспитатель: Чем они занимаются?
Предполагаемые ответы детей: Ученые – это люди, изучающие наш мир и его устройство.
Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.
Воспитатель: А вы бы хотели стать учёными, исследователями?
Предполагаемые ответы детей: Да
Наденьте фартуки и проходите в лабораторию.
(Воспитатель надевает халат)
Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории. А подскажут нам знаки.
Предполагаемые ответы детей:
- Соблюдайте тишину в лаборатории;
- Ничего не трогать без разрешения;
- Работать только на своём месте – и убирать своё рабочее место;
- Соблюдать осторожность;
- Не пробовать на вкус.
Воспитатель: Спасибо!
Да ребята ещё нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
И как настоящие ученые все свои результата мы будем фиксировать в таблице изследования.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). А вы дома пили воду? Какая она на вкус? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим камешек в наш стакан с водой. Мы видим этот камешек? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода — жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №2 «Вода растворитель»
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)
Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.
Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
№4 Воспитатель. Посмотрите, у меня на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы?
Дети. Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, стакан.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает?
Дети. Форму стакана.
Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Вывод: Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.
Опыт №5 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод: в соленой воде плывучесть легче.
Опыт №6 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (дети при помощи ватной палочки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Вывод: Вода легко приобретает цвет илиокрашивается.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны).
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №7 «Парообразная вода — пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей) На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)
Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети. Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети. Да, она очень горячая.
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе. (Мультфильм)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
|