Цель:
Систематизация представлений детей о русском быте.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Музыка
- Социализация.
Педагогические технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающая.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
- Расширять, обобщать знания и представления детей о русском быте.
- Продолжать систематизировать у детей реалистические представления о традициях.
- Продолжать знакомить детей с народными потешками, песенками, частушками и элементами драматизации.
Развивающие:
- Развивать художественное восприятие для формирования целостной картины мира на материале народного фольклора.
- Продолжать расширять и активировать словарный запас детей.
- Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональное развитие детей.
Предварительная работа:
- Разучивание потешек.
- Просмотр презентаций.
Оборудование:
- Комната русского быта: печь, чугунок, стол, кровать, прялка;
- Хозяйство: кошка (живой объект), петушок и курочка (игрушки), корова (картинка), гуси (серый и белый) костюмы для детей;
- Поднос с баранками;
- Русские народные костюмы (для детей);
Ход:
Дети входят в комнату русского быта. Их встречает приветливая хозяйка: «Проходите гости дорогие в мой дом:
К нам гости пришли Дорогие пришли, Мы не зря кисель варили, Пироги пекли.
-Рассаживайтесь, очень рада вам. Гостям — почёт, а хозяйке – честь. Расскажу, как живу и хозяйство покажу. А дом у меня – невелик, да лежать не велит. Вот и кручусь весь день, как белка в колесе. Вот и сегодня, как-будто знала, что вы придёте пироги, калачи, бараночки печь затеяла. Пойду, посмотрю — готовы ли. (Выносит поднос с баранками, побуждает детей к совместному чтению потешки):
Ай, качи — качи — качи Глянь, баранки, калачи, В пылу с жару из печи, Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи, Подхватили калачи. Нам осталися бараночки!
- Ну ничего: были бы бараночки, а едоки найдутся. Ой, горячи-горячи, с пылу с жару из печи, поставлю на стол студиться. А живу я не одна, отгадайте – ка загадку:
Живёт хозяин: Молоко пьёт, Песенки поёт, Чисто умывается, А с водой не знается.
(Ответы детей)
-Это мой кот Васька. Он ласковый, любит, когда его гладят, хвалят. Похвалите его расскажите о нём потешки, какие знаете. (Дети подходят к коту, лежащему на коленях воспитателя, гладят его и рассказывают потешки по желанию: «Как у нашего кота…», «Кот на печку пошёл…», «Сидит кошка на окошке…», «Пошёл котик на торжок…», «Ах, коток, коток, коток…», «Киска, киска, киска брысь…».
Инсценировка потешки «Здравствуй, киска, как дела?»
Хозяйка хвалит детей, говорит коту: «Ступай ко мне в кладовку да мышей полови.» (уносит кота) А ещё у меня полный двор петушков и курочек. (Проводится игра «Петушки и курочки») Чтение потешек о петушке.
-Ой, одна курочка у меня осталась не кормлена. Помогите мне (инсценировка):
Курочка моя, Умница моя! Вот зерно, водичка, Дай ты нам яичко, Умница моя!
-А у меня ещё и гуси есть. Хотите посмотреть? Они пасутся на лугу, сейчас я их позову:
Тега, тега, тега, Гуси серые, гуси белые, Ступайте домой.
(Входят 2 ребёнка в костюмах – серый гусь и белый.)
- Подходите, дети поближе (дети встают в круг драматизация песни «Жили у бабуси два весёлых гуся…»).
-А теперь отгадайте, кто у меня здесь живёт:
Голодная – мычит, Сытая- жуёт, Всем детям Молоко даёт.
(Ответы детей – корова. Появляется картина коровы.)
-Это моя коровушка Бурёнушка, я её очень люблю. Ведь недаром говорят: «Корова во дворе – Молоко на столе.»
-Я её кормлю, пою. (Исполняет русскую народную песню «Уж как я ль мою коровушку люблю!) Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушку нажну! Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, Буренушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была коровушка моя! Чтобы сливочек Буренушка дала!
(Во время исполнения инсценирует текст песни)
-Поела, а теперь пора гулять. Помогите мне отогнать в поле.
Ребенок «гонит» коровку в поле со словами:
Ты коровка ступай, В чисто поле погуляй, А вернёшься вечерком, Нас напоишь молочком!
-Спасибо вам, гости дорогие, помогли мне управиться с хозяйством. Пора и отдохнуть. Как все дела переделаем-устраиваем посиделки, где звучат шутка, прибаутки, озорные частушки. Вот послушайте (дети в русских народных костюмах исполняют частушки):
Эй, девчонки-хохотушки Запевайте-ка частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
Эх, топни нога Топни правенькая, Всё равно пойду плясать, Хоть и маленькая.
Гармонист устал Запинаться стал, Дайте кружку молока, - Напоите игрока.
Раздайся народ Меня пляска берёт, Пойду, попляшу, Себя людям покажу.
Возле речки, возле быстрой Всё фиалочки растут, Без частушек прожить можно, Да чего-то не живут.
Хозяйка: Да, любят частушки и стар, и млад.
И ночь сыра, И трава в росе, И спать пора, И частушки все!
Воспитатель: И нам пора честь знать.
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие, заходите ещё, буду рада. А на дорожку гостинцы- бараночки, уже остыли. (раздаёт угощенье и прощается с детьми.)
|