Джон Дьюи, американский педагог и философ, считается родоначальником метода проектов. Истинную ценность он видел в том, что направлено на благо общества и дает практический результат. Стихийный поиск на ответ естественен для ребенка дошкольного возраста. Свой опыт он приобретает во время какой-либо практической деятельности. Поэтому приобретение новых знаний должно происходить в привлекательной для ребенка игровой и трудовой деятельности, прививающий интерес к самообучению.
В связи с тем, что дети дошкольного возраста еще не могут быть организаторами проектной деятельности, самостоятельно поставить перед собой цель, сформулировать проблему, поэтому детская проектная деятельность носит характер сотрудничества. Взрослый способен понять интересы дошкольника и помочь реализовать поставленные задачи. Воспитатель будет являться помощником, а не носителем готовых знаний, он не должен делать того, что способны сделать сами дети. Он может помочь найти способы ответа на вопрос, или познакомить с новыми средствами достижения новых знаний, которые ранее не были известны участникам проекта. Дети решают проблему, задавая вопросы взрослым, совместно посещая библиотеку, проводя наблюдения, создавая новый продукт. При этом происходит активизация творческих и познавательных способностей ребенка.
Скачать конспепкт
Если обратиться к происхождению слова «проект», то в переводе с латинского оно означает «брошенное вперед». То есть то, что не существует на самом деле, а лишь в мыслях. Проект — это самостоятельная и коллективная творческая работа, которая имеет социально значимый результат. В основе находится проблема и ее необходимо решить. А для этого организуется исследовательский поиск, полученные результаты объединяются воедино. В конечном итоге получается продукт деятельности одного ребенка или целого коллектива.
- Что дает ребенку работа над проектом?
Прежде всего, он имеет возможность рассказать о своих интересах. Он может судить о том, интересна ли данная тема еще кому-то. Лучше всего, когда проект будет социально значимым. Я узнаю что-то новое и могу этим поделиться этим с другими.
- Как может возникнуть замысел проекта?
Довольно часто человек встречает в своей жизни какие-то проблемы и у него возникает желание решить их. Или имеющееся решение проблемы его не устраивает. Я хочу решить ее по-другому. Если же сама тема не интересна ребенку, то у взрослого вряд ли получится «втянуть» его в решение каких-то задач по этой теме. Должна быть мотивация «Я хочу это узнать!».
В нашей группе возникла такая мотивация, когда из-за «пробок» на дороге родителям приходилось постоянно забирать девочку поздно из детского сада. Эта тема нашла отклик у еще одного ребенка. Так началась работа над проектом «Автомобиль города будущего». Следует сказать, что по этой теме уже проходила работа над проектом в подготовительной к школе группе два года назад. Итогом проектной деятельности стало создание рисунка автомобиля будущего – «магнитомобиля».
Авторы нынешнего проекта пошли совершенно другим путем. Они с успехом решили заинтересовавшую их проблему и создали свой продукт – автомобиль, работающий на солнечных батарейках.
В ходе работы над проектом, мною фиксировались все высказывая детей. Задавались вопросы, которые помогали дошкольникам правильно сформулировать свои мысли.
- Каким будет способ передвижения автомобиля?
- Его внешний вид, окраска?
- Будет ли он хоть немного похож на современные автомобили или нет?
- Какой вид топлива будет использоваться?
- С чего необходимо начать работу?
- Где получить необходимую информацию?
Все выдвигаемые идеи фиксировались.
Было предложено:
- найти энциклопедии о транспорте и принести их в группу
- просмотреть научно-популярные, мультипликационные фильмы и поделиться полученной информацией
- спросить у родителей
- спросить у других людей
- подумать самостоятельно
- понаблюдать за движущимся транспортом
- посмотреть информацию в Интернете.
В ходе работы над проектом обсуждались все идеи, которые были выдвинуты, даже самые невероятные. Во время дальнейшего обсуждения было решено, принимать ее или нет. Хорошими помощниками явились и родители. Они помогли пополнить знания детей по теме «Легковые автомобили».
Дети не были исполнителями идей взрослого, а являлись активными участниками проекта, влияли на выбор темы проекта и планируя этапы его реализации.
К чему сводилась роль воспитателя в ходе решения задач проекта?
Была оказана помощь:
- в освоении навыков планирования
- проведены беседы с детьми о проблемах, которые помогают или мешают планированию работы
- задавались наводящие вопросы
- ведение записей о возникших идеях и планах, предложенных детьми
- приведение примеров для осознания необходимости планирования своих действий.
Таким образом, участники проекта смогли реализовать свои потребности в получении новых знаний, общении и игре.
После завершения работы над проектом, дошкольники поделились полученными знаниями с другими детьми.
Следует заметить, что даже такая сложная тема данного проекта вполне доступна для детей старшей группы. А педагогом, в ходе работы над проектом решались задачи по воспитанию компетентной, социально-адаптированной личности, которая способна отстаивать свою точку зрения, приобретать новые знания, развивать творческое и критическое мышление.
Детский творческий проект
на тему «Автомобиль города будущего»
В крупных городах дорожное движение остается оживленным до позднего вечера, а «час пик» может длиться несколько часов. Даже автомобилисты нашего небольшого города испытывают эти неудобства. Большая загруженность узких улиц не дает возможность вовремя попасть в детский сад, в летний период времени – на дачный участок и т.д. А что будет происходить на узких улицах, например, города Саратова через 20-30 лет, когда дети вырастут и сами сядут за руль автомобиля. Как можно решить проблему? Постарались открыть перед детьми перспективу: как можно изменить предмет (в нашем случае автомобиль), сделать его лучше?
|