К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету».
В связи c введением ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности,.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:
Каждый, Охотник, Желает, Знать, Где, Сидит, Фазан.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- Речевое развитие
- Социально –коммуникативное развитие
- Художественно- эстетическое развитие
- Познавательное развитие.
В речи детей существуют следующие проблемы:
Несформированность грамматического строя речи.
Недостаточный словарный запас.
Ребёнок с нарушением речи.
Неспособность построить монолог.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
Плохая дикция.
Бедная диалогическая речь.
Отсутствие навыков культуры речи.
Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
- Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
- Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
- Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией.
Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.
Мнемотаблицы могут использоваться:
- при пересказах художественной литературы.
- при обучении составлению рассказов.
- при отгадывании и загадывании загадок.
- при заучивании стихов.
Таким образом с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
- У детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Расширяется круг знаний об окружающем мире;
- Обогащается активный и пассивный словарный запас;
- Появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
- Дети преодолевают робость, застенчивость.
|