Мир, в который приходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем, ребенку необходимо разобраться в свойствах и качествах предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями. Кроме этого в современной жизни все более и более востребованными становятся такие качества личности как инициативность, творчество, коммуникабельность, гибкость мышления, диалогичность в общении, умение делать выбор, находить нужную информацию и активно с ней работать.
По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Но сам по себе ребенок не научится говорить правильно, его нужно направлять. Все качества устной речи развиваются, когда дети учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания: по восприятию, по памяти, по воображению. Я в своей работе особое внимание уделяю творческому рассказыванию, т.к. оно требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам; требует видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из материала новые образы и ситуации. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.
В начале очень важна языковая работа над словом. К ней относятся, прежде всего, раскрытие многозначности слова, выработка у ребенка умения подбирать синонимы и антонимы, прилагательные. Для этого мы играем в речевые игры: «Скажи наоборот», «Продолжи предложение» (Вишня мелкая, а яблоко…) и т.д. Все эти игры помогают не только расширять словарь ребенка, но и сделать его активным, а для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение в различных жизненных, игровых ситуациях.
При рассматривании картин ставлю такие вопросы, которые заставляют ребенка находить слова обозначающие свойства и качества предмета. А если дети не знают названия предметов, то прихожу им на помощь. И чтобы ввести новое слово в активный словарь, повторяем его в сочетании с другими. Усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, предметах и явлениях действительности, их отношениях.
В развитии грамматического строя речи особое внимание уделяю работе над предложением, над интонационным синтаксисом. Мы учимся составлять предложения по одному слову (например: зима, пчела), по картине, пытаемся сказать предложение с разной интонацией. Выполняя грамматические упражнения ( «Как лучше сказать», «Закончи предложение»), дети учатся правильно согласовывать имена существительные (образование смысловых оттенков: книга – книжка – книжонка) и имена прилагательные (умный – умнейший). Это приводит к верному употреблению грамматических форм в связном высказывании. С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой – являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи.
Для развития воображения и фантазии большое внимание уделяю творческому рассказыванию, в котором я использую разнообразные методы и приемы.
Метод придумывания продолжения и завершения рассказа. Я сообщала начало рассказа, а дети развивали сюжет, придумывали события. Приключения героев. Тематика рассказов была разнообразной: «Случай в лесу», «Приключения зайца» и т.д. При составлении рассказов обязательным условием являлось напоминание детям о том. Чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. В начале детям было сложно составлять разные варианты, при этом из двух вариантов могли составить третий.
В этом виде творческого рассказывания я использовала такие приемы:
- на альбомный лист бумаги, по середине приклеивается картинка. Дети должны дорисовать картину и составить по ней рассказ. Работа велась по подгруппам. Где дети учились согласовывать свои действия с действиями товарищей, учились договариваться.
- В группу вносилась игрушка, у которой что-то не получалось, или она была в гостях. Что же произошло с игрушкой? Где она была? Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает несколько задач: сочиняет сюжет, может управлять или двигать игрушку, рассказывает о действиях игрушек (он драматург, и режиссер, и актер).
Следующий вид творческого рассказывания, который я использую в своей работе, это придумывание рассказа на заданную тему. Я сообщаю детям тему рассказа и главных героев, а сюжет дети должны придумать сами. Темы также могут быть разнообразные: «Как огородники ухаживали за огородом», «Как мама и папа покупали мебель» и т.д. Этот метод хорош тем, что дети могут рассказать про свою историю, которая с ними случилась. При этом воспитателю нужно следить за сюжетом, т.к. при рассказывании ребенок увлекается, его захватывают эмоции, начинает перескакивать от одного к другому. Здесь важно, чтобы ребенок рассказывал логично, последовательно, понятно для других детей. приемы по составлению этого вида рассказывания использовались разнообразные: по опорным словам (например: зима, горка, дети), по опорным схемам (на схеме нарисована девочка, от нее тянется стрелка к мальчику с цветами), по наводящим вопросам (Какое время года сейчас? Чем занимаются люди в это время года?)
Еще один вид рассказывания – придумывание рассказа по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушать рассказы по картине сначала воспитателя, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются только количество предложений и их развернутость. Хотя я считаю, что на первых порах повторение рассказа товарища играет свою особую роль. Ребенок избавляется от застенчивости, набирает опыт выступления перед другими детьми, он становится увереннее в высказывании своих мыслей при ответе на тот или иной вопрос. Картина в различных своих видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Перед составлением рассказа по картине мы рассматриваем её, даем название. При рассматривании как можно больше задаю проблемных вопросов, таких как «почему…», «зачем…», «как ты думаешь…», «для чего…». Задавая проблемные вопросы, ребенок учится анализировать и рассуждать, пополняет запас знаний и сведений, учится фантазировать и сочинять. Конечно, детям очень трудно начать рассуждать и анализировать. Но со временем, при систематической тренировке, дети с легкостью начинают анализировать, делать свои выводы, доказывать свою точку зрения, и даже могут поспорить со взрослым. Когда дети овладевают навыками свободного рассказывания, можно предложить им несколько картин и поставить задачу – придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, — уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.
Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Я его использую ближе к концу учебного года, когда дети уже могут выстраивать сюжет в логической последовательности. Темы для этого вида рассказывания брала следующие «Кто интереснее придумает сказку», «Какие истории приключались с нами летом» и т.д. здесь важно создать у детей эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Для того чтобы занятия по развитию речи были интереснее и содержательнее, я применяла в своей работе современные образовательные технологии (технология критического мышления, технология имитационно-деятельностных игр и др.) Например, занятие «Спор о весне» было проведено с технологией критического мышления, где дети аргументировали свое мнение, убеждали и доказывали конкретными фактами. На этом занятии дети самостоятельно делились на подгруппы, на основе имеющихся знаний делали умозаключения. Группа «врачей» доказала почему весна плохо влияет на людей, а «садоводы» доказали, почему весна хороша. Дети показали такие качества личности как инициативность, гибкость мышления, умение делать свой выбор, находить нужную информацию и активно с ней работать.
К концу года было видно, что мои дети научились выстраивать сюжет в логической последовательности, грамматически правильно составлять предложения. Излагать содержание в умеренном темпе, выразительно и интересно излагать сюжеты. Все эти показатели говорят об их высоком речевом уровне. У детей значительно повысился уровень творческой активности при составлении рассказов. У них проявлялось желание и стремление точнее передать смысл, интонацию, ситуацию истории. Умея выразить свою мысль, они уверенно вступают в диалог, работают в группе, высказывают свою точку зрения, отстаивают её, стремятся к участию в различных видах деятельности, развивающих фантазию и воображение. Дети стали более отзывчивы, коммуникабельны, общительны.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребенка! По мнению психологов. Это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. Я считаю, что детям моей группы те речевые умения и навыки, которые они приобрели в детском саду, помогают быть успешными в освоении школьной программы. В общении со взрослыми и сверстниками.
Список литературы
- Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей, М.: Мозаика – синтез, 2008.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение, Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
- Кончаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников, Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников, М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- Ткаченко Т.А. Развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольников 4 -7 лет, М.: Ювента, 2007.
images/stories/0013/0002/rasskaz-na-temu.jpg
|