Одно из высших благ в жизни человека — здоровое и счастливое детство. Все мы знаем, что драгоценные воспоминания из нашего детства питают и согревают нас всю жизнь. Люди, не имевшие этого, всю жизнь чувствуют этот недостаток, который омрачает их душу. Святые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно родителям прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.
Воспитание и образование
Воспитание-это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование-это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, — совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.
Необходимо еще разграничить понятия светского воспитания и воспитания православного. Всякое оторванное от религии воспитание — будь то семейное, дошкольное или школьное — преследует временные житейские цели, связанные нуждами семьи, общества или государства. Политическая обстановка меняется, меняются и педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.
Другое дело — православное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах.
Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти по жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясным для него различные проявления добра и зла.
Огромную ошибку делают родители, которые не учитывают значения православного (религиозного) воспитания в раннем детстве. Родители должны понять, что христианская религия создает в душе ребенка основы его нравственной личности. Пусть даже жизнь потом изменит или совсем уничтожит детскую веру, в душе человека останется неизгладимый след, и сохранятся в нем твердые основы нравственности. Цель христианского воспитания хорошо раскрывается в таинстве Святого Крещения.
Что такое Таинство Крещения? В Таинстве Крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной. Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком. Дальше ответственность за привитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и кумовьях.
Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: «Воспитать сердце в добродетели и благочестии — священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Эта обязанность общая, как отцов, так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы их дети были христианами — до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление!
Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность»
Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет.
Для этого вы — родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознать и преодолевать соблазны. И мы –воспитатели, будем вам в помощь.
Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребенка, как на невинное существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что дитя появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь — следствием первородного греха, повредившего природу человека. Все люди рождаются с унаследованной предрасположенностью к дурному. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазнами. Когда ребенок предоставлен самому себе, то, как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями. Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в нем проявляются отрицательные черты: капризничает, сердится и т.д.
Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявляют жадность, жестокость по отношению к другим детям. В пять лет у ребенка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если вы не будете учить детей бороться с их дурными наклонностями, то эти наклонности укрепятся и превратятся в страсти и пороки, с которыми будет очень трудно бороться. Порой родители сетуют на своих детей, говоря: «Откуда у него такое упрямство, капризы, влечения ко всему запрещенному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто же его учит?» Здесь надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже коренится в нем. Одна мать, наблюдая за первенцем, говорила: «У него явным образом проявляются отрицательные качества его отца». К сожалению, добрые качества приобретаются усилием и постоянством, а дурные, как плевелы, сами развиваются.
Вот что писал в свое время о. Иоанн Кронштадтский: «Родители и воспитатели, со всею заботливостью остерегайте своих детей от капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижению совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз – зародыш сердечной порчи».
Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и наказания совершенно необходимы. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в нем здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, еще только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.
Дети по своей природе нежны, жалостливы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в укреплении. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей – развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу.
Ведь воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. И здесь начинаются трудности. Мы сталкиваемся с нежеланием ребенка подчиняться.
Жизнь – трудное дело. И она становится невыносима трудна, когда из нее изгоняется Бог. Вслушайтесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Златоуст: «Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную». Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя.
В старину того почитали несчастным, кто знает все, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Это не значит, что осуждали образованность, нет, просто мудрость Божия не шла ни в какое сравнение с мудростью человеческой.
Будем же всегда помнить свою ответственность, и приводить на память слова святых мужей: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти. Новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете его вы, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую.
Так, чтобы не плакать нам ныне от своих чад, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие — воспитание детей- с небрежением.
Слова Христовы: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог.
А закончу я словами святого учителя Церкви Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, глядя на который радуются Бог и люди».
Работа над проектом:
Цель: Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника.
Тематика занятий
Сентябрь
Занятие 1. Бог – Творец мира, в котором мы живем.
Занятие 2. «Там, где дружат – живут, не тужат» (по сказке «Репка»).
Занятие 3. «Свои плоды приносит осень». Работы в подарок сентябрьским именинникам.
Занятие 4. Храм Божий.
Октябрь
Занятие 5. Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.
Занятие 6. «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и Петух»).
Занятие 7. О ссоре, прощении и примирении. Работы в подарок октябрьским именинникам.
Занятие 8. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).
Ноябрь
Занятие 9. О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»).
Занятие 10. «Поможем ежику». Работы в подарок ноябрьским именинникам.
Занятие 11. «Была бы охота, заладится любая работа» (по рассказу «Ворона и кувшин»).
Занятие 12. «Правда дороже денег» (по сказке «Пастух и волки»).
Декабрь
Занятие 13. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Занятие 14. «Какой ты?» Напутственные стихи декабрьским именинникам.
Занятие 15. Скоро праздник Рождества Христова.
Занятие 16. Подготовка к празднику Рождества Христова.
Январь
Занятие 17. Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».
Занятие 18. Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка».
Занятие 19. «Глупый киснет, а умный мыслит» (по сказке «Маша и медведь»).
Занятие 20. Зимние забавы. Подарки январским именинникам.
Февраль
Занятие 21. Разные внучата.
Занятие 22. Добрые дети.
Занятие 23. «Птички Божии».
Занятие 24. «Две сестрички». Работы в подарок февральским именинникам.
Март
Занятие 25. Прощеное Воскресение. «О ссоре и прощении».
Занятие 26. «Доброе братство сильнее богатства» (по сказке «Старик и сыновья»).
Занятие 27. «Только трудом держится дом» (по сказке «Заюшкина избушка»). Работы в подарок мартовским именинникам.
Занятие 28. Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки». Работы в подарок мартовским именинникам.
Апрель
Занятие 29. Подготовка к празднованию Пасхи.
Занятие 30. Участие в общем празднике Пасхи.
Занятие 31. «Воротились пташки». Работы в подарок апрельским именинникам.
Занятие 32. «Дедушка и внук». «Бабочка».
Май
Занятие 33. Неделя жен-мироносиц. «Мама дорогая».
Занятие 34. Ко дню славянской письменности и культуры. Любимые книги. Поздравление майских именинников.
Занятие 35. День Святой Троицы.
|