Составила учитель-логопед МБДОУ №98 г. Читы Забайкальского края Кириллова Марина Борисовна
Тема: Дифференциация [ Л ] - [ Р ], их мягких пар. Буквы Л, Р. Направление: - познавательно - речевое; -социально - личностное развитие. Программное содержание: «Познание»- закрепить навыки различения на слух звуков [Л-Р]; [ЛЬ-РЬ] правильного употребления их в речи; -закреплять умение выделять нужный звук из состава слова; - совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; -закреплять навыки чтения; - обогащать словарный запас. Развивать фонематический слух, пространственное восприятие, память. «Социализация» - воспитывать взаимопомощь, доброжелательность. Оборудование: предметные картинки, карточки - печатные слова; - карточки «напечатай правильно букву» (деформированные буквы); -человечки - символы звуков.
Скачать конспект
Ход занятия: I. Организационный момент. Поздороваемся с гостями: -Здравствуйте,- ты скажешь человеку. - Здравствуй,- улыбнётся он в ответ. И, наверное, не пойдёт в аптеку, И счастливым будет целый день! Совсем скоро вы расстанетесь с детским садом… -Чему мы научились? Что нового узнали за это время? Сможем ли мы соответствовать званию «школьник»? Гости наши пришли посмотреть!
II. Пред вами- волшебный сундук. А двое из ларца - «одинаковы с лица» (герои мультфильма «Вовка в тридевятом царстве») - отправили вам задания. Хозяева сундука игр хотят узнать, насколько хорошо вы готовы к школе. Постараемся ответить на все вопросы? При выполнении заданий будем не просто слушать, а вслушиваться, не просто говорить, а чётко звуки все произносить. Сказочный ларец, как вы помните, летающий, прямо настоящий самолёт. А с помощью какого звука передать гул самолёта можно? «Л-Л». А- рокот вертолёта? «Р-Р». Вы догадались, какие звуки будут нам помогать выполнять задания? [ Р-Л] и их мягкие пары [РЬ-ЛЬ]. -Чем похожи эти звуки? - Согласные, звонкие. -А чем они отличаются? - Преградой. (Уточняем с детьми, какая именно преграда для воздушной струи образуется при произношении Р звука, какая- при произношении Л) . [Р] произносим- воздушая струя «идёт» посередине языка, язычок дрожит;[Л] – воздушная струя – по обеим сторонам языка, сам язык плотно прижат за верхние зубы.
III. А вот и задание следующее просят выполнить двое из ларца. «Произнеси чистоговорку». Логопед демонстрирует карточку с напечатанным на ней слогом: - Прочтите слог, вспомните и назовите чистоговорку! ( Ра-ра-ра - у берёзоньки - кора...) Последовательно даются слоги РО-РУ-РЫ. Далее: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ. Дошкольники читают слоги, произносят соответствующие чистоговорки.
IV. Игра на слогоделение «Дом- замок- избушка». Логопед: В лесу много животных. Поможем хозяевам ларца расселить обитателей леса в жилища. Только жилища эти необычные: дом – замок - избушка. В слове ДОМ -1слог. В нём поселятся животные, в названии которых соответственно- 1 слог. «За-мок» – обитель зверей, птиц, рыб, название которых состоит из 2-ух слогов. «Из-буш-ка» - пристанище братьев наших меньших (в слове-3 слога). И ещё одно условие: картинок перед вами много, но выбираем только те, в названии которых слышатся «наши звуки» [ Р] - [РЬ] - [Л] -[ЛЬ] (Логопед совместно с дошкольниками комментирует выполняемые детьми задания.)
V.Физминутка. - Чтобы хорошо работали наши голова, руки, вспомним считалку, с помощью которой мы закрепляли названия и расположение частей тела. Есть у нас на пальцах ногти, на руках - запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она - всего одна! Есть у нас на голове уха два и мочки две, Скулы, брови и виски, и глаза, что так близки. Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы - посмотри, Подбородок под губой - вот, что есть у нас с тобой!
VI. Загадки из сказочного ларца- следующее испытание. Под водой живёт народ, Ходит задом наперёд. (Раки) Длинный хвостище, сама - хитрища, Шубка - рыжа, кто это? (лиса). Дети делают звукобуквенный анализ слов – отгадок. (Используем «звуковые человечки»- символы звуков, буквы магнитные). Взаимопроверка
VII. Игра «Зазеркалье». Нужно напечать букву правильно. Детям даются изображения неправильно напечатанных букв, определяют - какая именно это буква, печатают маркёром на чистой пластиковой карточке. (Все задания сопровождаются материалом демонстрационным - карточками, картинками, которые постепенно вынимает логопед из сундука. Комментируют действия детей «двое из ларца»)
VIII.Игра « Составь слова» Нужно составить из данного «длинного» слова как можно больше слов («коротких»). Слова представленные непременно содержат Р или Л, т.е. буквы, с которыми «работаем» . На 2 команды делим детей, даются по два слова- каждой. Подводим итог. (Например «Слоники»: СЛОН – СОН – НОС – СОК – КИНО - КОЛ…)
X. Рефлексия.
IX.Логопед:- Двое из ларца, думаю, вашей работой довольны. Задания их вы выполняли правильно - к школе готовы!
|