Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Фильчуковой М.В. с детьми старшего дошкольного возраста. Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков З — Зь»
Цели и задачи:
- закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах
- развивать фонематические представления
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста
- развитие мышления, воображения
- знакомство с буквой «З», печатание буквы.
Оборудование: слайды — картинка звездолета, «звездных человечеков», замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир, земляника), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска), карточка буквы, карточка физминутки, звуковые фишки, зефир «настроения» для рефлексии.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На какой планете мы живем? (На земле) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».
2. Сообщение темы занятия.
Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.
3. Характеристика звуков детьми.
При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.
Язычок широкий – ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! И со звонким ветерком Звонко З-з-з… произнесём. З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит! Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий.
4 Дети звезд приглашают нас в гости.
- На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,) — — — Почему его так называют?. (Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? «Где звук?»
(Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова).
Логопед выставляет картинку звездолета. (слайд).
5 Логопед читает стихотворение: (дети повторяют)
Звездолет мы смастерили. К звездам путь открыть решили. Звездолет, звездолет, Отправляемся в полет.
3 Произношение звуков «З», «Зь» в слогах...
Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.
ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно… Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно… Зве-звя-зве- произнесите удивительно… Зву-зва-звы- произнесите радостно…
4 «Найди картинку»
Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Сначала Вам нужно найти картинки с твёрдым звуком З, а потом с мягким звуком Зь…
- Ребята, что возьмем сначала? ………
(Дети отбирают предметы со звуками).
5 «Догадайтесь, какой предмет возьму я…»,
- В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это … (ваза).
- А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).
Логопед выставляет изображение замка.
- А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.
Чем похожи эти слова? Дети объясняют.
9 Ребята, а оказывается собирать вещи для звёздного путешествия не так то просто. Вы хотите мне помочь??? Тогда каждому из вас я сейчас дам фишки синего и зелёного цвета… и вы мне будете помогать определять с каким звуком предметы мы берём... с твёрдым – или с мягким…
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
- Ребята, а мы можем взять с собой и животных? (Да)
(Выставляет на слайде картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)
- Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея).
- Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове?
- Дети, а можно взять насекомых, морских животных и птиц? (да)
(Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок).
- Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем… (зефир, изюм, землянику).
- Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик).
- Мы всё с вами взяли??? (ДА) Тогда отложите свои фишки, вы хорошо справились со своим заданием и помогли мне собрать нужные вещи.
11 «Вопрос – ответ»
- Как все эти предметы можно назвать? (груз).
- Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим, загрузим).
- Отсек, где будет лежать груз, называют… (грузовым).
10. Согласование существительных с глаголами.
«В грузовом отсеке есть…» (замок, задвижка, защелка). Замок мы что сделаем?.. (закроем) Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.
10 Звучит музыка. Закройте глаза, … Мы отправляемся в полет.
Смотрите, вот и Звезда.
Дети произнося слова стихотворения:
К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!
- Логопед выставляет картинки Звездных детей.
- Наш путь был не близким, давайте отдохнём…
Мы летели высоко. Мы летели низко. Мы летели далеко. Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды. Вот какие молодцы!!!
(сопровождается движениями рук).
13 Ребята угадайте «Какое слово спряталось?» Он среди предметов которые мы взяли с Земли… Найдите его.
- В названии предмета один слог
- первый звук «з», второй звук «о».
Что это? (Зонт).
- Измените, слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик).
14 Ребята, звёздные дети приготовили для нас подарок, они подарили нам новую букву, как вы думаете, что это за буква?
- конечно это буква З. Посмотрите вот она.
- А теперь давайте мы пропишем эту букву в своих тетрадях. Печатание буквы З.
15. Итог занятия.
Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир). Угостим наших звездных детей.
- Если вам сегодня всё понравилось, тогда возьмите и угостите зефиром розового цвета.
- Если у вас что — то не получилось, и у вас не совсем радостное настроение то тогда жёлтого цвета.
Ну а теперь давайте прощаться, садитесь в наш звездолет – закрывайте глазки и мы отправляемся домой.
|