Цели и задачи:
- уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
- отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;
- формировать умение дифференцировать звуки [З] — [Ж]; отбирать картинки на заданный звук.
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей;
- упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Развивать связную речь в придумывании рассказа, отгадках.
- воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.
Оборудование: картинки пчелы и комара, мяч, карточка с подвижной игрой, картинки со звуками для игру 4 лишний, 2 домика, карточки с загадками, цветы из бумаги.
Ход занятия.
Организационный момент.
1 — Ребята, сегодня к нам на занятие обещали посетить гости, угадайте по их звучанию, кто они? (последовательно звучит жужжание пчелы, затем комара).
- Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, которые желают узнать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
2 — Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков.
Дети: З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает.
Ж — губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.
3 Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями: девочки-пчелки, мальчики – комарики.
Игра «Комары и жуки». Подвижная игра.
Дети разбиваются на две группы, называя слова со звуками З-Ж. Одни изображают жуков, другие — комаров. Один ребенок изображает сову.
- «Комары летят, комары гудят». Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з-з».
«Жуки летят, жуки жужжат». Дети — жуки — вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».
Сова говорит: «Я — сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю»
Делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой».
Молодцы,
5 Задание «Слоговая песенка». Чёткое проговаривание слогов.
- А теперь повторите за мной слоговую песенку:
за-жо-за, жы-зу-жы и т.д.
6 А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот». (мяч)
А проговариваю слоги с одним звуком, вы с другим…
7 А теперь посмотрите на доску и определите, какая картинка лишняя;
Где мы слышим звук Ж, а где З. Задание «Четвертый лишний». Жираф, ежик, жилет, береза. Лыжи, зонт, зубы, ваза.
Жаба, жук, заяц, лужа.
8 Ребята, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки:
После того, как дети назовут правильный ответ, логопед выставляет картинки отгадок.
- У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Зайчик)
- Под соснами, под елками ползет мешок с иголками. (Ежик)
- Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел (Змея)
- У этой лошадки одёжка в полоску. Похожа одёжка её на матроску. (Зебра)
- Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. (Жираф)
- Шесть ног без копыт, летит – жужжит. (Жук)
- Задание «Помоги животным найти свой домик».
Логопед предлагает расселить лесных жителей по домикам:
со звуком З в зеленый домик (змея, заяц, зебра)
с Ж- в желтый (жираф, ежик, жук).
10 А теперь давайте поиграем в игру «Какой, какая» (описание предметов).
11 Ребята, а давайте мы придумаем рассказ о наших героях…
Задание «Жила была …, жил был…»
Да, у Вас получились очень смешные и увлекательные истории.
12 Ребята, а вам понравилось сегодня наши гости?
- А вам понравилось с ними играть
- А что понравилось больше всего
А давайте приготовим для них подарок. Мы сделаем для них цветочное поле, что бы они летали на нём и любовались нашими цветами.
Если вам всё понравилось и всё удалось, возьмите красный цветок.
Если что- то не понравилось и не получилось — жёлтый.
А если вам вообще ничего не понравилось – тогда синий…
Посмотрите, какое красивое поле из цветов у нас получилось…
|