Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Как Сережа нашел щенка"
(с использованием метода наглядного моделирования)
Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Цель: Обучение связному последовательному составлению рассказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи: Продолжать учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, характер и настроение героев; включать описание внешнего вида персонажей, опираясь на наглядную модель. Формировать умение составлять предложения из набора слов.
Скачать конспект
Развивать способность к наглядному моделированию; самостоятельность ответов и суждений. Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, наглядно-образного мышления.
ЗКР: Добиваться внятного и четкого произнесения чистоговорки, включающей звук [щ’], с разной силой голоса, используя схему.
Воспитывать бережное заботливое отношение к животным.
Материалы: письмо – загадка; опорная схема для составления рассказа; схема способа проговаривания слов с разной силой голоса.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу: «Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись. Влево — вправо повернулись И друг другу улыбнулись!»
(дети садятся на стульчики)
2. – Ребята, когда я сегодня утром шла на работу, то встретила очень расстроенного мальчика. Друг прислал ему письмо, в котором нарисованы слова знакомой вам песенки, но мальчик её не знает и никак не может её прочитать. Давайте ему поможем.
( «читают»: «Воробей с березы на дорогу прыг,
Больше нет мороза «чик-чирик!»)
-Спасибо вам большое, обязательно ему передам, что вы помогли разгадать песенку.
3. -А я непросто рассказала вам о мальчике, ведь он был не один. А с кем, отгадайте:
Этот зверь, увидев кошку Громко лает у окошка. Вечно крутиться у ног Этот маленький … (Щенок)
– Я хочу, чтобы сегодня вы придумали рассказ на тему «Как Сережа нашел щенка». А что нам может помочь в составлении рассказа?
(схемы, рисунки, таблицы, игрушки).
- Давайте рассмотрим схему для составления рассказа. Сначала расскажите, как Сережа пошел гулять, как увидел щенка. Опишите, какой был щенок и как назвал его Сережа. А потом расскажите, что было дальше: как Сережа ухаживал за щенком, как они играли и дружили.
(ребенок рассказывает, далее задаются вопросы)
-Вам понравился рассказ?
-Какую кличку придумал Сережа щенку?
-Почему он так назвал щенка?
-Что можно добавить, изменить в этом рассказе, чтобы он стал еще лучше?
(выслушиваем ответы детей)
- Давайте ещё раз составим рассказ, но рассказывать будем по очереди: кто-то один начнет, другой расскажет о щенке, третий – о том, как Сережа ухаживал и играл со щенком.
- Очень интересный и складный рассказ у вас получился. После занятия я запишу его и дам почитать родителям, чтобы они смогли узнать, как хорошо вы научились рассказывать.
4. Физминутка:
Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова,
Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел.
5. Игра «Живые слова».
- Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Пусть ко мне подойдут шесть детей. Они будут разными словами.
(воспитатель говорит каждому ребенку, каким словом он будет; проверить, как дети запомнили слова: щенок, мальчик, весело, быстро, бежит, прыгает)
-Из этих слов мы можем составить различные предложения про мальчика и щенка. Предложение должно состоять из трех слов. Кто придумает, тот поднимает руку. Заранее говорить предложение не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».
(ребенок выходит и, не называя слов, составляет предложение)
- Теперь скажи, какое предложение ты придумал? Проверим, правильно ли ты поставил слова.
- Слова, называйте себя по порядку.
- А кто придумал другое предложение? И т. д.
- Молодцы, как много разных предложений вы придумали.
6. – А сейчас, ребята, послушайте чистоговорку и определите, какой звук вы слышите чаще всего?
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- В каких словах чистоговорки вы слышали этот звук?
-Давайте проговорим эту чистоговорку медленно, чтобы было четко слышно каждое слово.
-А теперь расскажем её с разной силой голоса, а поможет нам опорная схема.
(дети проговаривают чистоговорку с разной силой голоса группой и индивидуально)
Итог:
- Ребята, вы сегодня замечательно занимались, молодцы! Что вам понравилось больше всего? А что ещё мы делали? В конце хочу дать вам небольшое задание: в свободное время изобразите с помощью опорной схемы любую песенку или стихотворение, а мы попробуем «прочитать».
|