Тема: Пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю)
Составила: воспитатель подготовительной группы Симонова Татьяна Васильевна г. Нелидово 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизация и обогащение словарного запаса (определений, глагольной лексики, родственных слов).
- Использование для пересказа метода языковой трансформации.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы:
Скачать конспект
Рассматривание иллюстраций; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико-грамматические упражнения; составление разрезной картинки; чтение рассказа; рассматривание панорамы; метод языковой трансформации; сюрпризный момент.
Оборудование:
Карточки-подсказки (графическое изображение предлога); графические схемы для пересказа; карточки с родственными словами к слову «медведь» и похожими словами; разрезная картина (медведь); магнитные доски; магниты.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов и сказок:
И. Соколова-Микитова «В берлоге», «Медвежья семья»;
Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»;
В. Бианки «Купание медвежат», Ю. Коваля «Стожок»; «Медведь» — сказка по сюжету Б.Н. Сергункова и других.
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Работа с графическими схемами.
- Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов.
- Лексико-семантическая работа:
Стожок — сложенная в виде горки высушенная трава;
Излучина -поворот реки;
Воз -сани;
Полозья — деревянные или металлические пластины для скольжения саней;
Председатель — руководитель сельского хозяйства;
Башка — голова;
Медвежатина — медвежье мясо (в данном случае запах медведя);
Сено — высушенная трава;
Сметал — сложил сено в виде горки;
Хлопнул — стукнул, ударил;
Запряг — надел на лошадь специальные приспособления (хомут, сбрую и т.д.) для того, чтобы она могла везти сани;
Выставилась — показалась, высунулась;
Чмокает — издает губами звуки;
Распрягать — снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани;
Тряхнул — покрутил из стороны в сторону;
Разить — неприятно пахнуть;
Мохнатая — заросшая густой шерстью.
- Рисование медведя (организация выставки работ).
Ход НОД
Организационный момент. Развитие зрительно-пространственной координации.
Педагог: Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждая команда должен найти конверт с помощью моей подсказки.
Педагог раздает детям подсказки, с помощью которых они смогут найти конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку. Например, предлог «под» и картинка с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т.д.)
Когда все конверты найдены, дети собирают на столе разрезную картинку медведя.
Дидактическая игра «Родственные слова».
Закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову «медведь».
На «дереве» располагаются карточки с лексическим материалом. Дети должны назвать карточки с родственными словами и лишние карточки. Остальные карточки располагают отдельно.
Лексический материал: медвежонок, медведица, медвежий, медвежьи следы, медвежатина, медведь, медведище, медвежья семья.
Физкультминутка «Медвежата» (движения выполняются в соответствии с текстом)
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили –
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали –
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили –
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.
- Сегодня мы с вами вспомним интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Ю. Коваль. А какие еще произведения про медведей вы можете вспомнить?
( «В берлоге», «Купание медвежат», «Как медведь сам себя напугал», «Как медведя переворачивали», «Медвежья горка» и т.д.)
Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
Педагог напоминает детям начало рассказа и совместно с детьми выставляет на магнитную доску графические схемы, соответствующие содержанию.
У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.
Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.
-Ты чего, Зуюшка, привез? — кричит ему соседка Пантелеевна.
-Сено, Пантелеевна, чего же еще? — отвечает Зуй.
-А на возу у тебя кто?
Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь! «Рр-у-у!»
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.
Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал — Зуев стожок».
Дидактическая игра «Используй нужный знак (?,!)»
Работа над интонационной выразительностью речи.
Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака педагог передает детям, стоящим по кругу. При этом дает образец восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста. Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение.
— Какой страшный этот медведь!
— Какой опасный медведь!
— Ах, как я боюсь медведя!
— Не буди спящего медведя!
— Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь!
— Что привез дядя Зуй из леса? (Ответ ребенка и новый вопрос.)
— Кто встретил его в деревне?
— Что сделал медведь, проснувшись?
— Куда он побежал?
— Ты боишься медведя?
— Чем опасен медведь?
— У медведя острые зубы?
Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Использование метода языковой трансформации.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами или индивидуально.
Итог НОД.
Дети – «журналисты» берут интервью у других детей по итогу прошедшего занятия (Что тебе сегодня понравилось больше всего? Кто лучше пересказал рассказ? и т.д.)
Педагог предлагает детям в свободное время нарисовать понравившейся эпизод из рассказа.
Графическое изображение предлога
Графические схемы для пересказа
|