Цель: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли».
Задачи:
- развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оснащение образовательного процесса:
- коробки с железными, пластмассовыми, резиновыми, деревянными и другими предметами
- магниты на каждого ребёнка
- подносы
- тарелочки
- стеклянные стаканы
- детали железного конструктора
- бассейн с водой, рыбками, удочками
- скрепки.
Техническое оснащение: ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа. Проведение дидактических развивающих игр в утренние часы и во вторую половину дня, беседы, рассматривание иллюстраций «Наша планета», «Прошлое нашей планеты» и др.
Приемы руководства деятельностью детей.
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации; создание эмоционального фона
- Приемы организации практической деятельности детей: обследование, организация исследовательской деятельности детей.
- Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания.
- Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми
Ход опытно – экспериментальной деятельности.
Дети входят в научно-экспериментальный центр. Здороваются с гостями.
Воспитатель.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!!!
А теперь повернитесь ко мне. Мы с вами находимся в секретной лаборатории «Хочу всё знать!». Здесь разгадываются все секреты и тайны. Мы с вами сегодня станем лаборантами, которые должны выполнить задание главного директора секретной лаборатории. Если мы выполним это задание, получим вознаграждение. Готовы ли вы стать секретными агентами? Готовы ли вы выполнить сложное задание?
Тогда одевайте специальную форму лаборантов – исследователей.
Дети одеваются. Звучит музыка.
А вот наше сложное задание. (Слайд 2. Изображение Земли). Вы видите Землю, а на ней – люди. Какая странная ситуация: они могут ходить вниз головой и не падать. Почему? Кто-то может ответить? Тогда приступаем к расследованию.
Прежде, чем начать проводить опыты, нужно вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
-Внимательно слушать старшего лаборанта. Слайд 3
-Не шуметь, не мешать друг другу, выполнять все задания. Слайд 4,5
-Соблюдать правила безопасности.
Воспитатель. Чтобы разгадать нашу загадку, мы проведём эксперименты с разными предметами. Приступаем к эксперименту № 1. Какие предметы вы здесь видите? Это «Волшебная дорога». Как нам заставить машину двигаться по ней? Дети выполняют задание с помощью магнита.
- Что происходит с машиной? (двигается)
- Почему так происходит? (Она двигается под действием магнита.)
Вывод: Магнит действует через пластмассовую доску.
Вы молодцы, первый эксперимент мы выполнили. Получили ли мы ответ на наш главный вопрос? Нет. Продолжаем расследование.
Эксперимент № 2.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками)
- А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки, монетки, скрепки…)
- Не порядок. Ребята, рыбкам, чтобы жить, нужна чистая вода, давайте поможем нашим рыбкам.
-Предлагаю выловить не рыб, а мусор. Как вы думаете, будет ли действовать магнит в воде? Сейчас мы это проверим.
По очереди дети очищают водоем от мусора.
- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
Вывод: Магнитные свойства сохраняются в воде.
С заданием справились. Нашли ли мы ответ на наш вопрос? Нет. Продолжаем наше секретное расследование.
Вот перед нами обычная с виду варежка. Из чего она изготовлена? Из ткани. Но не всё так просто. Сейчас я её надену и начнутся чудеса. Посмотрите. Предложить попробовать детям.
Предлагаю детям надеть варежку и поместить руку над подносом с магнитными металлическими предметами.
Что происходит? Как вы думаете, в чем волшебство варежки?
Вывод: к варежке притягиваются к себе магнитные металлические предметы, потому что в ней спрятан магнит. Они притягиваются через ткань. Ткань – не помеха для магнита. Ребята, вы заметили, какими интересными свойствами обладает наш магнит? Он притягивает предметы через пластмассу, ткань и даже действует в воде!
Физминутка.
Игра называется «Магнетизм». Я буду большим магнитом, а вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте.
Встали в круг (скрепка, конфета, болтик, фантик, булавка, камень, копейка, носок)
Ну что ж, продолжим поиски ответа на наш вопрос. Кстати, вы не забыли его? Предлагаю помочь Золушке. Помните её? Игра «Помоги Золушке»
Злая мачеха перемешала гречку с шурупами, скрепками и гвоздями и заставила Золушку ее перебрать. Как помочь девочке?
Напоминает о магнетической силе, о зависимости размера магнита и притягиваемого предмета.
Вывод: Магнит притягивает железные предметы через крупу.
А теперь вы можете мне ответить, почему люди не падают? Тогда нам нужно продолжать. Перед вами новое секретное задание. Это стаканы с водой. Из чего они сделаны? Из стекла. Нам нужно, не намочив рук и не выливая воду из стакана, достать предметы со дна. Задача не из лёгких.
Как мы сможем достать скрепку со дна стакана? Дети предлагают варианты. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду.
Выйти из-за столов, встать перед доской.
Ребята, как же мы ответим главному директору секретной лаборатории на его вопрос: почему не падают люди?
Я предлагаю снова посмотреть на нашу Землю. Может быть, именно в ней мы найдём отгадку?
Рассмотреть строение Земли.
Земля состоит из коры, мантии и ядра. В ядре заключается отгадка на наш вопрос. Ядро Земли – это самый огромный магнит. Он действует через толщу Земли на нас, поэтому люди не падают. Это и есть наш ответ главному директору секретной лаборатории. Если мы ответили правильно, нас ожидает сюрприз.
Предложить детям сесть. Начинается мультфильм «Фиксики».
- Ребята, Вам понравилось быть лаборантами? Чем мы с вами занимались в нашей лаборатории?
|