Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность

Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность

(1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л.С. Выготским. Он неоднократно говорил о том, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

 

Скачать презентацию

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.

(2слайд) изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу, я выделила актуальность данной темы. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

(3, 4 слайд) Определила цель и выделила задачи, представленные на слайде.

Н.Н. Подъяков утверждает, что детское экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, во время игр, при проведении НОД, на прогулке и т. д.

(5 слайд) Так, например, при воспитании культурно-гигиенических навыков дети не только знакомятся с художественным словом и учатся мыть руки, но и узнают о свойствах воды, о том какая она (тёплая, холодная, мокрая), также путём экспериментирования дети узнаю, о том, что если мокрыми руками потереть мыло появится пенка, которая собирает всю грязь с рук, смыв пенку водой руки становятся чистыми.

(6 слайд) при проведении НОД дети узнают о материалах, с которым работают. К примеру, при работе с пластилином через эксперимент дети узнают, что пластилин может быть твёрдый, но если его погреть в ладошках он становится мягким и ему можно придавать разную форму. Развивается умение отламывать комочек пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочки между ладонями прямыми движениями. Формируется умение раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка).

(7слайд) содержание образовательной деятельности «физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Экспериментирую с мячом, дети овладевают разнообразными действиями, с ним (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

(8 слайд) Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. В сюжетно-ролевой игре у детей формируется умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Воспитатель подводит детей к пониманию роли в игре. Формируются начальные навыки ролевого поведения. Во время игры «Уложу я куклу спать» ребёнок, пробуя, положить куклу в кровать узнал, что кукла потому и называется неваляшка, что уложить её нельзя.

(9 слайд) в процессе конструирования дети знакомятся с деталями (кубик, кирпичик, пластина), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивается умение сооружать элементарные постройки по образцу. Воспитатель способствует пониманию пространственных соотношений. Учит пользоваться дополнительными сюжетными игрушками. На пример, детям было предложено построить горку по образцу. Путём проб и ошибок горка была построена.

(10 слайд) что способствовало дальнейшему развитию игры «Чья машинка дальше уедет?»

(11 слайд) на прогулке у детей предоставляется множество вариантов экспериментирования. У детей развивается способность наблюдать за явлениями природы, проводить эксперимент с песком: лепить куличи из мокрого песка, посыпать дорожку сухим песком, рисовать на песке и многое другое. Зимой можно проводить эксперимент со снегом (лепить снежки, горки, снеговиков). В ходе эксперимента дети узнают о свойствах воды, что она превращается в лёд и наоборот лёд тает и превращается в воду. Так же можно проводит опыты с воздухом (сильный слабый ветер), используя вертушки, флажки и пр. На улице у детей множество вариантов проведения экспериментирования как совместно со взрослыми, так и самостоятельно.

(12 слайд) Эксперимент, это неотъемлемая часть в жизни ребёнка. закончить своё выступление я хочу такими словами: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Просмотров: 513
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна. Связь экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Федосеева И.П., Радостева О.А.. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Фруктово-ягодные краски».
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Бабарыкина Наталья Сергеевна. Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе. Тема: «Волшебные превращения Воды».
  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Жердева Инна Александровна, Фокина Светлана Олеговна. Организация детской деятельности детей через инновационные формы
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Беликова Вера Александровна. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКСПЕРИМЕНТ С ВОЗДУХОМ»
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь