Баранова Наталия Александровна. «Организация и проведение цикла событий о богатырях земли русской» для детей 6-7 лет

«Организация и проведение цикла событий о богатырях земли русской» для детей 6-7 летРекомендации для воспитателей в соответствии  с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех».
Познавательная информация  для воспитателей.
В соответствии с целями и задачами данной программы, дети  «овладевают обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли».
Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в  ребенка положительных черт русского характера.
Конец  X века – знаменательное время в истории Русского государства. После многочисленных войн, после трудной поры междоусобных раздоров Россия познала относительный покой. В княжеской гриднице Владимира Святославича  проходили пиры, на которых решались государственные дела, задумывались новые походы, вершились судьбы земли русской. Но, кроме обильного угощения и деловых бесед, славились княжеские пиры искусством певцов –сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали тут же, на пиру, величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Истоки былин – в величальных славах и песнях, родившихся в среде княжеской дружины. Но именно народ создал и сохранил былины, в которых наделил своих героев мудростью, храбростью, ловкостью, силой, бодростью и оптимизмом.
Добрыня Никитич – могучий, честный, прямодушный, верный в дружбе и любви, «вежливый – увежливый» богатырь, Илья Муромец – народный идеал героя - воина, Алеша Попович – сильный, доблестный, хитрый и веселый  богатырь.
В старину богатырские подвиги воодушевляли людей, редкий из мальчиков не играл в богатырей. Все в богатырях и в их деяниях величаво, крупно, размашисто, широко. Былинного богатыря  отличает величайшая физическая сила: он и ест и пьет, как существо необыкновенное; рубится с недругами по двенадцать дней и ночей, так, что враги валятся, как подкошенная трава.
Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, подвиги они творят не ради корысти, а во имя справедливости, мира, ради самой Руси и ее народа.
Былины –  жанр русских песен – сказаний. В них доминантой является текст. Музыкальная интонация подчиняется слову, его рифме, метру, ритму. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы. Былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев.  Действия в былинах разворачиваются медленно и спокойно, часто повторяются одни и те же эпизоды. Особенно любимо народом троекратное повторение. Например, Садко трижды играет в гусли на берегу Ильмень-озера и трижды от его игры вода колеблется. Пение былины успокаивает слушателя, гармонируя с мирным повествованием о событиях далекой истории.
Красоту напевов давно оценили композиторы и использовали их в операх, симфонических произведениях. «Первая песня Баяна» М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - ведает нам о преданьях старины глубокой.  «Богатырская» тема присутствует в цикле «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. В музыке «Прогулка», «Богатырские ворота» - богатырский образ носит обобщенный характер. Музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный характер киевских  «Богатырских» ворот и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты создавшего их народа.
В «Сказке о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (вступление ко 2 картине 4 действия)
« Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя ,
Тридцать три богатыря!»
музыка рисует нам твердую поступь прекрасных, статных молодцев, идущих из волн морских. Сказочные музыкальные звуки передают  нам удивительную морскую картину с  богатырями, которую легко представить.
Слушая фрагмент из второй «Богатырской симфонии» А.П.Бородина, представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, весь поэтический мир далеких веков. Но не только история «звучит»  в музыке Бородина – она, по словам Б.Асафьева, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь».
В опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова  образ Садко – гусляра яркий, необычный, сказочный. Все средства музыкальной выразительности направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты назвали оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы.
Тема « Ты откуда, былина, к нам пришла?»
1.    Показать на слайдах исполнение фольклорными коллективами русской песни, хоровода, частушек, плясок, игр. Задача детей – назвать музыкальный жанр. Последним слайдом показать кадр из м/ф, где сказители-старцы играют на гуслях и поют былину.
2.    Выяснить у детей, что они знают о былинах и о русских богатырях.
3.    Прослушать Первую песню Баяна (из оперы «Руслан и Людмила М.И.Глинки). Знакомство с  гуслями.
4.    Рассмотреть иллюстрации в книгах –  битвы, сражения войск русских.
5.    Прочитать  былины по выбору воспитателя или желанию детей.
Рисование наиболее интересных сюжетов былины.
6.    Подвижная игра  «Я – богатырь!» (использовать кегли и мяч) задача игрока: сбить мячом – «палицей»  как можно больше кеглей – «врагов».
Тема: «Богатырская наша силушка»
1.    Прослушать отрывки  былин «Садко»,  «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (аудиокассета «Золотая коллекция», Весть- ТДА, Москва, 1999). Назвать богатырей.
2. Показать иллюстрации из книг – русских богатырей, рассмотреть их                                   доспехи – шлем, кольчугу, сапоги, плащ, меч и щит.
7.    Игра  (подвижная в командах) «Кто быстрее соберет богатыря на битву с Соловьем-разбойником». Задача: из предложенных частей одежды (нарисованной на картоне) выбрать доспехи для богатыря.
8.    Игра « Составь богатырское меню». Задача: из предложенных иллюстраций продуктов или блюд составить  обед для богатыря.
9.    Богатырские состязания.
Тема: «Музыкальность былин»
1.    «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский – прослушать сюиту,  побеседовать  о содержании.
2.    Построить  из строительного материала  «Богатырские ворота».
3.    «Богатыри» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». Под музыку предложить мальчикам надеть заранее изготовленные шлемы, подойти  к воротам.
4.    Каждый мальчик должен придумать   себе богатырское имя.
«Чем славен богатырь» - каждый мальчик показывает спортивное упражнение или гимнастическую фигуру.
5.    «Закончи пословицу». Задача детей – вспомнить пословицу и правильно ее закончить.
- Один за всех… /и все за одного/;
- Всякому мила … /своя сторона/;
- За правое дело… /стой смело/;
- Нет друга – так ищи, а … /найдешь – береги!/
Тема: « Куда путь держать?»
1.    Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Воспитатель и дети собираются возле волшебного камня, который указывает им путь-дорожку: «Налево пойдешь – к Соловью-разбойнику попадешь, направо пойдешь – к Морскому царю попадешь, а прямо пойдешь – ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь!»
2.    Дети выбирают путь. Если выбрали дорогу к Соловью разбойнику, то подходят к ширме кукольного театра. Появляется игрушка кукольного театра Соловей – разбойник. Он говорит о том, что привык биться с богатырями, а тут – ребята, но все же вызывает их на битву, предлагая разные задания: «Попади в цель», «Отгадай загадки», «Перетягивание палки в парах», «Бой подушками».
3.    Если путь лежит к Морскому царю, значит нужно помочь Садко –гусляру выбраться из волн морских. Морского царя тоже можно взять как игрушку кукольного театра. Морской царь пробует «заколдовать» детей, превратив их в рыбок. Звучит «Пляска златоперых  и сереброчешуйчатых рыбок» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко». Дети импровизируют  танец.  Морской царь дает задание – определить звучание гуслей. Дети прослушивают несколько близких по звучанию музыкальных инструментов и угадывают гусли.
Следующее задание – по тексту былины «Садко» (вопросы по содержанию).
4.    Дети идут по направлению «ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь»
Здесь подготовить показ отрывков из мультфильмов о  чудесной силе богатырей.

На Руси очень любили богатырей. А как их было не любить? Они   бились
с врагами  во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали  родную
землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили
ей без корысти.    Вопросы к детям: «А вам нравятся богатыри? За что вы их 
полюбили? А хотите ли вы быть похожими на руских богатырей? Как такими
стать?».

Просмотров: 472
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Баранова Наталия Александровна. Сценарий театрального действия с музыкальным сопровождением для детей 6-7 лет «Гусельки яровчаты» по мотивам русской былины «Садко».
  • Баранова Наталия Александровна. Сценарий театрального действия с музыкальным сопровождением для детей 6-7 лет «Гусельки яровчаты» — по мотивам русской былины «Садко».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Селезнёва Светлана Олеговна. Сценарий развлечения к Дню защитника Отечества «Богатырские состязания» (для детей старших групп)
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Панина Татьяна Леонидовна. Конспект организованной образовательной деятельности «Сказание Садко»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Главный Редактор. Методические рекомендации для воспитателей «Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Макеева Марина Владимировна. Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин «Гордость земли русской»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Зоя. 'Доспехи воинов древней Руси'
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Басова Наталия Алексеевна. Конспект организованной партнерской деятельности по формированию гендерной принадлежности и нравственных начал личности «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Примаков Юрий Витальевич. КАК ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ПОРЯДОК НАРУШИЛ
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь