(с использованием ИКТ)
Программное содержание:
Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, формировать навыки работы с ИКТ.
Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение четко декламировать стихотворение; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями.
Область «Физическое развитие»: воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий; совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности; развивать умение детей скакать «прямым галопом».
Область «Художественно – эстетическое развитие»: познакомить детей с великим полотном художника В.М. Васнецова «Богатыри»; развивать у детей эмоциональное восприятие музыки; согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: активизировать основные формы приветствия и прощания; вызвать интерес к предстоящей деятельности; побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию; обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России и своего края, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карта мира, России.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист — Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне», «Святогор»
Речевое развитие: заучивание стихотворений о Родине, богатырях; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.
Музыкальная деятельность: пение песен о богатырях, о воинах земли русской.
Изобразительная деятельность: рисование: «Русская береза», «Русский богатырь», «Оружие богатыря», «Богатырский конь»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование:
Проектор со слайдами; доска; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой.
Ход занятия:
На доске слайд русское поле. Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Присаживайтесь.
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
На экране слайд — карта России.
Перед вами карта России. Посмотрите на доску и ответьте, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. В России есть океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля.
Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Она имеет огромные неисчерпаемые природные богатства. А всегда ли наша Родина была такой?
Дети:
Реб. 1: Она была меньше, и людей проживало мало.
Реб. 2: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц.
Реб. 3: Издревле на этой земле жили славяне.
Реб. 4: Кочевники часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен.
Реб. 5: Основали славяне своё государство много лет тому назад и назвали его Русью.
Реб. 6: Русичи защищалась от врагов.
Воспитатель: Да, дети, все правильно. Наша Родина богатая и изобильная. Вот и привлекали эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Жить в таких условиях могли только очень выносливые и храбрые. Среди них были люди, которых называли богатырями. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались легенды, сказки и былины.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, силачи, воины, борцы, добрые люди.
Воспитатель: А кто знает стихотворение о богатырях?
Реб.: Богатырь силен как вольный ветер, могуч как ураган.
Он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат, он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей и стариков и матерей!
Реб.: Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал!
Русь – матушку защищал.
На экране слайд – картина В. М. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Слайд – застава богатырей.
Как вы думаете, с кем они боролись?
Дети: С врагами, Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, татарами, монголами, печенегами, хазарами.
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?
Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Иванович, Пересвет, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все богатыри были мужчинами?
Дети: (варианты ответов)
На экране — женщина богатырь
Воспитатель: Женские образы богатырок так же как и мужские лихо сражаются в степных просторах за свободу и справедливость. Недавно в руки мне попал сборник легенд о Самарском крае Степана Егоровича Кузменко «Жемчужины Жигулей» (показать на доске), и я прочла увлекательное стихотворение «Богатырка Усолка». Героиня этой истории женщина, защитница родного края. (Слайд – село Усолье). На месте села Усолье Шигонского района Самарской области, в далекие времена происходила битва между русскими и ногайцами. В ее разгар, когда кочевники уже праздновали победу, меж русскими появилась на коне женщина — богатырь, (слайд женщины богатырки на коне) так воодушевившая своих соотечественников, что ногайцы были совершенно разбиты. Усолка – богатырка нашей Самарской области.
На экране картина богатыри на конях
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?
Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.
Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?
Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.
Слайд картина «Богатыри»
Воспитатель: Вы все сказали правильно. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение
Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)
Мы ладонь к глазам приставим (далее по тексту)
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
На экране богатырь. Звучит музыка. Выходит Богатырь в шлеме и кольчуге, на поясе у него меч.
Богатырь: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать то, что вы знаете о богатырях. Сейчас я загадаю вам загадки, а про что догадайтесь сами.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, чтобы от ветра закрывать лицо? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.
Все ответы сопровождаются слайдами
Богатырь: Ребята, а какое еще древнее оружие вы знаете?
Дети: меч, булава, кистень, палица, копье, секира, топор, лук и стрелы, кинжал, цепи.
Общий слайд оружия богатырей
Богатырь: А во что еще были одеты богатыри?
Дети: доспехи, сапоги, рубаха, латы, бармица.
Общий слайд одежды богатырей
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.
Картина Васнецова «Богатыри»
Богатырь: А вы бы хотели пройти путь богатыря?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелегкий и опасный путь, где нас будут ждать приключения, согласны? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть нам все преграды.
Богатырь: Но, перед тем как отправиться в дальний путь, исполним песню, потому что мы – богатыри в поход без песни не ходили.
Исполняют песню «Богатырская наша сила»
На экране слайд – изображение камня на распутье.
Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Прямо пойдешь,
На заставу к богатырям попадешь!
Направо пойдешь,
Честь и славу найдешь!
Налево пойдешь,
Коня найдешь!
Богатырь: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и конь, и на заставе бы надо побывать.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти все три дороги. Согласны, ребята?
Дети: да
Воспитатель: И ваше первое испытание называется «Построй крепость». Сейчас ребята проявят свои навыки в строительстве. А ну, добровольцы, выходите, свое мастерство покажите.
Интерактивная игра «Построй крепость».
Богатырь: Молодцы, дети. Вы построили крепкую заставу. А какие же мы богатыри без верного коня? Сворачиваем налево.
Игра «Ловкие наездники»
А путь наш лежит через болото, впереди топкие грязи – повыше ноги поднимайте и шире шагайте.
Давайте покажем, какие мы наездники. Спина прямая, руки на поясе, поскакали прямым галопом.
Запись- ржание коня, на экране слайд богатырский конь.
Богатырь: Смотрите, какого мы с вами коня добыли, молодцы! А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей, ведь они не только сильные и отважные, но и умные. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Мозговой штурм слайд три богатыря
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Богатырь: Мне пора прощаться с вами. А на прощание хочу вам оставить грамоту, в сей грамоте, богатыри завет оставили своим потомкам. Всего вам доброго.
Богатырь уходит, дети прощаются.
Воспитатель: Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили о богатырях – защитниках земли русской. Все вы молодцы, хорошо справились с испытаниями, были внимательными, ловкими, смелыми. Давайте прочтем грамоту оставленную богатырем. Читает грамоту
Завет потомкам.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Воспитатель: Ну, что ж, будем помнить наказ богатырей.
Слайд – поле.
В заключение мне хочется сказать, сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников нашей Родины. Впереди у них еще много испытаний, с которыми они обязательно справятся. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.
Литература:
- В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;
- Т. А. Шорыгина «Наша Родина — Россия» — М.: Сфера, 2011;
- Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс, 2012;
- О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;
- Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;
- Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.
|