Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины, активизировать речь детей
Задачи:
- познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»
- продолжать учить детей вести беседу: слушать партнера, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать.
- обобщать свои знания в форме короткого текста – высказывания.
- обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими качества людей:
- Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей:
- закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах
- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Оборудование.
Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях.
Предварительная работа.
Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей — разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов. Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое название – Россия. Мы знаем, что существует много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна,
Почему?
Ответы детей: -потому что она наша Родина.
- это самое большое государство мира.
Воспитатель: Что такое родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мама и папа.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но, кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но любил слушать, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину, как вы думаете, какое название у этой картины?
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями, предполагают ее название.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. На этой картине мы видим тяжелые облака и грозовые тучи над Русью, так же мы видим что ветер сильный по развивающимся гривам и хвостам лошадей, а еще по колышущейся траве. Создается ощущение тревоги, опасности.
В центре на черном могучем коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит Илья свою Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа (священника). Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза прищурил да тугой лук держит наготове. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Вам нравится эта картина?
Составление небольшого рассказа по картине.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины.
Кто это?
Дети: Это богатырь Илья Муромец.
Воспитатель: Какими качествами он обладает?
Дети: Он сильный, храбрый, смелый.
Воспитатель: Какие у него доспехи?
Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.
Воспитатель: Какой у него конь?
Дети: У него черный (вороной), большой и могучий конь.
Воспитатель: Как он вооружён?
Дети: В руках у него копье и палица булатная, колчан со стрелами.
Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей?
Дети: Он старше всех богатырей.
Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
Ответы детей. Добрыня Никитич — одет богато и нарядно, у него богатая кольчуга. У Добрыни длинная борода. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. У Добрыни белый длинногривый конь, стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
Дети: Третий Богатырь – Алеша Попович – сын священника. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него его любимое оружие — лук, а в правой руке гусли. Рыжий конь Алеши с белым пятнышком на лбу, его грива светлая и красивая. Хитрый богатырь — Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза прищурил да тугой лук держит наготове. Низко опустил голову конь Алеши, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
Воспитатель: А какая природа вокруг?
Дети: мы видим богатыри стоят на холме, в небе тяжелые облака и грозовые тучи, так же мы видим, что ветер сильный по развивающимся гривам и хвостам лошадей, а еще по колышущейся траве…
Воспитатель: какое создается у вас настроение от просмотра этой картины ребята?
Дети: тревожное, грозное, опасное.
Воспитатель:
Подводит итоги: но эти могучие богатыри зорко смотрят вдаль, т.к. стерегут границы нашей Родины. Они выполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела.
В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.
Как Вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Кто думает, что да? Или нет? и кого мы можем назвать богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи…) расширить ответы детей: Богатыри – все бесстрашные мужественные мужчины, они защитники нашей родины!
Загадки:
На границе он стоит, Враг не лезет к нам, дрожит. В поле, иль на берегу, Преграждает путь врагу.
(Пограничник)
Бескозырка и тельняшка, Вьются ленты за спиной. По полгода ходит в море, Вы узнали кто такой?
(Моряк)
В самолете он летает, Страну нашу охраняет. Выполняет он приказ: Защищая с неба нас.
(Летчик)
У паренька сбылась мечта – Попал служить он в роту. Теперь стреляет «Тра-та-та» Из пушки, пулемета.
Уж очень смелый паренек, И самый лучший он стрелок!
(Артиллерист)
Гусеницы, башня, пушка, Люк открытый на верхушке. Та машина в поле чистом Управляется…
(Танкистом)
В этой форме темно – синей Защищает он страну, и в огромной субмарине опускается ко дну, охраняя океан, был в портах десятка стран
(Моряк –подводник)
Физкультминутка «Богатыри»
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Богатырь — вот он каков: Показывают силача
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, Поднимают руки высоко вверх
Станем, как богатыри!
Воспитатель: приглашает детей за столы для выполнения задания.
Первое задание: Богатырь добрый сильный и храбрый.
-кто первый прочитает вслух?
Что это такое произнес?
Дети: Предложение.
Воспитатель предлагает произвести графическую запись этого предложения.
Второе задание: расшифруйте имя одного из трех богатырей, написав первую букву соответствующей картинки.
АЛЁША
Третье задание:
Составьте схему слова СИЛА
(используя разноцветные знаки)
первый ребенок справившийся первым с данным заданием, работает у доски.
(Если остается время, то по этой же схеме придумать несколько слов)
Итак, Ребята, МЫ С ВАМИ ТЕПЕРЬ ЗНАЕМ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ МНОГО МУЖЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ, НО ЕСТЬ И ТАКАЯ – ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ, ЧТО СОВРЕМЕННЫЕ БОГАТЫРИ ЕСТЬ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. А Я ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ БЫТЬ СИЛЬНЫМИ И СМЕЛЫМИ КАК ЭТИ БОГАТЫРИ...
ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ И СЕГОДНЯ ВАМ СНОВА УДАЛОСЬ МЕНЯ УДИВИТЬ благодаря ВАШИМ СТАРАНИЯМ.
|