Подготовительная группа (6-7) лет
Подготовили и провели
воспитатели
- Игнатова С.В.
- Самсонова В.В.
Цель: обеспечить приобщение детей к героическому прошлому русского народа.
Задачи
Обучающие:
- обеспечить закрепление знаний детей о героическом прошлом русского народа, о былинных богатырях, о доспехах, оружии богатырей.
- Закрепить правила эстафетных игр, следить за четким выполнением двигательных заданий.
- Прививать любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава); женского костюма (сарафан, рубашка, кокошник).
Скачать конспект
Развивающие:
- обеcпечить развитие связной речи у детей, их гендерных представлений
- способствовать развитию двигательных качеств: ловкости, силы, быстроты, прыгучести, меткости.
- развивать чувство ритма, коммуникативные способности детей (умение общаться, отвечать на вопросы, отгадывать загадки).
Воспитательные:
- вызвать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек — уважение к мальчикам, как к будущим защитникам;
- пробудить чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
- воспитывать морально-волевые качества.
Активизация словаря:
Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, былина, меч, шлем, лук, стрелы, щит, плетка, кувадка, палица, могучий, мудрый, русичи, Россичи, подвиги, орнамент, рукоятка, всадник, гонец, былина, упряжь, благие, славяне, сказание, сражении, изба.
Предварительная работа:
Ознакомление с жизнью и бытом древних славян.
Чтение былин: «Святогор», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Добрыня Никитич», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья от Святогора меч получил», «Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«На заставе богатырской», «Про Василису Микулишну», «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин царь».
Просмотр мультипликационных фильмов «Детство Ратибора», «Илья Муромец» (пролог);
Лепка на темы: «Богатырский конь», лепка рельефная «Русские богатыри»
Аппликация на тему: «Меч и кокошник».
Конструирование на тему: «Куколка-Кувадка».
Рисование на тему: «Древняя Русь», «Оружие богатырей», «Мастера и мастерицы», «Одежда славян».
Рассматривание картин М. В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского –Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
Толкование пословиц и поговорок о богатырях, о мастерах и мастерстве;
Совместная художественная деятельность «Русские богатыри».
Оборудование: обручи, мячи, мечи, щиты, кугли, шлемы, воздушные шары.
Ход мероприятия: под музыку дети входят в зал, встают в полукруг.
1. Ведущий: Ребята, сегодня мы всех приглашаем отправиться в путешествие в былинную Русь, где девочек раньше называли «красны девицы», а мальчиков «богатыри». Собрались мы здесь сегодня, показать свою удаль «богатырскую» да «красу девичью».
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину Я рассказывать начну
Чтобы все мы знать могли
О делах родной земли!
Ведущий: — Ребята, а кто такой богатырь?
Силен, как сильный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман. Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
2. Ведущий:
Любит русский народ богатырей, славит их, складывает песни об их подвигах, о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? (Былины) Сейчас я хочу проверить, что вы узнали из них.
Викторина.
- Назовите богатырей, которых вы знаете.
- Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
- Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
- Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
- Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)
- Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
- Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
- Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
- С кем боролся Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)
- Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
- Как называлась столица древней Руси? (Киев)
- Ведущий: Ну-ка, красны девицы и добры молодцы, давайте- ка, разомнем свои рученьки, ноженьки.
ФИЗМИНУТКА.
Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
4. Ведущий:
- Пора вам, добры молодцы, в путь – дорожку собираться, а красны девицы помогут вам.
Игра «Собери богатыря в поход» (Девочки должны сложить в мешок разложенные по всему залу предметы, относящиеся к богатырям.)
5. Девочка:
На лбу бывают шишки,
Под глазом фонари,
Уж если вы мальчишки,
То вы – богатыри!
Мальчики показывают упражнение «Богатырская наша сила».
6. Ведущий: А пока богатыри в походе, наши девицы – красавицы, сплетут для них плеточку — семихвосточку, которая поможет им преодолеть все трудности. А кому помогла эта плеточка преодолеть все трудности? (Добрыне Никитичу)
Девочки плетут из трех веревок косичку.
Ведущий: А когда богатыри вернутся, отдадим им плеточки.
7. Ведущий:
Отгадайте загадки, ребята.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут.
(кольчуга)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руках удержать.
Снести им легко было голову с плеч,
Ну, что, догадались? Конечно же…
(меч)
Железная шапка с острым концом,
А впереди клюв навис над лицом.
(шлем)
Чтобы грудь защищать от ударов врага
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(щит)
8. Ведущий: Любит русский народ богатырей и много пословиц о них сочинили. И наши богатыри и девицы нам сейчас их расскажут.
Дети говорят пословицы:
Один в поле не воин.
Кто впереди идет – того страх не берет!
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении – легко в бою.
Где смелость, там и победа.
За правое дело стой смело.
Умелый боец везде молодец!
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Воюют не числом, а умением.
С родной земли умри, но не сходи.
9. Ведущий:
Сообирайтесь- ка ребятушки, в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую! Удивите-ка нас рукою твердою да глазом зорким!
Эстафета «Турнир всадников». Эстафета на лошадках с булавой в руке.
Нужно доскакать на «коне» до определенного места и булавой сбить одну кеглю, на которой приклеена картинка с изображением Соловья-разбойника, вернуться, передать булаву и коня следующему игроку.
10. Ведущий: А тем временем девицы-красавицы порядок в избе наводили.
Эстафета для девочек: «Загони шарик в совок». Девочки, с помощью веника, должны провести шарик через зал и попасть в совок.
11. Ведущий:
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Игра «Поймай хвост Змея Горыныча». У детей на поясе привязана веревка, на конце которой воздушный шарик. Задача детей, ногами лопнуть другому шарик и не дать лопнуть свой. Кому шарик лопнули, выходит из игры.
12. Ведущий:
Девицы-красавицы, скоро богатыри вернутся из похода, а давайте-ка им обед приготовим!
Эстафета «Варим обед». Девочки по очереди идут к кастрюлям стоящим на столах и готовят по командам суп и компот, складывая в них соответствующие продукты.
Ведущий: Молодцы девочки. Отдохните немного.
13. Ведущий:
Что ж, богатыри внимание,
Продолжаем состязания!
Шуточная игра «Сорви шлем». Звучит музыка, дети бегают то в одну, то в другую сторону. Во время паузы в музыке нужно подбежать к богатырю, который стоит в центре круга в шлеме, и сорвать его с головы. Кто сорвал – тот и «воевода».
Ведущий: Ну а теперь старинная забава – поталкушки – богатыри любили с малых лет.
Игра «Поталкушки». На расстоянии 1 м проводятся две параллельные линии. На линии становятся два богатыря. По сигналу они сближаются, и каждый игрок, упираясь в плечи противника руками, старается вытолкнуть его за линию границы. Побеждает тот, кто первый вытолкнет соперника за линию.
14. Ведущий: Девицы-красавицы, пора встречать богатырей из похода.
Девочки исполняют танец «Чисто поле». По окончанию танца, девочки берут мальчиков и встают в полукруг.
15. Ведущий: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Дети:
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
16. Ведущий: А я объявляю «Пир на весь мир». И приглашаю в группу на чаепитие.
|