Воспитатель МАДОУ детский сад №18: Кравцова Н.М. г. Балаково 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: знакомство с магнитом
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Закреплять навыки осторожного обращения с острыми и колющими предметами.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита, речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению свойств окружающих предметов, желание помогать другим.
Интеграция образовательных областей: познание, социально — коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая культура.
Оборудование и материалы: посылка, картинки с изображением инопланетян, схемы опытов, металлические, стеклянные, деревянные, пластмассовые предметы, магниты, компас, компьютер для показа схем.
Словарная работа: притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле.
Мотивация: помочь детям почувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи товарищам и взрослым.
Методика проведения непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, наши друзья Манеробики с планеты Манеробия прислали нашему ученому Почемучке посылку, в которую положили машину времени. Но, посылка попала в космическую бурю, и все детали машины раскрутились и перепутались. Теперь в посылке лежат вместе металлические, деревянные, стеклянные и другие предметы. Что же теперь делать? Как помочь нашему ученому? (Предполагаемые ответы детей)
- а как же отличить железные детали от остальных? (Ответы детей)
- Давайте попробуем провести опыт. Возьмите магниты проведите магнитами над предметами.
- Расскажите, что вы делали? Что у нас получилось?
Вывод: Мы провели магнитом над предметами и все металлические предметы притянулись. Значит, магниты притягивают металлические предметы.
- А для того, чтобы мы все запомнили, давайте посмотрим на схеме и поставим плюсы около тех предметов, которые притягиваются магнитами, а минусы около предметов, которые не притягиваются магнитами.
- Я думаю, что наш ученый «Почемучка» будет очень рад, что мы помогли ему.
- Мы с вами увидели, что металлические предметы притягиваются магнитом, а вы знаете, почему так происходит? Потому что на них действуют магнитные силы. Как мы можем увидеть магнитные силы? Для этого у нас есть магнитные опилки, магнит и картон.
- Перед проведением следующего опыта хочу вас предупредить – железные опилки нельзя брать руками, только ложкой. Опилки очень острые и могут поранить руки, (показываю схему).
- Сейчас мы проведем следующий опыт: ложкой насыпаем на картон металлические опилки, а магнит положим под картон. Посмотрите, что получится: все металлические опилки собрались в одном месте – где находится магнит. Почему это произошло? Опилки примагнитились. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все металлические предметы и притягивает их. Так что притягивает металлические предметы? Правильно, магнитное поле.
Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.
Опыт: поднесите 2 магнита друг к другу и наблюдайте, как они притягиваются.
Что вы сделали, и что у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте, что получится.
Опыт: Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.
- Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно свойство магнита. Магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Физкульминутка: Выходим в середину зала. Я буду большой магнит – а вы – маленькие магнитики. Большой магнит притягивает к себе маленькие магнитики (дети бегут к воспитателю). А сейчас я повернусь к вам спиной и маленькие магнитики оттолкнулись от большого магнита и разбежались в разные стороны. (Игра проводится 2 раза.)
Дети садятся за столы.
- А теперь мы с вами опровергнем пословицу – «Невозможно отыскать иголку в стоге сена». Как вы думаете, как можно отыскать иголку в стоге сена? Конечно, мы можем найти иголку с помощью магнита. (Показ картинки.) Давайте попробуем отыскать иголку в стоге сена. В сухую траву я спрячу иголку, а вы попробуйте найти ее. (Опыт)
- Какой мы сделаем вывод – магнитные силы проходят через различные предметы. А через воду пройдут магнитные силы? Давайте проверим, используя магнит.
Опыт: в стакан с водой опускаем гвоздь. Задаю детям вопрос — как достать гвоздь, не замочив рук? Провести магнитом около стенки стакана, и двигаем его вверх. Когда гвоздь появляется над водой, достаем его.
Вывод: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Мы уже знаем свойства магнита. Какие? Магнит притягивает к себе металлические предметы, магнитные силы проходят через различные предметы: воду, картон, сено.
Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов:
Магнит притягивает железные предметы.
Магнит имеет магнитное поле.
Магнитные силы проходят через разные материалы.
2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли нашему ученому, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось?
(Ответы детей).
- Ребята, наш ученый «Почемучка» дарит вам подарок – компас. Кто из вас знает, что такое компас? (Предполагаемые ответы детей)
Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.
Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Сколько бы вы не поворачивали компас, стрелка все равно будет устанавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть компас, и понаблюдайте что произойдет. Стрелка возвращается и указывает на север.
Рефлексия: добро, как магнит, притягивает к себе добрых и хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым магнитом.
|